Меню
3 апреля, 2017 / Знамя труда / Новости

Долгая дорога к себе

Долгая дорога к себе

Долгая дорога к себе Долгая дорога к себе
Фото из открытого источника

История возрождения производства

Одной из визитных карточек прежнего Джамбула долгое время был кожевенный комбинат. В его структуру входили четыре завода по выделке кожи, транспортный цех, ремонтные мастерские величиной с небольшой заводик и восемь цехов обувной фабрики.  На предприятии работало более семи тысяч человек, для них имелось несколько общежитий, два детских сада, поликлиника, училище, подсобное хозяйство. Неудивительно, что АО «Джамбулкожобувь» считалось одним из градообразующих предприятий, ведь по своим размерам и значению для жизни областного центра оно уступало только фосфорным заводам. Однако кризис 90-х показал нежизнеспособность такого огромного механизма. Чтобы выжить, предприятие избавилось от своих непрофильных структур: садиков, общежитий... Но и это не помогло обувщикам добиться приемлемого уровня доходности: в страну хлынули дешевые товары китайских кооперативов. Они были ужасного качества, но помимо низкой цены привлекал модный крой: небольшим кооперативам было легче перестраивать работу в соответствии со спросом. Так к концу 90-х годов легенда легкой промышленности Жамбылской области перестала существовать. Новый этап жизни предприятия начался в 2002 году, когда группа энтузиастов взялась восстановить былую славу комбината. Собрался небольшой коллектив из 50 человек, который на старом оборудовании почти кустарным способом стал шить мужскую обувь. Причем очень приличного качества. Возрожденный цех не сразу заявил о себе, но потихоньку весть о том, что кожкомбинат опять заработал, разнеслась по Таразу и вызвала неподдельную радость у горожан. Возвращение к жизни знакового предприятия, пусть даже в таком микроскопическом объеме, укрепляло чувство уверенности: закончились беспокойные и безденежные годы, жизнь в регионе налаживается. В течение семи последующих лет предприятие неоднократно становилось победителем разного рода выставок местной продукции, но дальше этого дело не шло. Чтобы развиваться, требовались средства и рынки сбыта. Очередной этап в жизни предприятия пришел с переменой собственника. Новые владельцы сумели привлечь инвестиции по линии фонда «Даму» и найти гарантированный сбыт. Можно сказать, что 2009 год стал переломным: на привлеченные средства здесь приобрели два немецких станка «ДЕСМА» для выпуска обуви на литьевой подошве и семь единиц оборудования из Европы для выделки кожи. Новая техника резко изменила возможности предприятия. - В 2014 году мы выпускали девять тысяч пар обуви, в 2015-м - уже 20 тысяч пар. В прошлом году произведено 135 тысяч пар, - рассказывает заместитель генерального директора компании Шамухтар Шаюнусов. - Если в 2002 году, когда мы открывались, у нас работали 50 человек, то на сегодня коллектив вырос в семь раз. Развитию предприятия помогли не только денежные и технологические вливания, но и грамотная торговая политика. Не отказываясь от розничной продажи и мелкого опта, здесь сделали ставку на поиск крупных оптовых покупателей. В итоге сегодня обувь предприятия поставляется в национальные компании «Казақстан темiр жолы» и «Казмунайгаз», АО «Казахстан инжиниринг», есть на нее спрос у подразделений МВД и в нефтеперерабатывающих компаниях. Такое продвижение продукции, во-первых, стало самой эффективной рекламой. Работники предприятий-клиентов уже оценили удобство и качество жамбылской спецобуви и теперь готовы познакомиться с модельной. Во-вторых, крупные объемы продаж позволили привести в порядок помещения, которые не знали ремонта пару десятилетий. В «ТаразКожОбувь» перекрыли крыши используемых производственных помещений, реконструировали их. А теперь готовы и к расширению производства. - Сегодня мы производим хром, обувной и подкладочный спилок, жесткие кожтовары для деталей низа, в потенциале можем выпускать галантерейную кожу, но пока работаем для собственных нужд, - говорит Ш. Шаюнусов. - Работаем со шкурами крупного рогатого скота, но техника и технологии позволяют переработать овчину и козьи шкуры. С покупкой новых станков у нас появился новый продукт - гидрофобная, то есть водостойкая кожа, которая защищает от влаги от семи до 10 часов. Так что у нас большой потенциал для производства обуви самого широкого назначения. Но пока примеряемся к рынку детской обуви. На предприятии просчитали: по данным статистики, Казахстану необходимо до 2,7 миллиона пар детской обуви в год. Даже при том, что многие не откажутся от завозной дешевой, большинство родителей все-таки отдадут предпочтение продукту чуть более дорогому, но натуральному, безопасному для здоровья. Сейчас в стадии открытия экспериментальная мастерская модельной обуви. На работу приглашены инженер-технолог из Украины, модельер из России, технолог из Пакистана. Они уже разрабатывают линейку продукции для детей. А там недалеко и до выпуска женских босоножек, туфелек, сапог. Кстати, сам Ш. Шаюнусов с гордостью носит замшевые ботинки на литьевой подошве здешнего производства. И надо отметить, что выглядят они достаточно презентабельно. - Были у нас с визитом депутаты Мажилиса Парламента РК, приезжали в составе агитгруппы по разъяснению Послания Президента. Прошли по предприятию, увидели весь процесс. Им очень понравилось, - говорит он. - У нас же одно из немногих в Казахстане предприятий, которое имеет полный цикл производства от сырья до готового продукта: мойка шкур, их дубление, выделка, окраска, раскрой, пошив. Так вот в конце экскурсии депутаты прошли в магазин и купили себе наши туфли. Что еще хочется отметить, продукция ТОО «ТаразКожОбувь» на 65 - 80 процентов состоит из местных материалов. Импортируются только полиуретан и резина для литьевой обуви, фурнитура и химикаты для производства кожи. Но может быть, новые химические предприятия, открывающиеся в стране, вскоре начнут выпускать и эти составные. Будем ходить в своем, казахстанском.

Айгуль МАХМУДОВА, Виктор БАРБАШ (фото)

[gallery ids="23864,23863"]

Самые читаемые статьи недели: