The news is by your side.

Взаимодействие и поддержка. Представители традиционного ислама и православия проповедуют одинаковые ценности

Представители традиционного ислама и православия проповедуют одинаковые ценности

Министерство общественного развития РК заключило меморандумы с Духовным управлением мусульман Казахстана и Русской православной церковью для профилактики религиозного экстремизма. Как было сказано в официальном коммюнике этого события, власти республики возлагают большие надежды на официально зарегистрированные в стране религиозные объединения, в первую очередь традиционные, как на надежных партнеров, исторически сыгравших ключевую роль в решении задач духовного развития нашего общества, говорится на сайте Министерства общественного развития.

«Особенно важна активная позиция экспертного сообщества, научной и творческой интеллигенции, СМИ, которые должны дать интеллектуальный отпор распространению экстремистских идей. Усилиями ученых-гуманитариев, теологов и официального духовенства необходимо своевременно разоблачать антигуманную идеологию экстремистов и террористов, показать искажения истинной сущности религиозных учений носителями этих идей», — сказано в официальном заявлении министерства.

Для того, чтобы понять, насколько важно взаимодействие духовных структур в борьбе с экстремизмом и терроризмом, необходимо вспомнить, как и когда возникло Духовное управление мусульман Казахстана, какова роль православия в современной истории страны.

Основа нынешнего Духовного управления мусульман Казахстана заложена в конце XIX — начале XX века. В 1906 году в городе Верном прошел первый курултай мусульман Туркестана, на котором присутствовали около 100 делегатов. В 1943 году в Ташкенте прошел первый курултай мусульман Средней Азии и Казахстана. Казахстанскую делегацию возглавил шейх Абд аль-Гаффар Шамсутдинов. На съезде было создано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, председателем и Верховным муфтием назначен Ишан Бабахан Абдулмаджидхан. В Казахстане был создан казият, а Шамсутдинов был назначен казием. С 1946 года он был представителем Духовного управления мусульман Казахстана и Средней Азии по Казахстану, а также выполнял функции имама города Алма-Аты.

С 1952 по 1972 год казием был Садуакас Гылмани, а с 1972 по 1979 год — Жахия кажы Бейсенбайулы. До 1990 года из-за политики Советской власти Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана находилось в Ташкенте и не оказывало никакого влияния на духовно-религиозную жизнь Казахстана.

Датой основания самостоятельного Духовного управления мусульман Казахстана считается 12 января 1990 года, когда состоялся первый курултай мусульман Казахстана. Первым председателем Духовного управления, Верховным муфтием стал Ратбек Нысанбаев. Возглавляемый Верховным муфтием исполнительный орган муфтият — аппарат ДУМК — управляет деятельностью мусульман Казахстана. В ходе третьего курултая ДУМК в 2000 году председателем Духовного управления, Верховным муфтием Казахстана назначен профессор Абсаттар Дербисали. 19 февраля 2013 года на внеочередном седьмом курултае новым Верховным муфтием Казахстана был избран Ержан Маямеров. А 8 декабря 2017 года на очередном восьмом курултае новым Верховным муфтием Казахстана был избран Серікбай Ораз. 7 февраля 2020 года на девятом внеочередном курултае мусульман Казахстана, который состоялся в Нур-Султане, Верховным муфтием был избран Наурызбай Отпенов.

Цели и обязанности Духовного управления мусульман Казахстана определены в его программных документах. Это пропаганда и распространение ислама, обеспечение правильной пропаганды ислама и проповедей пророка Мухаммеда, сохранение согласия мусульман Казахстана, внесение вклада в сохранение канонов шариата в религиозных организациях, решение религиозных проблем мусульман через уполномоченных представителей по областям, подготовка специалистов для обучения населения религиозной грамотности, установка связей с зарубежными религиозными организациями, объединениями, учебными заведениями, а также разработка религиозной литературы, учебников и необходимых изданий.

ДУМК оперативно реагирует на многие общественные запросы, часто касающиеся нашей повседневной жизни. Не так давно в большую моду (и в массовый торговый оборот) вошли так называемые электронные сигареты, рекламируемые, как «почти безопасная замена» сигарет обычных. По поводу отношения ислама к подобному новшеству ДУМК опубликовал следующую фетву, которую стоит привести полностью:

«Электронная сигарета — это новый вид сигарет, который содержит химическую смесь и жидкость, специальный сменный картридж и доставляет никотин и токсичные вещества в легкие через дыхательные пути.

Среди ученых существует несколько мнений относительно курения. Ряд ученых утверждает, что курение вредно для здоровья и расточительно, поэтому запрещено. Всевышний Аллах повелевает в Коране: «Не обрекайте себя на гибель…».

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: «Вы не должны причинять вред себе или другим».

Имам Тахтави приводит следующие слова ан-Надж­му аль-Гази: «Табак (сигареты) начал появляться в городе Дамаске в XV веке. Даже если это не делает человека пьяным, это харам, так как употребление табака делает человека обессиленным. В хадисе от Умм Саламы сказано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал: «Всякое опьянение и разврат запрещены».

Шейх Мухаммад аль-Айни, ученый ханафитского мазхаба сказал: «Курение становится харамом из-за четырех вещей. Это: вред здоровью; тот факт, что сигареты являются одним из видов наркотических средств и обессиливает человека; вред некурящему из-за неприятного запаха; расточительство.

Некоторые ученые ханафитского мазхаба считают курение макрух тахрими. В книге «Аль-Маусугату аль-Фикхийя» написано: «Если ясно, что курение вредно для здоровья и ума человека, к тому же, если человек тратит деньги на табак, в то время как он и его семья находятся в сложном финансовом положении, то это считается харамом. А в других случаях это считается макрухом».

Однако Всемирная организация здравоохранения и Организация исламских медицинских наук заявили, что электронные сигареты, кальяны и другие виды курения вредны для здоровья человека. Поэтому использование электронных сигарет считается харамом, так как вред электронных сигарет не меньше, чем обычных сигарет.

Комитет по фетвам Египта и Иордании запретил электронные сигареты.

ПРЕДПИСАНИЕ:

«Электронные сигареты являются харамом, потому что они вредны для здоровья человека и расточительны. Их нельзя использовать».

Так что судите сами, насколько правильно реагирует ДУМК на вызовы в данном вопросе и соответствует ли это решение научным данным. Курение — бич современности, о чем нельзя забывать ни верующим, ни атеистам.

Православие, как и ислам, опирается в своем учении на термин «духовность». Духовность — не внешнее качество человека, а внутренне глубоко исходящее явление. Благодаря присутствию этого свойства у человека, согласно православной культуре, проявляются такие качества, как послушание, терпеливость, жертвенность, обязательность, кротость и тому подобные. Кроме того, духовность дает человеку такую свободу, которая раскрывает перед ним безграничный потенциал благочестивой и благо­детельной жизни.

Одной из основ культурных ценностей православия является нравственность. Она ориентирует человека не на преходящие ценности, а на «искание вечного абсолютного добра и абсолютной правды». Православная культура ориентирована не на получение какой-либо практической пользы, скорее на возвышение духовных ценностей — добра, красоты, веры, надежды, любви, справедливости.

Помимо укрепления и стабилизации социальных взаимоотношений, православие развивает в личности главенствующие гражданские ценности. При укреплении социальных отношений она основывается на политике правительства республики и христианской ментальности православного направления. На этой базе духовных начал у граждан формируется патриотический настрой, представляющий собой активное выражение в социально-нравственном чувстве долга и служения своей Родине и в первую очередь семье. Таким образом, православная культура является неотъемлемой частью укрепления стабильности и развития общественных отношений в государстве.

С обретением независимости Русская православная церковь в Казахстане еще больше укрепила в своей деятельности такие позиции, как поддержка политики национальных и общегосударственных институтов в укреплении межнационального и межрелигиозного согласия. В таком роде мирные воззрения определены не слепой покорностью и желанием угодить правительственной политике, а фундаментальными врожденными порывами, которые вытекают из самой сущности православия: «Богу не угодно насилие, Богу не угодно кровопролитие. Всякое насилие, тем более прикрывающееся религиозными лозунгами, является глубоко чуждым Божеству и поэтому чуж­до русской духовной традиции и культуре».

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр в своем выступлении четко обозначил социально-политическую позицию православной церкви в Казахстане: «Поддерживать все государственные и общественные институты в стремлении к общественному согласию», и данная позиция обусловлена «глубокими внутренними побуждениями, вытекающими из самой природы православного христианства».

Важнейшим событием для православной церкви явилось утверждение в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской православной церкви доктрины «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В документе перечислены 16 направлений «соработничества Церкви и государства», а именно: образование и воспитание, миротворчество, сохранение в народе нравственности, совместные социальные программы, милосердие и благотворительность, культура, попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных органов, профилактика правонарушений, наука, здравоохранение, средства массовой информации, экономическая деятельность, экология, семья и другие. Концепция отразилась и на работе приходов в Казахстане. Было решено добиться того, чтобы в митрополичьем округе при каждом православном храме был создан духовно-культурный центр, ведь русские люди инстинктивно тянутся к храму и собираются вокруг него. Православная церковь направила свои силы на постройку и реконструкцию всех ветхих зданий. Церковью проводится работа с заключенными, социально неблагополучными подростками, наркозависимыми. Открылись три женских монастыря, которые находятся в Акмолинской, Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях, и три мужских — один в Восточно-Казахстанской области и два — в Алматинской. Издается газета «Свет православия в Казахстане», тираж которой составляет 2000 экземпляров. Параллельно с общественной деятельностью православная церковь не забывает и о государственных предписаниях. РПЦ Казахстана всегда поддерживала и оказывала содействие политике Правительства по укреплению мира и стабильности.

Как видим, история взаимодействия традиционных религий в нашей стране имеет глубокие корни, и развитие этого взаимодействия будет способствовать дальнейшему укреплению устойчивости государственного механизма и психологии масс к тем вызовам, что приносит нам XXI век.

Подготовил
Юрий ЕФИМОВ

Комментарии закрыты.