The news is by your side.

Слова назидания

Депутаты требуют от автоперевозчиков выполнения обещаний

Больше года прошло с тех пор, как в Таразе увеличился тариф на проезд в общественном транспорте. Когда принималось это решение, нас заверяли: обслуживание пассажиров значительно улучшится. Почувствовали ли это улучшение жители города?

Чинно, благородно

Чтобы быть предельно объективными, начнем с хорошего. Безусловно, определенные плюсы с повышением тарифов ощутили многие жители Тараза. Автоперевозчики, выполняя свое обещание, закупают целые партии новых автобусов. Очень приятно стало ездить на некоторых маршрутах. А когда водители соблюдают график движения, то вообще складывается идиллическая картина. В просторном салоне никто не наступает тебе на ногу и не дышит в затылок, водитель не тянет резину и не летит как угорелый. Словом, все так чинно, благородно…

Конечно, не без некоторых нюансов, но в целом значительно улучшена работа автобусного маршрута № 47 и еще ряда некоторых. Даже в выходные дни автобусы, хоть и полупустые, все равно едут с интервалом движения в несколько минут. Так и должно быть: если водители где-то проигрывают, то они с лихвой компенсируют это в будние дни.

 

Хорошего мало

Теперь о том, что разочаровывает. К сожалению, на отдельных городских маршрутах никакого улучшения до сих пор не наблюдается. Возьмем, к примеру, прошедшее воскресенье. В пригородном селе Жалпактобе в послеобеденное время автобус по маршруту № 39 пришлось ждать 27 минут! Это при том, что народу на остановках было хоть отбавляй! Но водитель забивал пассажирами переполненный салон не только на остановках, но и на каждом повороте.

— Такая картина наблюдается каждый день! — говорит жительница села Замира Юсупова. — По утрам в будний день график движения плотнее, но пассажиров еще больше! А после обеда интенсивность движения резко снижается.

Примечательно, что проезд на крайне неудобных однодверных автобусах этого маршрута стоит 55 тенге. Отсутствие конкуренции в этом направлении (здесь помимо 39-го курсирует только маршрут № 22, у которого график еще более «щадящий») сыграло с людьми злую шутку. Но за такие услуги, честно говоря, вряд ли стоит платить по тарифу.

 

Технический недосмотр

Далее возьмем 38-й маршрут, который обслуживает район, в народе именуемый «за линией». На остановке «Өнерпаз» по утрам в автобусы уже невозможно сесть, за проезд нужно платить 55 тенге. Но самое главное -в тот же воскресный день автобус этого маршрута пришлось ждать… 38 минут! Для сравнения: за это время проехали три автобуса маршрута № 55, три — № 45, и даже автобусы малолюдного 20-го маршрута умудрились проехать два раза.

Пассажиры не удержались, чтобы не задать вопрос водителю автобуса: почему так плохо обслуживается маршрут (не было даже пяти часов вечера)? Оказалось, что в выходные дни автобусы ходят реже в связи с уменьшением пассажиропотока, а тут еще одна машина сломалась. Но как можно ставить технически неисправный транспорт на линию? Ведь владелец автобуса и руководство автопарка обязаны проверить состояние машины перед выходом в рейс. И почему одни автоперевозчики увеличивают интервал движения в выходные дни, а другие строго соблюдают ежедневный график?

Кстати говоря, в этот же день в обеденное время автобус маршрута № 38, но уже в обратном направлении, людям на остановках пришлось ждать по 26 минут. За это время, по их свидетельствам, прошло пять автобусов 47-го маршрута!

Не лучшим образом отзываются жители города и о работе 37-го маршрута. По их мнению, постоянно переполненные салоны необходимо компенсировать более плотным графиком движения. Чего пока не наблюдается…

 

Чем хуже, тем дороже?

Возможно, сегодня не стоит говорить о том, что нужно вернуть на прежний уровень тарифы на проезд.

— Если общественность будет настаивать, то юридически мы вправе будем пересмотреть вынесенное ранее решение о стоимости проезда, — комментирует ситуацию депутат городского маслихата Жакып Жексембиев. — Однако к этому вопросу нужно подходить очень осторожно и ответственно. Многие автоперевозчики уже сделали определенные шаги в пользу потребителей, которых нельзя подвести. Но с теми, кто не соблюдает взятых на себя обязательств, нужно работать.

А вот в другом вопросе, наверное, рано ставить точки над i. На наш взгляд, поездка в однодверных старых автобусах, коими блистают вышеназванные маршруты, в принципе не может быть дороже, чем проезд в двухдверных новых автобусах. Возможно, схему формирования тарифа на том или ином маршруте следует пересмотреть.

— Это уже другой вопрос, и здесь нужно говорить об упорядочении тарифа на проезд, — соглашается Жакып Тузельбаевич. — Безусловно, данный момент требует детального изучения.

Но даже если упорядочить тарифы, нет никакой гарантии, что автобусы начнут безупречно работать. Ведь проблемы возникают и там, где на маршрут выходят двухдверные автобусы, где берут плату 45 тенге. К примеру, утром 19 сентября люди около получаса ждали автобус 57-го маршрута. Водители объяснили, что из строя вышли сразу два автобуса. Первый опять-таки сломался (какая-то нехорошая тенденция!), а второй якобы попал в аварию. Народу было как сельдей в бочке.

— Когда принималось решение о повышении тарифа на проезд, нам действительно обещали улучшение услуг, — говорит еще один депутат Таразского маслихата Айша Ниязбекова. — Лично я до сих пор этого не почувствовала. На работу добираюсь по маршруту № 25, который обслуживает массив Коктем. Поездка почти всегда превращается в муку — салон переполненный, а график движения не соблюдается. Порой мы ждем автобус по 20 минут, а потом садимся на такси. Вот так работают наши транспортники.

Депутат Айша Ниязбекова пыталась решить этот вопрос, но воз и ныне там.

 

Заглянем в чужой карман

Кстати говоря, в среде водителей давно известно, что маршруты №№ 37, 38 и 39 называются «золотыми». Попасть на них мечтает каждый водитель, ведь здесь обеспечено беззаботное существование. Наши наблюдения показали, что от села Гродеково до центрального рынка в Таразе водитель маршрута № 39 набивает в салон порядка 70-80 пассажиров (с учетом сходящих на остановках людей). Это по меньшей мере 3850 тенге, а ведь маршрут уходит еще и в микрорайоны. Если совершить в день хотя бы пять рейсов, то один водитель наберет за смену почти 20 тысяч тенге. Даже если вычесть из этой суммы расходы на бензин, зарплату кондуктору, получается солидный доход. Аналогичная картина наблюдается на других «блатных» маршрутах.

Полагаем, что в данном случае также будут неуместны старые отговорки о дороговизне горючего. С тех пор как тариф на проезд повысился, ходовые марки бензина даже подешевели. Так неужели за эти деньги нельзя было за год обновить машины на данных маршрутах?

Понятное дело, что мы не можем в статье проанализировать работу всех других автобусных маршрутов. А потому просим читателей сообщать нам о том, как вас обслуживают на тех или иных линиях. Глядишь, вместе с вами мы определим лучшие и худшие маршруты города.

Шухрат ХАШИМОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

2 Комментарии
  1. Натаха говорит

    Есть рациональное предложение, как улучшить работу общественного транспорта. Надо всего навсего забрать персональные авто у ВСЕХ НАЧАЛЬНИКОВ области, включая главного акима. И пусть катаются на автобусах. Вот тогдаааа… Тогда автобусы будут ходить аккуратно, чистенькими, строго через каждые две минуты и водители с контролерами будут страшно вежливыми. Почему только чиновники за наши же налоги должны ездить на всяких тоётах в комфорте, а мы давимся в этих «китайцах»?

  2. Аля Поле говорит

    Добрый день! Еще бы хотелось узнать у наших перевозчиков и задать несколько вопросов.
    В соответствии с утвержденными Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом наши перевозчики для сокрытия дохода:
    — не выдают билеты за проезд,
    — на пригородных и отсутствует багажная квитанция ( в связи с тем что пригородные население пункты вошли в состав города,
    -не ведется бортовой журнал о прохождении пред рейсового технического осмотра автотранспортного средства предсменного медицинского осмотра водителя.
    Автобусный парк города пополнился новыми автобусами, однако они не соответствуют требованиям: гражданами нашей Республики являются инвалиды и наделены такими же правами как и мы здоровые люди.
    -Ни одна остановка в городе не предусмотрена проезжая часть дороги с учетом определения мест и пандусов для посадки инвалида, будь то человек на костылях, либо колясочника, да и для молодых мам с малыми детьми и колясками; и кстати у нас в области не предусмотрено
    -Ни на одной остановке нет расписания движения и указанного маршрута автобусов и маршрутных такси (авто лайнов); Отсутствуют таблички , содержащие сведения о месте и времени движения и схема маршрута (графическое изображение маршрута регулярных автомобильных перевозок) по каждому остановочному пункту.
    -Во многих автобусах отсутствуют: на государственном и русском языках
    -полное наименование перевозчика,
    -контактные номера телефонов перевозчика, организатора перевозок,
    -сведения о стоимости проезда,
    -права и обязанности пассажира.
    -В большинстве автобусов и маршрутных такси (авто лайнов),отсутствует оповещение остановок, единственное, что любят повторять контролеры: готовьтесь к выходу и оплачивайте проезд!
    -Разрешено ли правилами перевозок проигрывать музыку в салоне автобусов и маршрутных такси (авто лайнов)?
    -Может ли водитель во время движения автобуса и маршрутного такси (авто лайна) говорить по мобильному телефону?
    -Не соблюдается скорость движения водители разных маршрутов обгоняют друг друга ,несутся с такой скоростью, что нет возможности заранее подготовиться к высадке на требуемой остановке.
    -Сколько предусмотрено по правилам стоять на остановке автобусу либо маршрутному такси (авто лайну) по времени, когда предусмотрена посадка?
    -Почему проблематично воспользоваться для выхода второй и третьей дверью для выхода из автобуса?
    -какова должна быть рациональная вместимость автобуса и маршрутного такси, для чего тогда предусмотрена паспортная вместимость автотранспортного средства?
    -Год назад на всех остановках были установлены звуковые информаторы, правда транслировалась лишь реклама и музыка, на сегодняшний момент не работают. Так же обстоит и освещение остановок.
    Поэтому наши господа перевозчики не владеют на данный момент достоверной информацией логистики ценнообразования проезда, и прочими затратами и естественно не знают чистой прибыли действующих маршрутов города и сейчас еще перевозчики получают дотацию за проезд так как школьники пользуются проездными и некоторые категории граждан. Каким образом рассчитана сумма дотации?
    И в соответствии вышеперечисленных недостатков возникает вопрос, каким образом организаторы конкурса его проводят, если не соблюдены правила для участия в конкурсе и при заполнение бланка информации об участнике проставляют оценочную шкалу? и представитель исполнительного органа а лице акимата подписывает решение этой оценочной шкалы.А после моего комента в фесбуке ,была проведена прокурорская проверка,которая подтвердила вышеизложенные мной факты.Отчет в газете «Магнолия».Выписаны предписания,однако перевозчики не отстранены от работы.

Комментарии закрыты.