Путь к успеху самого читаемого блогера страны
Оркен Кенжебек - один из самых узнаваемых и читаемых казахоязычных блогеров. С ним можно обсудить любую тему - от новостей из мира высоких технологий до событий общественно-политической жизни страны. Он снимает документальные фильмы, ведет просветительскую деятельность и возглавляет дирекцию интернет-проектов телеканала «Хабар-24». Многие знают О. Кенжебека как одного из первых отечественных блогеров-путешественников. Он и его друг, блогер Яков Федоров, работают над популяризацией внутреннего туризма, примерив на себя образ travel-блогеров. Их миссия - открыть для казахстанцев Родину, показать все красоты, ведь наша страна располагает большим количеством живописных мест, о которых никто даже не догадывается. Но этот проект - лишь один из многих. О самых интересных мы и расспросили нашего собеседника.Проекты в Сети
- Как стали появляться интернет-проекты? И почему вы ушли именно в эту сферу? - По статистике пересекаемость аудитории - тех, кто смотрит телевизор, и тех, кто пользуется Интернетом, не превышает 15 процентов. То есть как бы мы ни старались рекламировать телевидение в том же Интернете, зрителей от этого больше не становится. Поэтому нашей целевой аудиторией на данный момент являются пользователи Всемирной сети. Моей задачей как руководителя интернет-дирекции агентства «Хабар» является разработка и реализация интернет-проектов, отличающихся по содержанию от телепроектов. Еще три года назад при телеканале «Хабар» мы создали службу специальных проектов, где работали десять человек. Это была автономная ячейка внутри канала, она производила определенный контент, который не транслировался в эфире. Нужно понимать, что не каждое агентство согласится оплачивать что-то не для своего вещания. Однако руководство телеканала пошло нам навстречу, и сегодня это уже целая дирекция интернет-проектов, где работает 61 человек. - Что удалось сделать службе спецпроектов, и принесло ли это пользу? - Среди проектов, организованных службой специальных проектов, особо хочу отметить блог-тур по отдаленным населенным пунктам Казахстана «Казахия-2015». Это был своего рода конкурс на лучшую публикацию о населенных пунктах. Предварительно по всей стране прошел кастинг, в котором участвовали около 200 начинающих блогеров и журналистов. Всего было отобрано 10 человек. Эти люди отправились в путешествие от Алматы до Астаны в составе специального поезда «Менің Қазақстаным». Ребята за две недели объехали 14 станций. Задачу усложнили тем, что в основном это были дальние станции, информации о которых практически нет в Интернете. Например, город Аксу (бывший Ермак) Павлодарской области, поселок Уштобе Алматинской области, село Жанаарка Карагандинской области, город Риддер Восточно-Казахстанской области и другие. Каждое утро участники блог-тура отправлялись на поиски информации в определенном населенном пункте. Форму подачи выбирали сами. Один делал фоторепортаж, другой - интервью, третий - видеоролики, четвертый собирал легенды и эпосы. Каждый должен был опубликовать свою работу в социальных сетях до полуночи. Кто не успевал - выбывал. Все писали на казахском языке. Замыслом проекта было именно обогащение казахоязычного контента интересными материалами. Думаю, нам это удалось. Посудите сами, до нашего приезда в город Аксу в поисковике Google было всего две публикации о нем. После стало 16. Наши ребята рассказали интернет-пользователям о станции юных натуралистов, забытой чемпионке СССР и другие интересные истории этого края. Их никто не сопровождал, не готовил для них медиаплан, все находили сами. В итоге получился содержательный блог путешественника, а победителем стал журналист телеканала «Qazaqstan» Нурбек Бекбау, который выиграл один миллион тенге. - Для телеканала «Хабар» вы снимаете документальные фильмы. Например, побывали в Чернобыле, где произошла одна из самых масштабных катастроф прошлого столетия. Расскажите об этом. - Мы сейчас снимаем немного фильмов. Всего один в год. Поэтому стараемся делать качественный материал. В прошлом году мы посетили зону отчуждения, город Припять, расположенный в двух километрах от Чернобыльской АЭС. Там мы снимали документальный фильм «Қауіпсіздік қалқаны» («Щит безопасности»). Нас, конечно же, сопровождали специальные гиды, потому что съемки велись на расстоянии 400 метров от четвертого энергоблока, где произошла сама авария. За два дня мы получили облучение 900 микрозиверт. Это был, скорее, специальный репортаж, нежели документальный фильм. - Раз уж речь зашла о репортаже... Некоторое время вы работали специальным корреспондентом телеканала «Хабар» в горячих точках и освещали тему революции. Свидетелем каких событий вы были? - В основном я снимал документальные фильмы. Например, в Афганистане наша съемочная группа работала над фильмом «Хаос теориясы» («Теория хаоса»). В этой стране мы находились всего 10 дней, за это время произошло пять терактов. Во время украинских событий мы снимали фильм «Бітімгер» («Миротворец»). В Кыргызстане я работал над двухсерийным документальным фильмом «Қырғыз көктемі» («Кыргызская весна»). В этот фильм вошли события, происходившие не только в Бишкеке, но и в городе Оше. - А как все начиналось? Почему вы выбрали журналистику? - Скорее всего, это она меня выбрала. По профессии я программист. Окончил Жамбылский политехнический колледж и Таразский государственный педагогический институт с красным дипломом. Среднюю школу в селе Ойык Таласского района тоже окончил на отлично. Летом 2007 года, в самый разгар парламентских выборов, я работал в акимате города Тараза, был администратором базы данных по избирателям нашего города. Председателем одного из 90 избирательных участков в нашем регионе была редактор местной газеты. Я обратился к ней, сказав, что хочу испытать свои силы в газете, несмотря на то что не имел должного образования и опыта в журналистике. Проработал я в этом издании пять месяцев, но меня так и не взяли в штат. Потом устроился в молодежную областную газету «Арай». Параллельно мои материалы публиковались в республиканских изданиях. Меня заметил главный редактор республиканской газеты «Жас қазақ» Даурен Куат и пригласил на должность шеф-редактора. Так я оказался в Алматы. Сегодня мой послужной список состоит из работы в пяти разных газетах, на двух сайтах, а также на каналах «Qazaqstan» и «Хабар».Столичная жизнь и блогосфера
- Можете ли вы сказать, что переезд в Алматы, а затем в столицу способствовал вашей успешной карьере? - Однозначно. И скажу больше, что это способствовало не только моему росту. Многие мои друзья и коллеги сейчас живут и работают там. Приведу один факт. В 2010 году в Астане открывались новые газеты, сайты, новый кастинг объявило агентство «Хабар». Именно тогда одновременно со мной из Алматы в Астану перебрались все сливки казахской журналистики. Одним потоком в столицу переехали 32 человека. А еще сколько приехало потом! - А как вы стали блогером? - Раньше у меня был блог на платформе WordPress, плодотворная работа над которым принесла мне награду «Самый обновляемый блог в Казнете». Многие помнят меня как блогера, потому что в Казахстане таких блогов было всего около 500. Сайтов тоже было мало, поэтому все читали нас. Эта, как я называю, золотая эра продлилась два года. Потом появился Facebook, и все смешалось. Вместе с этим появились информационные киллеры, которые использовали свои блоги, мягко говоря, не только в информационных целях. Есть «общественные эксперты». В основном это домохозяйки, которые сумели повести за собой общественность. Именно таких пользователей люди стали называть блогерами. Я же начал вести страницы в Instagram и Facebook, потому что вся аудитория ушла из блогов сюда. - Отличается ли казахоязычный контент от русскоязычного, и на каком он сейчас уровне? - Я всегда ставлю в пример русскоязычный Казнет, которому мы все еще проигрываем. Есть рейтинг лучших трендсеттеров (людей, вносящих что-то новое) на Facebook, который возглавляет актер и режиссер Нуртас Адамбай. Наш земляк, который пишет на русском языке, имеет 59 тысяч подписчиков. Всего в рейтинге 50 человек, которых фолловят наибольшее количество читателей. Из этой полусотни казахоязычный контент представляют всего три человека. А Facebook - пока единственная площадка, которой пользуются грамотные люди, умеющие формировать общественное мнение. Казахоязычные пользователи пока что находятся на уровне комментаторов. - Должна ли быть у блогера социальная ответственность перед читателями, перед общественностью? - Это спорный вопрос. Приведу в пример популярного блогера Алишера Еликбаева, который говорит, что хочет материться на Facebook, но люди ему пишут: так нельзя, вас же дети читают. Это такие рамки. Сначала ты обретаешь свою аудиторию, а потом она же задает тебе стандарты. У меня такая же ситуация. Например, когда бастовали карагандинские шахтеры, я не хотел писать об этом. Во-первых, не знал ситуацию изнутри. Во-вторых, они не объявляли голодовку, не выдвигали политических требований. Однако читатели требовали от меня написать об этом и даже вопрошали: «Ты за Миттала или за шахтеров?» И мне пришлось пойти на уступки и сделать пост о забастовке шахтеров. Ежедневно появляются современные формы подачи материалов. Среди отечественных блогеров есть такое понятие, как «Рашев стайл». Оно подразумевает публикацию поста на любую тему, которая сопровождается личным фото. Такой вид подачи информации придумал Ержан Рашев. Мы также стали его использовать, потому что это реально работает. Такая персонификация оттачивает образ блогера. Я сам создал себе образ, которому должен соответствовать. И блогеры зачастую являются заложниками своего образа. - Многие блогеры монетизируют свои социальные сети. За рекламу определенного товара они получают вознаграждение. А вы сотрудничаете с какими-нибудь брендами? - Конечно. Это один из плюсов моей работы. Уже три года я сотрудничаю с компанией «LG». На своих страничках делюсь с подписчиками сведениями о новинках, рассказываю интересные факты о передовых технологиях. Кроме того, я работал с «UBER» - американской международной компанией, создавшей одноименное мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей, и компанией «TUMI», которая производит премиальный багаж и сумки для комфортных путешествий, рабочих командировок и повседневных будней. - Чем планируете заниматься в ближайшем будущем? - Эпоха просвещения только набирает обороты. Вместе с Яковом Федоровым мы начали писать книгу о медиалекторстве, которым занимаемся. То есть мы хотим донести до людей, что социальные сети - это не просто механическая регистрация, написание поста и ожидание лайков. Это пространство, где нужно точно знать цель, разрабатывать стратегию продвижения и составлять контент-план, если есть желание добиться какого-либо успеха в этом направлении. Все это приходит лишь с обучением. За семилетний опыт работы в блогосфере мы накопили огромный портфель живого материала, где собраны не только самые успешные методики SMM и CEO, но и скрин-примеры, основанные на реальных кейсах и историях успеха, которых нет ни в книгах, ни в Интернете. Кроме этого, планирую новые экспедиции, путешествия. Есть задумка повторить экспедицию Шокана Уалиханова, снять документальный фильм о связи Тараза с Ватиканом, Каиром. Все-таки он был большим и очень важным городом на Великом Шелковом пути. Хочу попробовать свои силы в работе по связям с общественностью. На данный момент есть несколько предложений от PR-агентств и крупных компаний.Беседу вела Айжан АУЕЛБЕКОВА