The news is by your side.

Время собирать камни

Акыртас. Вечный поиск истины

В мире есть немало древних сооружений, над разгадкой строительства которых ученые бьются до сих пор. В их числе дворцовый комплекс Акыртас, расположенный на территории района Т. Рыскулова в 40 километрах восточнее Тараза у подножия Киргизского Алатау. Не одно столетие ученые всего мира пытаются приоткрыть завесу тайны с самого загадочного места в Жамбылской области. Но по сей день Акыртас упорно скрывает от людей свое истинное происхождение и предназначение.

 

Сколько людей, столько и мнений

Каменную конструкцию красно-бурого цвета, датированную VIII — XIV веками, изучают уже более 130 лет. Здесь побывали десятки исследователей, и у каждого своя версия назначения и происхождения древнего объекта.

Кто-то считал, что Акыртас задумывался как гигантский торговый центр и перевалочный пункт, кто-то придерживался мнения, что это дворец карлукского кагана, а кто-то предполагал, что это был вовсе христианский монастырь или буддийский храм… Позже немало комплексных и топографических исследований, в ходе которых изучались структура каменных блоков, их расположение и формы, проведено и в рамках государственной программы «Культурное наследие».

В своей статье «Акыртас» краевед и общественный деятель Такен Молдакынов указал фрагмент из дневников китайского монаха Чан-Чуня, который оставил поистине бесценные для науки сведения. Он писал, что на дороге им попалось городище, камни которого совершенно красного цвета, есть следы древнего военного становища. На основании этих данных некоторые ученые считают, что это был военный гарнизон.

— Были и другие версии, к примеру, что это фабрика по добыче золота, — сообщил жамбылский археолог и краевед директор ТОО «Научная организация «АРК» Искандербек Торбеков. — Киргизский хребет славится богатыми залежами драгоценного металла. Установлено, что в древности люди добывали там золото. В советскую эпоху место было законсервировано.

А на республиканском научном семинаре «Тайны Акыртаса», организованном государственным историко-культурным заповедником-музеем «Памятники древнего Тараза», ученые озвучили другие гипотезы. Так, ведущий научный сотрудник Института археологии имени А. Маргулана, доктор PhD Ералы Акымбек, некогда принимавший участие в раскопках на месте загадочной конструкции, считает, что это каменное сооружение не достроено и, возможно, планировалось как дворец местного правителя.

Между тем профессор Евразийского университета имени Л. Гумилева Айман Досымбаева на этот счет поддерживает предположение археолога Геронима Пацевича, который считал, что строение принадлежало последователям учения Заратустры.

— Известно, что часть персоязычного населения, которое с распространением ислама некогда было притеснено и изгнано с территории Ирана, перекочевало и осело на юге Казахстана, в том числе в Отраре и Таразе, — сказала А. Досымбаева. — В свое время Г. Пацевич обнаружил на холме Тектурмас зороастрийское кладбище. А по философским канонам адептов Заратустры умерших нельзя было хоронить в земле. Она считалась святой, а человек —
грешным. Также не позволялось сжигать труп и бросать его в воду, так как это оскверняло чистые стихии, которые почитались ими. По этой причине люди строили специальное погребальное сооружение из кирпича или камня, называемое дахмой (дакмой), где оставляли тела усопших для того, чтобы животные и птицы очистили кости от мягких тканей. Г. Пацевич утверждал, что для этого даже держали специальных собак. После очищения от плоти кости собирали в специальные сосуды (оссуарии), и только затем следовали похороны.

По мнению профессора, Акыртас вполне мог быть той самой дахмой. На это указывает и то, что это единственное сооружение из каменных блоков в округе, где было много помещений, предназначенных для умерших, поскольку и тел было немало. Кроме того, возможно, оно таким и задумывалось изначально (без крыши) и не являлось недостроенным. Ведь, как считает Айман Досымбаева, логичнее было бы проводить всю процедуру, сопровождающуюся запахом гниения, под открытым небом. Возможно, именно поэтому здесь не найдено остатков перекрытий крыши. Тут также не обнаружено ни одного сосуда, что свидетельствует о том, что место не было обжито и предназначалось для проведения ритуала. Вероятнее всего, сооружение обслуживали определенные люди, своего рода каста жрецов, полагает профессор. Она также обратила внимание на тот факт, что при исследовании Акыртаса было обнаружено множество камней, похожих на корыто, которые заставляют задуматься о самом топониме.

— Долгое время ученые пытались найти назначение этих камней с углублениями как деталей архитектуры. Но безуспешно, — сказала А. Досымбаева. — Между тем название строения говорит за себя: «акыр» («корыто для кормления животных»), которое используется в лексике до сих пор, и «тас» («камень») — с казахского языка можно перевести как «каменное корыто».

Пища для размышлений

В свою очередь Искандербек Торбеков — сторонник версии известного казахстанского археолога Карла Байпакова, предполагавшего, что это дворцовый комплекс, который начали строить арабы в период активного завоевания южного Казахстана, а вместе с ним распространения ислама и культуры Саудовской Аравии.

— Считается, что Акыртас стали строить после победы мусульман над китайской армией в Атлахском сражении в 751 году, и он задумывался как один из форпостов династии Аббасидов на данной территории, которая находилась в северной части Арабского халифата, — отметил И. Торбеков.

Вместе с тем он подчеркнул, что в датах закладки фундамента Акыртаса и сражения при Атлахе есть некоторое несоответствие. Так, немецкий историк-востоковед Бурхард Брентьес определил дату начала строительства Акыртаса — 714 -715 годы, согласно чему старт возведению объекта был дан раньше, чем произошла Таласская битва. Одновременно с этим считается, что строительство началось по приказу известного арабского полководца и политического деятеля Кутейбы ибн Муслима, возглавлявшего арабское войско, после победы в вышеназванном сражении. Есть и другие сведения, где указано, что арабский военачальник погиб от рук своих же соотечественников. Существует предположение, что на завоеванных им землях Кутейба решил создать собственное исламское государство и отделиться от Аббасидов. Но этому воспрепятствовали. Со смертью Кутейбы работы на Акыртасе прекратились.

— Что случилось там на самом деле, точно неизвестно, — сказал Искандербек Торбеков. — Предположительно, сооружение задумывалось как крепость Кутейбы. Культурных слоев на месте не обнаружено, что дает почву для утверждения: здание было все же недостроенным. Версия Б. Брентьеса вполне может быть правдоподобной. Согласно другим источникам, Кутейба возглавлял арабскую армию в Атлахском сражении против китайцев, что вызывает сомнение: ведь если ранее он был убит, то соответственно не мог участвовать в битве. Так что вполне возможно, войско вел кто-то другой.

В обоих случаях основателем комплекса указан Кутейба ибн Муслим. Но вместе с тем, как отметил И. Торбеков, есть и другая гипотеза, что местные племена карлуков после поражения танской армии в битве при Атлахе воспользовались пленными как рабочей силой врагов и знаниями арабских зодчих и начали возводить ставку для своего кагана. А поскольку они были союзниками арабов, при строительстве взяли их архитектурный стиль и технологию.

По словам жамбылского археолога и краеведа, еще в 1990-е годы французские ученые совместно с казахстанскими коллегами сняли план застройки Акыртаса и наложили его на планы знаменитых дворцовых комплексов Самарры, Иордании и Сирии, и, к великому удивлению, они полностью совпали. Отсюда можно сделать вывод, что в строительстве Акыртаса принимали участие выходцы из Саудовской Аравии.

— Это объясняет и выбор иного, более прочного строительного материала, — сказал И. Торбеков. — Красный песчаник — подходящая замена тому, с чем привыкли работать арабские зодчие. Никогда прежде местные жители не использовали его в строительстве, все города близ Тараза (Кулан, Аспара, Мирки и другие) строились, как правило, из саманных кирпичей. Акыртас — единственное сооружение из каменных блоков.

Легенды и мифы

Отсутствие четких ответов на возникающие вопросы стало благодатной почвой для рождения множества легенд. Одна из них связана с героем кыргызского эпоса Манасом и его сыном. По преданию, камни появились здесь из далеких гор, откуда их якобы бросал сын, а сам богатырь строил из них жилище, в котором они прожили до самой смерти.

Гигантские каменные блоки на самом деле настолько поражают воображение, что в голову приходят самые невероятные мысли. Они словно детали огромного конструктора, разбросанные чьей-то мощной рукой. Их можно увидеть как вокруг строения, так и внутри него.

— Не случайно родилась и другая легенда, повествующая о великане, который, влюбившись в девушку, пообещал выполнить ее прихоть и построить дворец и город из камня, — рассказала главный хранитель фондов государственного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Анна Крокошева. — Но обнаружив отсутствие воды в этом месте, решил проложить путь к полноводному Таласу. Во время своего занятия гигант неожиданно встретил другую красавицу, которая завладела его сердцем. По этой причине работа прервалась и сооружение осталось недостроенным.

— Некоторый свет на предположительное время его строительства и назначение пролили раскопки 1996 года, проведенные совместно французскими и казахстанскими археологами. Обнаруженная здесь мечеть позволила отвергнуть версии об Акыртасе как брахманском храме или несторианском монастыре. Это же обстоятельство убедило в начале строительства не ранее середины VIII века, — отметил Такен Молдакынов.

Возвращение утраченного

В регионе прилагают максимум усилий, чтобы сохранить уникальный памятник истории. По информации Анны Крокошевой, в ходе экспедиции в окрестностях сооружения обнаружено старое почтовое отделение, при строительстве которого использовались камни, вывезенные с территории Акыртаса. Такие же блоки можно увидеть в основании трех современных железнодорожных мостов.

Еще в 1905 году Василий Каллаур писал, что «…обделанные камни из этих развалин разбираются, увозятся и употребляются как строительный материал, или же берутся на изготовление жерновов, почему постройка эта все более и более разрушается…».

— На территории фруктового сада, расположенного в двух километрах на северо-восток от села Акшолак Байзакского района, нами выявлено около 250 блоков со следами качественной средневековой обработки, которые были демонтированы и вывезены во второй половине XIX века для постройки почтового тракта, — сообщил исполняющий обязанности руководителя государственного историко-культурного музея-заповедника «Памятники древнего Тараза» Нурлан Быкыбаев. — В настоящее время здание не сохранилось. При распашке поля крупные блоки и фрагменты жженых кирпичей были вывезены за территорию сада. Разработанная специальная программа, в реализации которой были задействованы совместные силы Таразского филиала РГП «Казреставрация» и государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза», позволила вернуть камни на прежнее место, но еще предстоит использовать их для реставрации объекта. Идентичные каменные блоки составляют уникальную кладку конструкций стен и фундамента дворцового сооружения Акыртас. Таким образом, один из уникальных историко-культурных объектов обрел утраченные ранее аутентичные архитектурные элементы.

За последние 15 лет здесь многое изменилось. Объект стал еще более притягательным для людей, причем даже для тех, кто живет далеко за пределами Казахстана. К нему проложена асфальтированная дорога, а на территории комплекса построен современный конференц-зал.

Само существование такого грандиозного памятника, вошедшего в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, можно считать неоспоримым доказательством высокой культуры Великой степи и мастерства древних зодчих, проживавших на территории Казахстана, а также важной страницей в истории кочевников.

Михаил ТЁ, фото автора

Комментарии закрыты.