The news is by your side.

От мечты и цели к успеху. Студенты с инвалидностью рассказали о поддержке вуза

Студенты с инвалидностью рассказали о поддержке вуза

В Таразском региональном университете имени М. Х. Дулати с 2018 года успешно действует центр психологической адаптации в инклюзивном образовании.

По словам руководителя центра — старшего преподавателя кафедры «Психология и педагогика», ассоциированного профессора Региональной академии менеджмента РК Сандугаш Усеновой, в прошлом учебном году вуз принял 101 студента с инвалидностью, а в этом обучаются 92 особенных студента, два магистранта. Сначала же в инклюзивном центре было не более 20 человек.

— Учащимся с ограниченными возможностями нелегко адаптироваться к окружающей среде. Кто-то из этих ребят раньше обучался на дому, и им сложно моментально приспособиться к активному общению, усвоению знаний на лекциях, среди других сверстников. Мы оказываем психологическую помощь, создаем условия для адаптации каждому особенному студенту. Стараемся вместе преодолевать трудности, работая напрямую с каждым факультетом. Следим за тем, чтобы аудитории, где проходят занятия, были на первых этажах, также учитываем, чтобы рядом были медицинский пункт, столовая, туалет. Максимально помогаем инклюзивным студентам с различными видами услуг в оформлении необходимых документов и справок. Например, имея проблемы со здоровьем, кто-то из ребят не может свободно передвигаться, только с помощью инвалидной коляски или поручней. У кого-то из них могут быть проблемы со слухом или психологические трудности. В настоящее время в университете действует положение «Психолого-педагогическая поддержка инклюзивного образования», мы специально заказывали книги по инклюзивному обучению, — рассказала Сандугаш Усенова.

С ее слов, в этом учебном году инклюзивные студенты выбрали такие направления обучения, как архитектура, искусство, культурный отдых, физическая культура, психология.

— С каждым из ребят я стараюсь общаться индивидуально, ведь у всех свои устремления и таланты. Указываем им правильное направление для развития каждого аспекта деятельности, к примеру, в спорте, искусстве, науке. Специалисты нашего центра также одними из первых в республике проводят курс «Технология инклюзивного образования» и для преподавателей вуза. Цель курса — повышение уровня знаний преподавателей в области инклюзивного обучения и создание условий для внедрения новых подходов и методов инклюзивного образования. Через тренинги рассматриваются пути развития непосредственного общения преподавателя и студентов с ограниченными возможностями в учебном процессе. Слушателям, окончившим курс, вручаются специальные сертификаты. В университете созданы все комфортные условия для сдачи экзаменов инклюзивным студентам на зимних и весенних сессиях. Помимо инклюзивного обучения, центр оказывает поддержку в социально-культурной реабилитации студентов. Большинство наших особенных ребят активно участвуют в общественной жизни вуза. У нас есть спортсмены, многократные чемпионы мира по вольной борьбе, чемпионы по спортивным танцам на колясках, спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата и слабовидящие студенты — призеры соревнований по парапауэрлифтингу. Например, в сентябре прошлого года в чемпионате по тогызкумалаку среди спортсменов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и слабовидящих команда Университета Дулати заняла второе место. Перед каждым состязанием я встречаюсь со студентами, подбадриваю их. Наряду со студентами, мы также проводим различные психологические тренинги и консультации их родителям, — рассказала Сандугаш Усенова.

Шалкару Тугелбаеву 20 лет, парень с рождения болен ДЦП.

— Я учусь на третьем курсе факультета филологии и гуманитарных наук по специальности «История». По окончании вуза буду преподавателем истории. В будние дни я посещаю университет, где слушаю лекции и выступаю на семинарах, после учебы иду в наш инклюзивный центр, где собираются студенты с ограниченными возможностями. Там с нами работает наш наставник, координатор, психолог Сандугаш Мейрамбековна Усенова. В центре нам помогают в подготовке к урокам и экзаменам, проводят для нас различные тренинги, тесты и упражнения, обучают, как лучше общаться со сверстниками и преподавателями. Большую часть моего времени занимают лечение, реабилитация в клиниках, но я стараюсь не пропускать занятия и активно участвовать в жизни университета. Я живу недалеко от вуза, поэтому каждый день хожу пешком, мне так легче. В автобусе зачастую не бывает свободных сидячих мест, да и люди иногда косо посматривают. Как в школе, так и в университете я без труда общался и общаюсь с ребятами, в основном это студенты из инклюзивного центра. У меня сложились хорошие отношения с моими однокурсниками. Я очень люблю природу, вместе с семьей часто выезжаем за город, в горы и на озера. Родители и братья очень помогают в моих начинаниях и учебе, в поддержке моего здоровья, — поделился Шалкар.

По словам парня, в свободное время он пишет стихи на казахском языке, выжигает по дереву, рисует, слушает музыку, любит играть в видеоигры. Недавно Шалкар начал писать художественную повесть на казахском языке.

Еще одна инклюзивная студентка — Асель Мусаева. Она тоже третьекурсница, ее диагноз — ДЦП. Девушка может передвигаться только с помощью инвалидной коляски.

— Мне 20 лет, учусь на факультете «Социальная психология», до вуза окончила специальную школу-интернат «Үміт» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в городе Каратау. Я намеренно выбрала для поступления Университет Дулати, поскольку знала от друзей, что здесь есть инклюзивный центр. Мой обычный будний день проходит так: завтракаю, еду в спортзал в комплексе «Тараз-Арена», занимаюсь там, потом учеба в университете, затем делаю домашнее задание и читаю. Люблю Ника Вуйчича «Жизнь без границ», ибо автор сильно мотивирует на успех. В свободное время смотрю по телевизору бокс, фигурное катание и обожаю готовить. Мне также нравится танцевать. Уже более пяти лет я занимаюсь спортивными танцами на коляске — как сольно, так и в паре. Мой тренер из областного спортивного клуба для людей с ограниченными возможностями Габит Аубакиров всегда поддерживает и подбадривает, вселяет в меня уверенность. У меня немало побед в республиканских и международных состязаниях, например, с сольным танцем «Принцесса Жасмин» я занимала призовые места в России, Чехии и, конечно, родном Казахстане. Когда я только поступила в университет, у меня было много проблем: не могла посещать занятия по состоянию здоровья, мне было сложно адаптироваться к окружающей среде. Но мне помогли тренинги в инклюзивном центре. Моя цель — стать сильным психологом и помогать таким людям, как я. В будущем мечтаю открыть свой большой центр психологической помощи, — рассказала Асель.

Как видим, молодые люди, несмотря на инвалидность, с надеждой и уверенностью смотрят в завтра, сильны духом и верой, любят жизнь и ценят каждый ее момент. Нам есть чему поучиться у них.

Лариса ГУБАШЕВА

Комментарии закрыты.