The news is by your side.

Уникальное наследие. Петроглифы региона — привет от далеких предков

Петроглифы региона — привет от далеких предков

Анна КРОКОШЕВА,
краевед, педагог дополнительного образования, руководитель туристическо-краеведческого кружка Дворца школьников города Тараза

На третьем заседании Национального курултая «Адал адам — Адал еңбек — Адал табыс» Глава государства Касым-Жомарт Токаев поднял злобо­дневный вопрос о сохранении историко-культурного наследия страны, в частности, проблему сохранения петроглифов.

В природных горных ландшафтах с древнейших времен до нас дошли уникальные наскальные рисунки, где рукою древнего художника были запечатлены образ жизни, культура и мировоззрение того времени.

Эти уникальнейшие артефакты расположены практически в каждом регионе Казахстана, а на территории Жамбылской области находятся одни из самых значимых памятников наскального творчества, начиная с палеолита и неолита, эпохи бронзы и раннего железа, тюркского раннесредневекового периода и времени формирования Казахского ханства.

Как справедливо отметил Касым-Жомарт Токаев, эти памятники наскальной живописи представляют собой тысячелетнюю летопись степной цивилизации. Мы отдаем дань уважения нашим славным предкам, передавшим потомкам это великое наследие. Рисунки на скалах являются одними из самых ярких артефактов, доказывающих древнейшие истоки формирования казахского этноса, поэтому требуют пристального изучения.

Как краевед-исследователь я уже много лет веду изучение петроглифов в ущельях Карасай и Камыстыбулак, Кызылкайнар и Ак-Кайнар, расположенных цепочкой, друг за другом по горному хребту Кыргызского Алатау на территории Байзакского и Жамбылского районов, в пойме реки Терис по горным юго-западным склонам хребта Каратау в Жуалынском районе. Учеными выявлены сотни петроглифов в горных ущельях Турара Тыскулова, Меркенского, Таласского, Шуского, Мойынкумского районов, а также на сопредельной территории с Кыргызстаном (петроглифы Маймака). Однако полноценного академического исследования этих памятников еще не проведено.

В 70-80-х годах ХХ века выявление и первоначальные исследования петроглифов в Жамбылской области проводили специалисты Казахской комплексной археологической экспедиции Академии наук Казахской ССР — Мир Касымович Кадырбаев и Алексей Николаевич Марь­яшев, ими были опубликованы научные статьи, сделаны описи рисунков. В 2010-2013 годах специалистами ТОО «Археологическая экспертиза» проводилась работа по составлению свода памятников истории и культуры по районам Жамбылской области, где зафиксированы места скопления выявленных петроглифов, определены географические координаты.

Но далеко еще не все петроглифы найдены. К примеру, мне попадались ущелья с петроглифами, которые не указаны в данном научном сборнике. К сожалению, сегодня не проводятся комплексные научные исследования петроглифов по Жамбылской области, а тем временем многие наскальные рисунки бесследно пропадают.

Время никого не щадит, и даже камень не вечен под палящим солнцем. Но и человек не всегда ведет себя гуманно. Я неоднократно встречала вандальные надписи, сделанные поверх древних рисунков, выбоины на камнях от огнестрельного оружия и так далее.

Наскальные рисунки в основном расположены в труднодоступных местах горных ущелий, посещаемых лишь чабанами и энтузиастами-туристами. К местам скопления петроглифов порой приходится добираться пешком, переходить вброд горные реки, подниматься на высокие утесы. Стоит только раз посетить эти места, увидеть, прочувствовать историю, как понимаешь, какое богатое наследие нас окружает.

К примеру, во время экскурсионных занятий со школьниками мы проводили знакомство с наскальными рисунками, так сказать, живые уроки истории, устраивали пленэры. Дети участвовали в экологическом мероприятии по очистке мест скоплений петроглифов от бытового мусора. Такие воспитательно-образовательные мероприятия необходимо проводить повсеместно, прививать любовь к истории.

Петроглифы могут стать интересными объектами новых познавательных туристских маршрутов и рассказать о жизни и культуре древнейших поселенцев нашего края. Главное, чтобы каждый житель нашей области понимал, что это национальное культурное достояние, которое мы должны сохранять.

Комментарии закрыты.