The news is by your side.

Рана всё ещё кровоточит

Пережив трагедию, мы продолжаем путь

Казахская нация тысячу раз умирала и тысячу раз оживала, как воскресала из пепла птица Феникс. Катастрофическими для казахов оказались годы джунгарского нашествия и голодомора 1931 — 1932 годов. История гласит, что во время организованного голода мы потеряли половину населения. 

С обретением независимости стали открываться новые кровавые страницы истории казахской нации. Как говорится, истина всегда найдет свое место в истории. Но тем не менее память о безвинно убиенных в разные годы людях до сих пор саднит кровоточащей раной в сердце каждого из нас. Возьмите навскидку любой казахский аул, и увидите трагическую судьбу моего народа. Не обошла стороной эта беда и аул Куркунгей (сейчас село Жанатурмыс района Т. Рыскулова).

Жители Тараза каждый год проводят митинг у памятника жертвам политических репрессий, что на улице Сулейменова, возлагают цветы. Когда работал в областном управлении архитектуры, я тоже несколько раз принимал участие в таких мероприятиях. И каждый раз, глядя на памятник женщине с ребенком на руках, вспоминал рассказ бабушки Уайды. Такие печальные рассказы, которые полны трагических событий, я слышал в 2007 году и от ученого, педагога, известного детского поэта Адибая Табылдиева. Автор более 40 книг, Адибай-агай родился в ауле Жанатурмыс.

Однажды наша с ним беседа коснулась сыновей и дочерей старца Жарбола, который доводился нам всем предком. Они в свое время стали жертвами голода. Адибай-агай вспомнил, что сыновья и невестки Жарбола жили и трудились в местечке Куркунгей. Это были середняки, которые занимались скотоводством, содержали крупный и мелкий рогатый скот. Во время коллективизации «активисты» конфисковали имущество и скот наших дедов Сатыпалды, Таубалды, Айдеке, Абдуали, Табылды и Айдаралы, а их самих отправили в ссылку. Так, потомки Жарбола, которые выращивали в Куркунгее кукурузу, промышляли охотой, занимались животноводством, честным трудом обеспечивавшие свои семьи всем необходимым, в мгновение ока оказались в списках баев-кулаков. И были безвинно наказаны.

Голод, донос «активистов» больно ударили по детям старца Жарбола. Вернувшиеся из ссылки шестеро его сыновей и снохи Ултуар и Анимай от истощения умерли в 1931 — 1934 годах. Голос Адибая-агая дрожал от неизбывной тоски, отчего сердцу становилось тесно в груди, и на глаза непроизвольно наворачивались слезы. Обессиленные от голода люди не могли даже похоронить умерших родных и близких. Зимой трупы закидывали снегом, а когда теплело, их просто заваливали стенами покосившихся домов. Голод выкашивал целые семьи.

Бабушка Уайда по природе была живым, трудолюбивым и находчивым человеком. Наверное, благодаря этим качествам она сумела уберечь от голодной смерти четверых своих детей… В те жестокие годы она переселилась в местечко Кунгей, что неподалеку от Куркунгея. Жила с детьми в землянке, прорыла от родника небольшой арык на поле, где выращивала кукурузу. Ей на подмогу пришли еще несовершеннолетние сыновья Тансыкбай и Сансызбай, которые наловчились ловить птиц и мелкую дичь. Бабушка часто со слезами рассказывала одну историю из той ужасной поры. Мы представляли хамство и самодурство «активистов», и кулаки сжимались сами собой.

В один из дней они приехали в Кунгей, повалили на землю 10 — 13-летних сыновей бабушки и силой сняли с них сшитые из лоскутков овечьих шкур душегрейки. Однако их издевательства и глумление на этом не закончились. Через некоторое время они вернулись и острыми железными кольями стали ковыряться вокруг дома и даже в каменной печи. Нашли-таки несколько пригоршней колосков и забрали. После этого бабушка стала прятать силки, капканы, зерна кукурузы и пшеницы подальше от землянки, среди камней. Еду для детей готовила с опаской, все время озираясь по сторонам, чтобы эти безжалостные «активисты» ненароком не застали ее за стряпней. Когда она рассказывала нам об этих ужасах, из ее глаз ручьями бежали слезы, а сама она будто переселялась в другой мир. За материнское мужество и тяготы, которые выпали на ее горькую долю, Бог наградил бабушку внуками и долголетием. Она умерла в 1966 году.

Адибай-агай вот как вспоминал притеснения, которые чинили сподручники власти его матери Дардене. Маленький Адибай взбирался на пригорок неподалеку от дома, махал кулаками и во весь голос орал вслед «активистам»: «Эй, подлецы! Когда я вырасту, у меня хватит сил вас наказать! Я еще покажу вам!» Вспоминая ту боль и беспомощность, Адибай-агай судорожно сглатывал слюну, а его глаза наполнялись слезами. Тогдашний маленький сирота Адибай Табылдиев сегодня могучий тополь, глубоко пустивший корни. Аксакал, которому сейчас идет девяносто пятый год, — опора большой семьи, глава рода. Он один из ученых, заложивших основы Энциклопедии Республики Казахстан.

Умершие от голода и гонений жены сыновей аксакала Жарбола Ултуар, Уайда, Дардене, а также внуки и их жены Айдархан, Аманбек, Тансыкбай, Сансызбай, Жаксыбай, Саракуль, Катшакуль и Кульзада похоронены на семейном погосте в Каратобе. Благодарение Создателю, после них остались потомки, которые достойно работают в разных уголках нашей необъятной страны. Некоторые уже успели выйти на пенсию. Потомки старца Жарбола — автор этих строк, Жетписбай, Ондасын, Орынжан, Болатбек, Болысбек, Думан, Саулебай, Айдос, Ербол, Ержан, Ердос, Нуржан, Рысбек и Бауыржан принесли землю с места захоронения предков с зимовья и в 2016 году установили рядом с погостом на Каратобе гранитный памятник, на котором высекли имена всех наших дедов, отцов, матерей. Затем 31 мая в ауле Жанатурмыс устроили поминальный обед в память об умерших, прочитали священный Куран.

Уважение к памяти предков является хорошей чертой нашей нации. Начиная с 2016 года ежегодно 31 мая учащиеся местной средней школы имени Каныша Сатпаева возлагают цветы к памятнику, здесь им рассказывают о трагических страницах истории нашего народа. И каждый раз звучит призыв не допустить больше такого несчастья.

Кунтубай ТАНСЫКБАЕВ,
почетный строитель, архитектор

Комментарии закрыты.