Меню
5 марта, 2022 / Знамя труда / Новости

Кто вы, господин Ши? Основатель конного надзора империи Тан

Кто вы, господин Ши? Основатель конного надзора империи Тан

Кто вы, господин Ши?  Основатель конного надзора империи Тан Кто вы, господин Ши?  Основатель конного надзора империи Тан
Фото из открытого источника

Основатель конного надзора империи Тан

В статье директора Центра Евразийских исследований исторического исследовательского института общественной академии наук Китая Ли Цзиньсю приводятся интересные сведения о деятельности выходца из Средней Азии, достигшего в VII веке высокого положения в администрации империи Тан Ши Хедана. Эти сведения, несомненно, представляют огромный интерес для читателей, и значительно обогатят их знания о высоких достижениях предков в Китайской империи. В данной статье попытаемся определить, кем же все-таки был Ши Хедан - согдийцем или тюрком?  

География происхождения

Жители согдийских поселений в Китае обычно имели в составе своего имени название города или области, из которой они происходили. Например, Ань (Бухара), Кан (Самарканд), Ми (Маймург), Му (Амул), Хэ (Кушанийа), Цао (Кабудан), Ши (Кеш), Ши (Чач) и так далее. Произношение двух последних названий было идентичным, но обозначавшие их иероглифы различались. Первый иероглиф в начале имени Ши Хедана указывает на то, что его предки происходили из владения Ши (Кеш), столичный город которого находился на месте нынешнего Китаба, недалеко от Шахрисабза в восточной предгорной части долины Кашкадарьи. У китайцев не было специального термина для обозначения согдийцев в качестве этнонима. В китайских источниках топоним Согд упоминается в разных транскрипциях - Суйи, Сутэ и Сули в качестве названия государства, а для обозначения согдийцев употребляются термины сутэ-рэн или сутэ-жэнь, сутэ-жюймин и сутэ-ху, означающие «люди Согда», «жители Согда». Китайский путешественник Сюань Цзан (VII век) пишет: «Сули, так же называют и жителей. Письменность и язык имеют такое же название». Другими словами, термин Сули (Суйи, Сутэ) служил для обозначения всех выходцев из Согда, независимо от их этнической принадлежности. В VII веке китайцы под названием Сули (Согд) подразумевали более обширную территорию, чем собственно Согд. По данным Сю-ань Цзана, страна Сули простиралась от города Сушэ, или Сушэшуй, до страны Цзешуанны, то есть от Иссык-Куля до Шахрисабза. Это указывает на то, что на севере страна Сули включала также Семиречье и бассейн среднего течения Сырдарьи. На этих землях, населенных тюрками, также были согдийские поселения, а в городах Баласагун, Испиджаб, Сарыг, Суйаб и Тараз они составляли половину городского населения. На юге страна Сули простиралась до владения Ши (Кеш), правитель которого в начале VII века был самым сильным из всех согдийских владетелей и по своему могуществу превосходил даже правителей Самарканда. В его владения входили не только вся долина Кашкадарьи, включая Нахшаб, но и некоторые земли, расположенные за ее пределами. Из китайских источников известно, что в эпоху раннего Средневековья в Самарканде правила династия, относившаяся к древнему роду чжаову (то есть джамук или джаб­гу). В конце VI - начале VII веков эта династия была населена тюрками, после чего здесь были выпущены их первые монеты с титулом «x’γ’n» - «каган» и портретным изображением правителя с чертами лица явно выраженного монголоидного типа. В 40-х годах VII века после бегства Юкук (Дулу) хана из Согда в Тохаристан один из его сподвижников, возможно, из рода дулу, захватил власть в Самарканде и объявил себя его единым правителем. В середине VII века к власти в Самарканде пришел военачальник по имени Фухумань (Вархуман) из тюркского рода дулу, носивший титул дуду или ту-ту (тутук). По тюркскому обычаю он заплетал свои волосы в длинные косы. На западной стене тронного зала дворца правителя в городище Афрасиаб изображена многочисленная группа тюрков, составлявших свиту ихшида Самарканда. Их костюмы и украшения находят близкие аналогии в каменных изваяниях древних тюрков. По последним данным, слово «‘wnš’w» в согдийской надписи на подоле одного из сановников согдийского ихшида Вархумана, изображенного в настенной росписи Афрасиаба, читается в форме «‘wny’w», передающей родовое имя ихшидов Самарканда - on oq, что означает «десять стрел». Эти данные еще раз подтверждают, что Вархуман принадлежал к роду верховных правителей Западного Тюркского каганата из племени дулу или нушиби, пришедших к власти вместо рода Ашина. Вархуман был женат на дочери западнотюркского кагана Тун-шеху (Тун-йабгу). Среди настенных росписей Афрасиаба имеется сцена с изображением принцессы в лодке с окружающими ее девушками. Предполагается, что в этой сцене изображена тюркская принцесса, вышедшая замуж за владетеля Согда Вархумана. По данным китайских источников, в государстве Кан (Самарканд) был храм, в котором хранилось тюркское уложение (собрание всех действующих законов), и при определении наказания брали это уложение и решали дело. В согдийских документах этот храм упоминается как «место законоположений». В городе был также храм предков, в котором приносили жертву в шестой день луны. В резиденции правителя владения Кан (Самарканд) было здание, посреди которого поставлен престол. В шестой день первой луны на нем ставили золотую урну с пеплом сожженных костей покойных родителей владетеля, потом обходили вокруг престола, рассыпая пахучие цветные плоды. В эпоху раннего Средневековья в Центральной Азии кремация костей умерших, как известно, широко практиковалась у тюрков. Недалеко от Самарканда обнаружено древнетюркское погребение с конем, сопровождающий инвентарь которого имеет прямые соответствия в аналогичных памятниках Алтая и Чуйской долины.  

Чем занимались согдийцы?

С самого начала, когда Согд вошел в состав Тюркского каганата, согдийцы играли важную роль в политической жизни империи тюрков и составляли ближайшее окружение тюркских каганов. Согдийский язык, наряду с тюркским, был официальным языком Первого Тюркского каганата, а впоследствии Уйгурского каганата. Одним из самых приближенных к первому тюркскому кагану Дизибулу (Истами) придворных был согдийский купец Маниах, который был отправлен в 568 году во главе посольства к императору Византии Юстину II. Его сын носил тюркское имя Тагма и титул тархан. Следовательно, Маниах был женат на тюркской девушке. С этого времени начался активный процесс тюрко-согдийского этнокультурного симбиоза, который сопровождался с одной стороны взаимными миграциями: тюрков на юг, а согдийцев и хорезмийцев - на север, северо-восток и северо-запад, а с другой стороны - смешанными браками не только на уровне высшей знати, но и среди простого народа. К концу VII - началу VIII веков согдийцы были настолько тюркизированы, что по своей внешности не отличались от оседлых и городских тюрков Средней Азии и представляли с ними единое этнокультурное целое. Поэтому в китайской историографии VII века согдийцы рассматривались как одно из племен Тюркского каганата. По данным армянских источников, «согды, тохары, эфталиты и другие народы Туркастана считались тюркскими родами». В китайских рукописях середины VIII века из согдийской колонии в Дуньхуане, наряду с согдийскими именами, упоминаются тюркские имена и титулы различных выходцев из Средней Азии, такие как Irkin (Кан И-цзинь), Tudun (Хэ Ту-дунь), Теgin (Ло Тэ-цзин), Baγatur (Хэ Моцзя-до), Tarxan (Ань Да-хань), Özmiš (Ань У-сы-ми), что говорит о том, что их носители еще до переселения из Средней Азии были тюркизированы. Из этих данных следует, что Ши Хедан мог быть как согдийцем, так и тюрком или тюркизированным согдийцем. В статье Ли Цзиньсю говорится, что Ши Хедан был опытным коневодом, хорошо разбирался в породах лошадей и тонкостях разведения. В его доме было 1000 лошадей. «Это было связано с тем, что в области Согда много прекрасных лошадей, а согдийцы умели хорошо содержать лошадей: у них был опыт содержания домашнего скота, и у них был свой способ разведения лошадей». Здесь необходимо сделать небольшой экскурс в историю коневодства в Центральной Азии, которая была одним из мировых центров, где в эпоху неолита происходил процесс доместификации лошади. Известный знаток согдийской культуры Борис Маршак и его коллега писали: «Бедность иранской терминологии, связанной с лошадью, говорит о том, что оседлые ираноязычные народы никогда не занимались коневодством, получая лошадей и ослов у своих соседей, тюркоязычных скотоводческих племен». Хотя известно, что в древности культ коня и коневодство были развиты у индоевропейских, в частности, индоарийских народов. Коневодство было развито у древних саков и массагетов, которые считаются ираноязычными племенами, так же, как и у предков парфян. В «Авесте» среднеазиатские племена туров, которые были врагами иранцев, называются эпитетом асу-аспа, то есть «обладатель быстроходных коней», а имя легендарного государя Турана Ареджат-аспа (в «Шах-наме» - Арджаспа) означает «обладатель прекрасных или благо­родных коней». Однако мнение Б. Маршака и его коллеги правомерно относительно эпохи раннего средневековья и согдийцев, культуру которых они знали хорошо. В эпоху раннего Средневековья согдийцы как в Средней Азии, так и за ее пределами, занимались торговлей, а также земледелием и ремесленным производством. Поэтому арабский автор IХ века справедливо отметил, что согдийцы больше прославились в качестве торговцев, чем всадников. Согдийская терминология, связанная с коневодством, действительно, очень бедная. Кроме общеиранского названия лошади в дошедших до нас согдийских источниках, встречается еще несколько терминов, связанных с использованием лошади в хозяйстве, земледелии и в качестве транспорта, но нет ни одного термина, связанного с коневодством, например, табун, породы и масти лошадей, их возрастные названия, болезни и другое. Между тем в этих же источниках содержится богатая терминология в области торговли, земледелия, садоводства и ремесленного производства. В китайских источниках о согдийцах отмечается, что когда мальчику исполнялось пять лет, его начинали учить грамоте, а когда он начинал читать, его заставляли учиться торговому делу. Сюань Цзан пишет, что «в стране Сули (Согд) половину населения составляли земледельцы и половину торговцы». В письменных источниках нет ни одного сообщения, в котором бы говорилось о том, что согдийцы были искусны в коневодстве и когда-либо занимались разведением лошадей. Из согдийских документов с горы Муг известно, что в Панджикенте стоимость одной лошади составляла 200 драхм или 10 отрезков шелка. Тогда как в Китае в начале VII века одна лошадь стоила 4,4 отрезка (110 драхм). Таким образом, стоимость лошади в Панджикенте была в два раза выше, чем в Китае еще до основания надзора за конным пастбищем Ши Хеданом, когда стоимость лошади в Китае была намного выше, чем в начале VIII века. Если учесть, что Панджикент находился в предгорной области, расположенной в верховьях реки Зарафшан, где были идеальные условия для разведения лошадей, такая стоимость лошади является необычайно высокой. Это в свою очередь указывает на то, что согдийцы сами не занимались коневодством, а покупали лошадей у скотоводческих племен по рыночной цене. А в документе речь идет именно о покупке лошади.  

Коневодство и тюрки

У тюркских народов были не менее богатые традиции коневодства, чем у древних иранцев. В I тысячелетии до нашей эры конница составляла основу военной силы древних хуннов, и поэтому основным их богатством были лошади. Лошадь всегда занимала главное место в хозяйстве тюркских племен и народов. В эпоху раннего Средневековья в Средней Азии пастбищным, то есть профессиональным коневодством и вообще скотоводством занимались не согдийцы, а кочевые и полукочевые тюркские племена. Лошади составляли основной предмет экспорта почти всех тюркских племен. В китайских источниках перечисляются названия более 40 тюркских племен, которые поставляли лошадей различных пород в качестве даров китайскому Двору. Тюрки были главными поставщиками лошадей в Китай, и каждый год пригоняли сюда как минимум три-четыре тысячи голов, а в 627 году западные тюрки поставили сразу шесть тысяч лошадей. Изображение лошадей является наиболее излюбленным сюжетом тюрков, и встречается на многих предметах их изобразительного и скульптурного искусства. Так, в уйгурских росписях Безеклик, тамги многих тюркских правителей представляют схематическое изображение лошади, некоторые буквы рунического алфавита включают идеограммы, связанные с названиями лошадей. Арабский писатель ал-Джахиз (IХ век) писал: «Тюрок - он одновременно пастух, конюх, объезжающий лошадей, торговец лошадьми, ветеринар и всадник...». А арабский историк ал-Мас‘уди (Х век) пишет, что «государя токуз-огузов называли малик ал-хайл», то есть государем коней. Он был самым великим из тюркских государей, потому что он имел столько лошадей, сколько не имел ни один другой государь в мире. Среди тюрков был распространен также культ коня. В IХ веке башкиры, наряду с другими богами (всего их было 12), почитали бога лошади. В тюркских языках сохранились специальные термины ujuq, которым именовали коня, посвященного богу, и qoylaγi - лошадь, которую закалывают вместе с покойным для оказания ему почести. Происхождение многих кипчакских этнонимов связано с названиями пород и мастей лошадей, что позволяет предполагать, что кипчаки в древности считали коня священным животным (тотемом) и поклонялись ему. Например, Ала-байтал (Кобыла смешанной масти), Кара-байтал (Кобыла черной масти), Турт айгыр (Четыре жеребца), Саман атлы (Владелец вороного коня), Етти кашка (Семь пятен на лбу), Тури сари (Желтая лошадь), Кулан (Дикий конь), Конгур-ат (Гнедой конь) и другие. Традиции коневодства сохранялись у тюрков и в последующие века, вплоть до нашего времени. Исходя из этих данных, можно было бы считать, что согдиец Ши Хедан, основавший надзор за конным пастбищем в Китае, на самом деле был тюрком, происходившим из владения Кеш (Шахрисабз) в Согде. Однако в письменных источниках нет никаких данных о развитии и даже наличии коневодства в области Кеша. Китайский паломник Сюань Цзан пишет, что «страна Цзешуанна (Кеш) в окружности 1400-1500 ли. Произведения земли и нравы таковы же, как в стране Самоцзянь (Самарканд)». В китайских источниках не зафиксировано ни одного посольства из Кеша, преподнесшего императору лошадей. В начале VII века в этом владении насчитывалось около 500 городов, каждый из которых был окружен каменными стенами. Из арабских источников IX-X веков известно, что в Кеше процветали торговля и ремесленное производство, а в его области - земледелие. Следовательно, можно предполагать, что предки Ши Хедана происходили не из самого Кеша, а из подвластных ему южных территорий, расположенных к югу от Железных ворот, то есть на севере Чаганиана и Хутталана. В этих областях в эпоху Тюркского каганата как раз было развитое коневодство. Так, в Хутталане еще с древнейших времен разводились чистокровные лошади, которые были основным предметом вывоза (экспорта). Cреди изображений животных, представленных в «Амударьинском кладе» золотых изделий, превалирует изображение лошади с весьма четкими особенностями породы, что свидетельствует о том, что эти изделия были изготовлены в области с развитым коневодством.  

Увековечены в легендах и памятиниках искусства

Изображение хуттальской лошади четко выраженной породы имеется и на памятниках греко-бактрийского искусства. Конь был самым распространенным сюжетом в изображениях на кушанских памятниках Правобережной Бактрии. По данным китайских источников, в стране Kou-tou-lo (Хуттал) было много превосходных лошадей. На севере страны T’ou-ho-lo (Тохаристан) была гора P’o-li (Байсун), на южной стороне которой в одной пещере находился божественный конь. Люди этой страны желали пасти своих кобылиц по соседству с ним, чтобы от них рождались жеребцы, имеющие свойство потеть кровью. Государь этой страны имел титул che-hou (джабгу). Южные и юго-восточные склоны Байсунских гор, где находилась эта легендарная пещера, в то время (VI-VII века) входили в состав области Кеш. Поэтому переселившиеся в Китай выходцы из этих краев ставили в начале своих имен китайское название этой области - Ши (Кеш). В средние века в Хутталане был город Рустак Бик, тюркский правитель которого по имени Бик (бек) разводил чистокровных лошадей на берегу озера Назкул. Предание о лошадях, рожденных из воды, было популярно в различных частях Туркестана. На городище Хулбук найдено большое блюдо с изображением хуттальской лошади. Название Хутталан связывается с тюркским народом хутталах, которые были самыми сильными из всех тюрков. Коневодство было развито также в соседней с Хутталаном области Чаганиан. В городище Афрасиаб на настенных росписях главного тронного зала дворца правителя VI-VII веков изображен торжественный прием иностранных посольств, прибывших к государю Согда Вархуману. На халате одного из послов нанесены бактрийская и согдийская надписи из 16 строк, из которых следует, что они прибыли от государя Чагана по имени Туранташ. Среди даров, которые посольство Чагана преподнесло государю Согда, упоминается табун чистокровных лошадей. В Х веке в табунах Мухтаджидов Саганийана насчитывалось 18 тысяч кобылиц, каждая с жеребенком.  

Недалеко от Железных ворот

Многие данные указывают на то, что области, расположенные к югу от Железных ворот, в VI-VIII веках были населены тюрками. Горный проход на границе между Согдом и Тохаристаном, известный по арабским источникам под названием Баб ал-Хадид, а по персидским Дар-и Аханин, по-тюркски назывался Темир-капуг, что означает «Железные ворота», а также «проходом тюрков» или «преградой против тюрков». В горах Чаганиана в средние века упоминается город Басанд, отождествляемый с нынешним городом Байсун, название которого образовано от тюркских слов бай и син и означает «священная гора». В орнаментальных мотивах керамики кушанского времени из поселения Поён-курган, расположенного у подножия Байсун-тау, преобладают мотивы, связанные с символикой гор и небесного свода, широко распространенных среди кочевых племен, населявших обширные территории, замкнутые горами. Китайский паломник Сюань Цзан отмечает, что «страна Чиэяньна (Чаганиан) с востока на запад около 400 ли, с юга на север около 500 ли». К востоку от нее находилась страна Хулумо (Ахарун), правитель которой был тюрк из рода си-су. Еще дальше на восток находилась страна Сумань, правитель которой также был из рода си-су. Все эти владения подчинялись che-hou, то есть верховному тюркскому йабгу Тохаристана, которому в общей сложности подчинялись 27 мелких владений. Правитель Чаганиана носил титул чаган-худат, а также тюркский титул шад. В VII-VIII веках в Чаганиане выпускались медные так называемые «тюрко-согдийские» монеты с парным изображением, бактрийскими надписями и ромбовидной тамгой чаган-худатов, а также монеты с изображением коня. Такая же ситуация в VII-VIII веках была и в соседнем владении Хутталан. По данным Хуэй Чао (726 год), тюрки составляли половину населения области Ку-ту-ло (Хутталан), владетель области также был тюрком и носил тюркский титул се-кин (иркин). В районах к югу от Железных ворот известны отдельные находки надмогильных памятников древних тюрков, так называемых каменных баб или балбалов. Таким образом, исходя из вышеизложенных данных, можно с достаточным основанием предполагать, что предки Ши Хедана, основавшего надзор за конным пастбищем в Китае, происходили из среды тюрков, проживавших в южных предгорьях Байсуна, которые в VI-VIII веках входили в состав владения Кеш, и были смежными с северными районами Чаганиана и Хутталана.

Шамсиддин КАМОЛИДДИН, доктор исторических наук, профессор

[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="50017,50018"]

Самые читаемые статьи недели: