The news is by your side.

Заветы предков. Какой видели религиозность алашординцы

Какой видели религиозность алашординцы

В современной сложной религиозно-политической ситуации идеи государственности, сохранения национальных традиций и обычаев, унификации религии, которых придерживались алашские интеллектуалы, не потеряли своей актуальности.

В начале ХХ века одной из актуальных проблем алашской интеллигенции стало создание партии «Алаш». На пути к этой цели они были готовы пожертвовать собой ради защиты казахской нации, свободы, языка, религии и традиций. В 1917-1920 годах интеллектуалы во главе с Алиханом Букейханом, Ахметом Байтурсынулы и Миржакипом Дулатулы основали партию «Алаш», председателем которой был избран Алихан Букейхан. Знания, позиции и понимание традиций казахского народа всех алашских интеллектуалов были объединены.

Религиозные деятели Шакарим Кудайбердиулы и Гумар Карашулы, преподававшие в то время религиозное образование, превыше всего ставили духовное богатство нации, развитие нации путем сохранения ее традиций, не разрушая при этом ее религии и языка. Основная причина этого — разделение мировых религий на ветви и возникновение различных течений. Каким бы религиозным и набожным ни казался человек, прежде всего ему нужна вера. «Сколько не мой неверующего снаружи, внутренность не станет лучше», — сказал Абай Кунанбаев. Ходжа Ахмед Ясави говорил: «Прежде всего, изменяя веру, можно изменить человека, затем окружающую среду, а затем и время». Человек с верой, мужеством и нравственностью никогда не предаст.

После 70 лет угнетения со стороны коммунистической империи преемственность религии и традиций увела нас от атеизма. В частности, оказало влияние понимание алашской интеллигенции культуры, языка и религии казахского народа.

Алашординцы опубликовали программу, в которой поднимались принципиальные вопросы того периода. Эта программа охватывала структуру новообразованного государства, вопросы свободы, права, религии, власти, армии, налогов, земли и образования.

Религиозная проблема казахов, колонизированных царским правительством, обострилась в это время и заставила их задуматься о нуждах времени. Не секрет, что колониальная политика Российской империи шла рука об руку с религиозными вопросами. Вместе с политикой русификации в степь проникали муллы из Татарстана и пытались разорвать отношения местного населения с традиционными медресе в Средней Азии. Таким образом, на протяжении десятилетий казахи сталкивались с религиозным переворотом. В столь сложной религиозной ситуации идея создания нового современного светского государства была главной целью лидеров «Алаша».

Среди членов движения «Алаш» было много деятелей, которые внесли свой вклад в развитие ислама на казахской земле, регулярно писали с этой целью статьи в периодической печати. Среди них активные члены движения «Алаш» Гумар Караш, народный учитель Ахмет Байтурсынулы, не раз своим талантливым пером освещавший тему религии, Машхур-Жусуп Копейулы, Миржакип Дулатулы, Шахмардан Алжанулы, Жиханша Сейдалин, журналист Мухамедсалим Кашимов, Досан Аманшин, регулярно писавший о региональной религиозной ситуации, а также Макыш Калтайулы и Сабыржан Алкормаши из Караоткеля, которые заняли позицию «традиция имеет прогресс и упадок» и смело говорили о законах шариата, противоречащим требованиям времени. Были учителя Файсилрахман Жихандарулы, А. Жусипулы, Ержан Кулакбайулы, Галалдин Мамыкулы и многие другие, писавшие религиозно-просветительские статьи. Почти все деятели «Алаша» получили первые знания от сельских мулл. Они внедрили эти базовые знания на государственном уровне и объединили их с национальными интересами служения стране.

Однако мы замечаем, что национальные интеллектуалы начала ХХ века имели разные взгляды на место религии в Казахском государстве. В качестве примера можно привести разногласия между представителями журнала «Айкап» и газеты «Казах», являвшихся фундаментальными изданиями в казахской сфере, относительно места религии в государстве. С одной стороны, интеллектуальная группа, получившая образование в России и погруженная в русскую литературу и культуру, представляла светлое будущее народа в перенимании передовых культурных моделей Запада и ставила религию на второй план. При этом они придерживались политики сохранения нашей материнской религии — ислама и наших традиций как важных духовных ценностей народа.

С другой стороны, интеллигенция, воспитанная в исламском духе, глубоко впитала в себя модели и правила исламской религии, ставила религию на первое место. Они напоминали о большом влиянии исламского учения на развитие науки и образования, напрямую связывали целостность нации с религиозной целостностью. Это не были показная религиозность и деланное благочестие, демонстрируемое через одежду, бороды, подчеркнуто религиозное поведение. Вера алашординцев была в благих деяниях, в подвиге и самоотречении, борьбе за просвещение и освобождение своего народа. В истинном патриотизме.

Здесь стоит сказать, что в целом в казахской национальной традиции ценности и ритуалы ислама не противопоставлялись светской жизни, а были составной ее частью. Поэтому алашординцы считали, что те, кто отрицает национальные традицию и культуру, светские принципы государства, не признают искусство и литературу, считают науку и философию «ересью» в целом, преуменьшают роль разума в процессе познания, опираются только на буквализм и догматизм, прославляют свое благочестие с высокомерием и следуют другим мнениям и образу жизни, богохульники.

Хотя сегодня говорится, что мы идем по пути секуляризма. С ухудшением религиозной ситуации в мире снова на повестке дня стоит вопрос религиозного фанатизма. Говоря об исламском факторе в казахстанском обществе, следует учитывать, что в нашей стране он никогда не принимал характер экстремизма и фанатизма.

Алашординцы видели религию не так, как фанатики, которые сумели изменить доброту в своем сердце на жестокость. Известно, что они являются боевиками своих искусственных принципов, противоречащих человеческому сознанию и национальному развитию, и неизвестно, сколько нашей неопытной молодежи они уведут с собой. Поэтому ясно, что решить эту проблему, которая волновала алашординцев и которая волнует сегодняшнее казахстанское общество, мы сможем только с помощью светского образования. Это и завет львов «Алаша».

Есеней КАЛЖАНОВ,
инспектор центра изучения проблем религий акимата области

Комментарии закрыты.