Законы должны идти в ногу с прогрессом
Важной фундаментальной основой и характерной особенностью конституций современных демократических государств является их стабильность, сочетающаяся с динамизмом. Так можно сказать и об Основном законе нашей страны. Сочетание стабильности и динамизма Конституции РК - неотъемлемое условие прочности и непоколебимости законности и правопорядка, эффективного осуществления государственной власти, взаимосвязей общества и государства. Де-юре Конституция - акт долговременного действия, правовым свойством которого является стабильность, то есть устойчивость его содержания. Однако это не означает ее неподвижность, невозможность внесения в нее стратегически необходимых поправок и дополнений. Динамизм Основного закона не равнозначен неизменности его положений, в особенности отдельных статей и правовых норм, «замораживании» конституционно-правового регулирования общественных отношений. Необходимость внесения поправок и дополнений в Конституцию всегда обусловливается характером и тенденциями, имеющими место в конкретном государстве. Отношения внутри государственно-властных институтов в целом или отдельные группы отношений - будь то экономические, социальные, культурные, в области прав и свобод человека - не остаются неизменными. Они должны развиваться в соответствии с потребностями, сложившимися в обществе. Все это обусловливает необходимость адекватного отражения и последующего закрепления в Конституции назревших, наиболее актуальных поправок и дополнений. Более двухсот лет назад, когда закладывались основы современной демократии, Томас Джефферсон, который не был сторонником частых поправок и дополнений в законах и конституциях, в то же время писал, что «законы и человеческие институты должны идти рука об руку с прогрессом человеческого разума». 25 января 2017 года Глава государства Нурсултан Назарбаев выступил с обращением по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти и начал его словами: «Я обращаюсь к вам по принципиальному и судьбоносному для нашей страны вопросу». Предлагаемая Главой государства конституционная реформа состоит в серьезном перераспределении властных полномочий и направлена на дальнейшую демократизацию политической системы. Из конституционно закрепленных 45 полномочий за Президентом останутся только 13. Реформирование предполагает передачу Правительству утверждения государственных программ, за которые оно будет нести полную ответственность (кстати, это успешная практика в Российской Федерации). Эти функции или полномочия отходят Правительству, согласно предлагаемым поправкам в статью 66. И если оплатой труда бюджетников Правительство будет управлять самостоятельно, то в вопросе утверждения государственных программ все же остается требование о согласовании с Президентом. Одним из ключевых моментов является упрощение порядка выражения недоверия членам Правительства со стороны Палат Парламента (подобная норма содержится в Конституциях Бельгии, Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Дании). В новой редакции законопроекта «Правительство является коллегиальным органом и в своей деятельности ответственно перед Президентом республики, Мажилисом Парламента и Парламентом». Здесь в старой редакции была оговорка, что Правительство отвечает перед Парламентом «в случаях, предусмотренных Конституцией». Согласно поправкам в статью 66, Правительство получает возможность реорганизовывать центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства (например, Национальную комиссию по ценным бумагам), назначать на должность и освобождать от должности их руководителей. Предлагается изменить также определение Верховного суда, данное в статье 81. Отличие от действующей редакции состоит в том, что исключена норма о его надзоре за деятельностью местных и других судов, добавлена норма о том, что «в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела» (опыт Швеции, Японии, Нидерландов, Китая). Глава государства однозначно дал понять, с какой целью проводится перераспределение власти - построить более эффективную, устойчивую, современную систему управления страной. Не случайно в новейшей мировой практике все более ощутимой становится новая модель построения властных отношений. Провозглашаемый в актах Совета Европы принцип субсидиарности означает взаимодополнение и взаимозаменяемость властей на межгосударственном, государственном, региональном уровнях. Таковы, например, положения Хартии местного самоуправления и проекта Хартии регионального управления. Поэтому в своем государственном строительстве мы стремимся создавать механизмы, отражающие новые концепции. Выполняя единые функции государства, его органы должны взаимодействовать, дополнять друг друга. Нет и не может быть монопольных ветвей власти, жесткого их разделения, иначе теряется значение сдержек и противовесов. Власть едина, есть лишь разделение функций и полномочий по ее осуществлению. Процесс государственного строительства непрерывен, он будет продолжаться столько, сколько будет существовать государство. Дальновидность Президента страны Нурсултана Назарбаева многократно подтверждалась результатами проводимых в республике реформ и преобразований. Мы уверены, что нынешнее реформирование послужит дальнейшему процветанию независимого Казахстана.Махметгали САРЫБЕКОВ, ректор Таразского государственного университета