The news is by your side.

Учитель речи. Умение правильно произносить слова и звуки формируется с раннего детства

Умение правильно произносить слова и звуки формируется с раннего детства

В этом убеждена и не понаслышке знает все об искусстве постановки у ребенка правильной речи логопед яслей-сада № 8 Тараза Наталья Лбова. Ее трудовой стаж составляет 11 лет.

Сначала Наталья работала в этом садике помощником воспитателя, потом поступила в Жамбылский высший гуманитарный колледж имени Абая, после окончания которого стала организатором социально-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями. А затем продолжила обучение на факультете логопедии и дефектологии Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева.

Детский ясли-сад № 8 в Таразе когда-то был специализированным, логопедическим, но и в настоящее время восемь из 12 групп — коррекционные, логопедические.

— Практически ни один человек не может жить без окружающего его социума, каждый день нам приходится общаться с людьми. И чтобы нас понимали и слушали, нужно обладать грамотной и четкой речью. Поэтому в детских садах нужен логопед — специалист, который исправляет недостатки речи у детей, учит говорить их правильно, — считает Наталья Лбова. — Кроме искажения отдельных звуков, неправильного их произнесения или отсутствия, существует большое количество более тяжелых патологий. Например, общая смазанность звуков, заикание, нарушения голоса, темпа или понимания речи или вообще ее отсутствие, общее недоразвитие всех сторон речи, не только звуковой, но и грамматической, и смысловой, что выливается впоследствии в нарушение письма. Исправление всех этих недостатков — главная задача логопеда.

Занятия под руководством логопеда в детском саду проходят как фронтальные, то есть по графику в группах, так и индивидуальные, если таковые необходимы.

— Сейчас многие семьи сталкиваются с такой проблемой, что дети не учатся говорить сразу правильно. Это происходит по нескольким причинам. Бывает, влияет физиология — строение речевого аппарата у ребенка (вялый язык, слабая воздушная струя, неправильный прикус), а бывает, и образ жизни в семье, привычка самих взрослых постоянно нежничать, умиляться детскому лепету, подражать детской речи и упрощать слова. Это в корне неправильно. С детьми нужно сразу разговаривать как со взрослыми, правильно обозначать названия предметов, вещей, цветов, явлений жизни, не сокращая и не упрощая слова, правильно произнося все звуки. Ведь дети склонны подражать во всем родителям, взрослым, копировать их, — поясняет Наталья Александровна.

Еще одним фактором, оказывающим влияние на развитие речи у детей, по словам логопеда, является технический прогресс и перемещение многих сфер жизни в виртуальное и больше — в визуальное пространство. Зачастую многие родители вовсе не разговаривают, не общаются со своими детьми, предоставляя им в качестве игрушек гаджеты, не занимаются с малышами дома. В результате ребенок не умеет произносить звуки, слова, строить фразы и предложения грамотно. Ведь ни один робот и гаджет не заменит человеческого, в данном случае родительского участия, теплоты и заботы.

— На занятиях я провожу артикуляционную гимнастику, применяю су-джок терапию, развиваю у ребятишек мелкую моторику, которая помогает активизировать нужные импульсы в мозгу, в игровой форме объясняю детям постановку звуков, отрабатываю автоматизацию и дифференциацию звуков — различение их по каким-то схожим принципам. Применяю игру «Подражание звукам разных животных», а также различные вспомогательные инструменты для правильной постановки звуков — зонты, — говорит Наталья. — Я очень люблю свою работу и всякий раз вместе с родителями радуюсь, если удалось обучить ребенка хорошо говорить.

По ее словам, в норме к шести годам ребенок уже должен произносить все звуки правильно. В арсенале логопеда много нестандартных приемов и развивающих игр для детей — загадки, стихи, песни, скороговорки, так как очень важно увлечь ребенка, чтобы он сам захотел заниматься и исправить недостатки своей речи. Часто нарушения речи сопровождаются психическими проблемами, поэтому логопед иногда работает в тесной связи с психологом, неврологом, дефектологом. Активное содействие логопеду в детском саду оказывают и воспитатели, педагоги, музыкальные работники.

— Логопед неизменно должен быть внимателен, чуток и терпелив, ведь дети с дефектной речью зачастую стесняются своих недостатков, поэтому в общении с ними нужно быть максимально деликатной, уметь их поддержать и ободрить. Работа с детьми, имеющими дефекты речи, требует большой отдачи, эмоциональных и физических сил, поэтому логопед должен любить детей, — уверена Наталья. — Бывает, что дети дарят мне поделки, которые создают вместе с родителями и под руководством воспитателей. Лучшей благодарностью за мою работу является улыбка ребенка, его искренняя радость от того, что у него получается отлично выговаривать слова.

Лариса ГУБАШЕВА,
фото Юрия КИМА

Комментарии закрыты.