Меню
19 января, 2022 / Знамя труда / Новости

Народная любимица. Сцене она отдала 70 лет жизни

Народная любимица. Сцене она отдала 70 лет жизни

Народная любимица.  Сцене она отдала 70 лет жизни Народная любимица.  Сцене она отдала 70 лет жизни
Фото из открытого источника

Сцене она отдала 70 лет жизни

1 января 2022 года отмечалось 100-летие со дня рождения всенародной любимицы Розы Тажибаевны Баглановой, народной артистки Казахской ССР, народной артистки СССР, народной артистки Кыргызстана, удостоенной высокого звания «Халық Қаhарманы». Роза Багланова - первая эстрадная певица (сопрано), первая казахская певица, получившая всенародное признание в СССР. Исполнительница казахских народных песен и известных композиторов Казахстана, популярных песен братских республик Союза и народов мира (на языках оригинала), песен военных лет. Она - самоучка, не имела профессио­нального музыкального образования, но, обладая звонким голосом, неповторимым тембром, четкой дикцией, что немаловажно для певицы, достигла впечатляющих высот в песенном искусстве. Родилась Роза Багланова в Казалинске Кызылординской области. Рано оставшись без отца, оставила учебу в Кызылординском пединституте и пошла работать, чтобы помочь матери. С детства любила петь, участвовала в художественной самодеятельности. Случай привел ее в ансамбль песни и танца Узбекской филармонии (1941-1947). Позже она пела в Казахском театре оперы и балета имени Абая, затем в Казахской филармонии имени Жамбыла, с 1960 года была солисткой гастрольного творческого объединения «Казахконцерт», где проработала ею последние 50 лет жизни. А всего Роза Багланова прослужила на сцене 70 лет. К 30-летию «Казахконцерта» в 1990 году в Казахстане был торжественно открыт Театр эстрады, и символическую ленточку разрезали две эстрадные знаменитости, две родоначальницы эстрадного искусства - первая певица Роза Багланова и первая танцовщица Шара Жиенкулова. Известный советский поэт-песенник Лев Ошанин признавался, что впервые в его жизнь Казахстан вошел 14 августа 1949 года на Втором Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште, где в день первого концерта, на котором выступала советская делегация, своим певческим мастерством блеснула «… юная, милая девушка, в те дни она была одной из самых ярких звездочек фестиваля…». Это была Роза Багланова. За исполнение задорной народной песни «Ах, Самара-городок» она была удостоена звания лауреата фестиваля. Вместе с ней первые премии получили скрипач Игорь Ойстрах, виолончелист Мстислав Ростропович, балерина Майя Плисецкая и певица Зара Долуханова. Л. Ошанин написал в те дни книгу «Дети разных народов», где, в частности, писал о казахской певице, покорившей зрителей, участников и жюри фестивального творческого конкурса своим самобытным талантом, звонким голосом и чарующей красотой: А в партере ладони - Красны, как с мороза, - Вызывают казашку Багланову Розу. Она была также дипломантом Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1946). За творческий труд, помимо военных наград за участие в Великой Отечественной войне, она награждена орденом Ленина (1959), орденами Дружбы народов (1981), Трудового Красного Знамени, «Отан» и многочисленными медалями, являлась обладательницей международной премии «Данекер» (2000), независимой общенациональной премии «Тарлан» (2004). Знаменитая балерина Майя Плисецкая вспоминала, что «благодаря Розочке» она и ее знаменитые современники по искусству Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Сергей Лемешев и другие открыли для себя Казахстан. Недаром Динмухамед Ахмедович Кунаев говорил: «Казахстан знают благодаря ей». Майя Плисецкая восхищалась не только чарующим голосом и красотой лица Розы Баглановой, но также отмечала, что у нее «неунывающий открытый характер, удивительная внешность - тоненькая, изящная талия, громадные глаза, черные толстые косы», и считала, что песню «Ах, Самара-городок» лучше Розы никто не исполнял. А ведь эта известная народная песня ранее была в репертуаре знаменитой Лидии Руслановой. Однажды, услышав ее в исполнении казахской певицы, она громогласно заявила: «Молодец, Багланова!», признав ее талант. Когда началась Великая Отечественная война, Розе было 19. С первых дней войны она выезжала на фронт в составе женского ансамбля песни и пляски фронтовых бригад (в то время она числилась певицей Узбекской филармонии), только за первые три месяца ансамбль дал более 70 концертов. Своими песнями поднимала дух советских бойцов, популярными в ее исполнении были песни «Катюша», «Ах, Самара-городок», «Синий платочек», «Тальяночка», и фронтовики отмечали это в своих письмах певице. Приходилось не только петь фронтовикам, но и дежурить в госпиталях, ухаживать за тяжело ранеными, помогать санитарам, иногда командиры сами просили певицу спеть бойцам перед их отправкой в опасную разведку. День Победы Роза Багланова встретила в Берлине, у стен поверженного Рейхстага, она участвовала в концерте для победителей вместе со знаменитыми Лидией Руслановой и Клавдией Шульженко. Первую боевую награду медаль «За боевые заслуги» ей вручил 30 апреля 1943 года командующий Первым Украинским фронтом маршал Конев, сказав: «Ну надо же быть такой красивой!». Очарованный пением восточной красавицы с длинными черными косами, маршал пригласил ее танцевать во время первомайского праздничного обеда. Вторую боевую медаль она получила весной 1945 года в Варшаве из рук маршала Рокоссовского, который с восхищением сказал: «Как вы работали в Польше!» и назвал ее «… настоящей шамаханской царицей», предсказав, что в будущем она станет гордостью советского искусства. Роза Багланова - единственная певица, которая получила медаль «За боевые заслуги» дважды. В своих воспоминаниях она рассказывала о встречах со Сталиным и как однажды в Москве благодаря редкому 32-му размеру обуви ей достались замшевые модные ботинки, изготовленные знаменитым сапожником специально для Светланы Аллилуевой, дочери Сталина. С концертами певица объездила полмира, и в каждой стране зрителей ждал музыкальный сюрприз - она открывала концерт популярной песней той страны, в которой выступала, и исполняла ее на их родном языке, некоторые исполнялись и в нашей стране на концертных площадках или по радио, например, словацкая полька «Танцуй, танцуй», корейская песня «Торади», она первой в Союзе исполнила гимн кубинской революции «26 июля». Ее девизом были слова: «Человек! Ты - моя песня!». Народная любимица, она всегда пела для людей и никогда не позволяла себе выступать под фонограмму. Специально для нее создавали свои песни известные композиторы Казахстана Ахмет Жубанов, Латиф Хамиди, Еркегали Рахмадиев, Бахытжан Байкадамов, Шамши Калдаяков. Популярными в разные времена были песни «Ақ көгершін», «Бейбітшілік туы берік қолда», «Асыл арман». Мне не раз доводилось слушать выступления Розы Баглановой как на сольных, так и праздничных концертах мастеров искусств Казахстана. Памятной для меня стала встреча и беседа с певицей в Алма-Ате. Тогда я училась на втором курсе КазГУ имени С. М. Кирова и была членом совета знаменитого «Общества семи муз», который хорошо знали в Алма-Ате и творческие коллективы, и деятели культуры и искусства Москвы, приезжавшие на гастроли в Казахстан. Основателем общества был преподаватель-историк и искусствовед Бахтажар Мекишев, выпускник Московского университета. Позднее он стал профессором, заслуженным деятелем культуры. Любовь к различным видам искусства и искусствоведческие навыки я переняла от него - вечная ему благодарность за открытие мира прекрасного! 18 марта 1967 года Роза Багланова пришла в гости к студентам с сольным концертом, ее сопровождал супруг, симпатичный мужчина, юрист по образованию. После первой части концерта их отвели в комнату отдыха, где присутствовали несколько активистов «Общества семи муз», Мекишев и кто-то из журналистов. В основном мы слушали их беседу, были какие-то вопросы. Сначала муж Розы Тажибаевны рассказывал о ее творчестве, новых песнях, которые появились в ее репертуаре, говорил, что есть песни, которые он не может слушать без волнения и даже слезы наворачиваются на глаза, особенно проникновенно пела трогательную песню Ескендира Хасангалиева «Асыл Арман». Роза Багланова поддерживала разговор мужа и кое-что напевала. У меня с собой был альбом «Изобразительное искусство Казахской ССР», в котором был опубликован «Портрет Розы Баглановой» (1951) работы замечательного художника Ольги Кужеленко. (Это один из лучших портретов художника, но, к сожалению, опубликован не в цвете. О. Кужеленко сумела раскрыть внутреннее состояние молодой певицы и передать портретное сходство. Портрет этот является украшением первого зала Государственного музея искусств имени А. Кастеева в Алматы. В 1957 году Ольга Кужеленко написала второй портрет Розы Баглановой - в концертном платье у рояля. - Прим. автора). Улучив момент, я подала раскрытый альбом, певица оставила автограф. Затем концерт был продолжен. Я решила написать об очередном мероприятии «Общества семи муз», гостем которого была знаменитая певица-фронтовичка, в газету. Заметка была опубликована в «Ленинской смене» 22 марта 1967 года под названием «В гостях у студентов - песня», это был мой журналистский дебют. Вот о чем писалось в ней: «Еще задолго до концерта в фойе Казахского государственного университета имени Кирова были расклеены большие красочные афиши, извещающие о концерте народной артистки Казахской ССР Розы Баглановой. Концерт организован «Обществом семи муз». Роза Багланова ответила на все наши вопросы. Она поет песни на 27 языках, побывала на гастролях в различных странах. Роза Багланова - первая исполнительница в нашей стране кубинского гимна «26 июля», который, кстати, она с блеском исполняет на испанском языке. В этот вечер она пела русские народные песни, песни композиторов Казахстана, казахские народные песни. Они звучали на казахском, немецком, русском, испанском языках. В заключение прозвучала известная фронтовая песня В. Соловьева-Седого «На солнечной поляночке», которую Роза Багланова пела 25 лет назад на фронте». В последний раз я слушала Розу Багланову во Дворце культуры в городе Каратау, куда она приехала с сольным концертом в сопровождении нескольких музыкантов и солиста-домбриста. Было это в 80-х годах прошлого века. Пела она как всегда великолепно, иногда комментировала и подтанцовывала. С ней был ее сынишка. Мальчик пяти-шести лет несколько раз выбегал на сцену, не обращая внимания на музыку и людей. Зрители добродушно и с пониманием отнеслись к происходящему. Видимо, не зря он свободно чувствовал себя в Джамбулской области, воспринимая зрительскую аудиторию за своих будущих родственников и земляков: он женился на меркенке Марал, и великая певица приезжала в Мерке на сватовство. Марал Багланова была с Розой Тажибаевной до последних дней ее жизни. Певица скончалась в 2011 году, не дожив до 90-летия несколько месяцев...

Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати, член Союза журналистов Казахстана

[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="48925,48926,48927,48928"]

Самые читаемые статьи недели: