Опираясь на передовой опыт
В 77-м шаге Плана нации «100 конкретных шагов» отмечена важность подготовки высококвалифицированных специалистов. На сегодняшний день дуальная система обучения, или ученичество, является самым эффективным в мире методом подготовки кадров. Его особенность состоит в том, что большая часть обучения ведется не в учебном заведении, а на предприятии. В Казахстане дуальное обучение начали внедрять с 2012 года. В новый Трудовой кодекс были внесены соответствующие понятия. Законом «Об образовании» предусмотрено теоретическое обучение в колледжах и производственное на предприятии в соотношении 40 на 60. Министерством образования и науки РК утверждены правила организации дуального обучения в организациях технического и профессионального образования. Кроме этого, определен размер компенсационной выплаты обучаемому - не менее одного минимального размера заработной платы. К слову, за время прохождения производственного обучения учащимся может даже зачисляться трудовой стаж. В данное время дуальное обучение ведется по техническому, технологическому и сельскохозяйственному направлениям в 348 колледжах страны. В этой системе задействованы 1718 предприятий с охватом 22 тысяч учащихся. Система «двойной» подготовки кадров способствует вхождению молодежи на рынок труда и качественному росту профессиональных компетенций молодых специалистов. В Жамбылской области в 2018 - 2019 учебном году 35 колледжей внедрили дуальную систему обучения по 38 специальностям. Договоры заключены со 193 социальными партнерами. Успешно практикуется дуальное обучение в Жамбылском политехническом высшем колледже, который подписал 43 договора с предприятиями, где учащиеся могут постигать азы выбранной профессии. В их числе товарищества с ограниченной ответственностью «Казфосфат», «ТаразПассТранс», «Жамбылские электрические сети», «Энерджи-Тараз», акционерное общество «ЖамбылГипс» и другие. Как рассказывает директор колледжа Жанар Орынбаева, по дуальной системе обучения 48 преподавателей повысили квалификацию в Германии, Сингапуре, Финляндии, Турции, Франции. Сегодня в колледже по этой системе обучаются 1199 молодых людей. - Если в первые годы были внедрены только элементы дуального обучения, то с 2012 - 2013 учебного года обучение по специальностям «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобилей», «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования», «Эксплуатация машин и оборудования в промышленности» полностью ведется по современной модели «40 на 60», - подчеркивает Ж. Орынбаева. Для учащихся политехнического высшего колледжа на предприятиях ТОО «Казфосфат» и ТОО «Энерджи-Тараз» открыты производственные площадки. С работодателями согласованы учебные рабочие планы, разработанные в рамках государственных общеобязательных стандартов образования в соответствии с требованиями системы дуального обучения. По словам ведущего инженера технического обучения таразского филиала ТОО «Казфосфат» Гульнары Кенкозевой, в прошлом году на производство трудоустроили 18 выпускников Жамбылского политехнического высшего колледжа. - Большинство ребят, проходящих у нас практику, мечтают сразу стать мастерами. Но мы им предлагаем начать с малого. К тому же у нас производство опасное и вредное. Тех, кому нет 18 лет, мы не допускаем к практике, - рассказывает специалист. Г. Кенкозева уверена, что в процессе обучения должна поддерживаться тесная взаимосвязь теории и практики. - Важно, чтобы теория несколько опережала практику по содержанию и времени изучения. Немалую роль в обучении играет и само желание ребят. Бывает, приходит парень и не проявляет никакого интереса к производству. Мы стараемся подбодрить, прививаем молодым любовь к своей профессии и труду. К примеру, каждый четверг у нас день чистоты, когда все вместе приводим в порядок территорию. Любой навык в жизни пригодится, - считает Г. Кенкозева. - Дуальное обучение - это отличная возможность для учащихся испытать свои силы, получить практические навыки и повысить профессиональную компетентность. Мы присматриваемся к ребятам, помогаем им и подсказываем, - рассказывает менеджер отдела снабжения и реализации ТОО «Энерджи-Тараз» Рамазан Баязитов. По словам директора колледжа, на основе германского опыта дуального обучения в прошлом году заключены четырехсторонние договоры между управлением образования акимата области, региональной палатой предпринимателей, Жамбылским политехническим высшим колледжем и социальными партнерами - товариществами с ограниченной ответственностью «Казфосфат», «Жамбылские электрические сети», «Энерджи-Тараз», «ТаразСтройДизайн», акционерными обществами «ЖамбылГипс», «ТаразЭнергоЦентр», «Жамбылская ГРЭС». - 24 учащихся четырех курсов под руководством наставников проходят производственное обучение на этих предприятиях. Четверо уже работают в электромеханическом цехе АО «ЖамбылГипс» и ТОО «ҚұрылысПолимер» и получают заработную плату, - рассказала Ж. Орынбаева. Благодаря дуальной системе обучения по семи специальностям в 2014 году трудоустроены 135 из 169 выпускников колледжа, в 2015 году - 238 из 268, в 2016 году - 60 из 193. - Не останутся без работы наши выпускники и в текущем году, - уверена директор колледжа. Отметим, что в стране лидером в продвижении дуальной подготовки является Павлодарская область с сильной индустрией и сложившимися интеграционными связями образования и предприятий. Там 92 процента колледжей активно внедряют такой вид обучения по 76 специальностям. Более полутора тысяч учащихся проходят оплачиваемую практику, около 400 получают стипендии от работодателей.Валентина ДУБОВЕНКО, Виктор БАРБАШ (фото)