Меню
5 апреля, 2022 / Знамя труда / Новости

Уроки истории. Для полной реабилитации жертв политических репрессий

Уроки истории. Для полной реабилитации жертв политических репрессий

Уроки истории.  Для полной реабилитации жертв политических репрессий Уроки истории.  Для полной реабилитации жертв политических репрессий
Фото из открытого источника

Для полной реабилитации жертв политических репрессий

Политические репрессии советского периода - до сих пор особенно больная тема в Казахстане. Если в других регионах репрессии были связаны только с местным населением, то Казахстан столкнулся с проблемой размещения и проживания сотен тысяч представителей депортированных народов, сосланных политических деятелей и их родственников, интернированных военных, взятых в плен Красной Армией. О том, что происходило в период становления Советской власти на Юге Казахстана, рассказывает книга нашего постоянного автора, кандидата исторических наук, доцента Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати Сейдахана Бакторазова «Массовые политические репрессии в Аулиеатинском регионе (1917-1939 гг.)». Один экземпляр своей книги автор подарил нашей редакции. Воспользовавшись случаем, мы решили взять у него интервью. - Почему вы решили заняться темой политических репрессий? На вас повлияло то, что на малой родине - в Байзакском районе - проживало множество депортированных? Или в семье были репрессированные родственники? - Тема политических репрессий не ограничивается депортацией. Она гораздо шире. Заняться ею мне посоветовал директор Института истории и этнологии Казахстана Мамбет Койгельдиев, когда я как преподаватель Таразского государственного университета учился там на курсах повышения квалификации. В 2003 году я начал работать по этой теме. Что касается репрессированных родственников, то мой дед по линии матери Жузбай-ата был в 20-е годы прошлого века одним из руководителей союза «Косшы» и сподвижником Турара Рыскулова. В 1938 году он был расстрелян. Другой дед по отцовской линии - Бактораз-ата - погиб в Сталинградской битве, а вот его отца Советская власть раскулачила как бая. И если документы о жизни Жузбая-ата я находил в архивах нашей области и в Шымкенте, то судьба репрессированного прадеда так и осталась невыясненной. - Во время подготовки материалов вашей книги удавалось найти какие-то документы, которые помогли жителям нашей области узнать о судьбе своих репрессированных родственников? - Ветеран жамбылской журналистики Москеу Нокрабеков, который тоже занимается темой репрессий, связывался с родственниками людей, упомянутых в книге, сообщал им информацию. Думаю, она им пригодилась. Но я лично их не знаю. Кроме того, у меня остался большой объем информации, не вошедший в эту книгу, о судьбах депортированных народов, в частности, о карачаевцах и курдах. Возможно, эти материалы станут основой другой книги. И я хочу сказать, что ни один историк не может писать о той или иной информации только в белых или черных тонах. Такая попытка была у детей наших иммигрантов, которые уехали во Францию. Там вышла «Черная книга коммунизма», где эпоха большевистской власти представлена в мрачных тонах. У меня такой задачи не было. Достижения Советской власти я тоже показываю. А о репрессиях, которые в большинстве своем захватили интеллигенцию, и казахскую, и сосланных сюда народов, пишу строго на основании архивных документов. - Исторически так сложилось, что в Советском Союзе почти в каждой семье был репрессирован близкий или дальний родственник, знакомый или друг. И общее представление о том, что происходило в прошлом веке во время становления советского государства, многие из нас имеют. Во время работы над монографией попадались какие-то документы, которые вас удивили? - Не могу сказать, что какие-то документы удивили, но сердце болеть заставили. Например, в 1937 году проходили выборы в Верховный Совет СССР. Люди только приходили в себя от потерь из-за массового голода, а коммунисты оборудовали красные уголки, красные юрты. Во время этих процессов молодую женщину задержали в красной юрте допоздна, и за ней пришел муж. Его понять можно: нужно детей кормить, готовить ко сну, коров доить. Он пришел и сразу обругал парторга за то, что задержали его молодую красивую жену. Ему сказали: не видишь, у нас выборы на носу. Вот депутаты - товарищ Ворошилов, товарищ Калинин… В ответ мужчина порвал агитматериалы и нецензурно выругался. Сейчас бы он отделался штрафом, а тогда его осудили на 25 лет по статье 58 как врага народа. Или вот документ: партийный функционер некто Кузнецов приехал с проверкой по партийной линии в Меркенский район. На совещании ему доложили, что в районе врагов народа не выявлено. Кузнецов был в гневе. Здесь стоит уточнить, что в те времена существовала разнарядка по выявлению врагов народа. Например, по плану на Юге Казахстана 150 человек должны были быть расстреляны. А по моим данным, сложившимся во время изучения архивов, расстреляли в 10 раз больше. Кстати, эта цифра коррелирует с данными по всему Советскому Союзу. При плане 75 тысяч было расстреляно свыше 700 тысяч граждан. Сейчас есть историки, которые говорят и про полтора миллиона, и про три миллиона убитых в ходе массовых расстрелов. Но это не так. Я привожу цифры, подтвержденные документами. Так вот, возвращаясь к Кузнецову. Он вызвал местного меркенского партийного деятеля (сейчас не помню фамилию, но она есть в книге) и приказал ему найти врагов народа во что бы то ни стало. - Не найдешь врагов, сам как враг пойдешь под суд, - пригрозил Кузнецов. И, конечно, «враги» нашлись - 12 человек. Точно такая ситуация повторилась в Жанакорганском районе теперешней Кызылординской области. Тогда это была Южно-Казахстанская область. Некий проверяющий вызвал руководителя отдела народного образования Мегельбекова (эту фамилию я запомнил навсегда) и говорит: «Давай, называй врагов народа». Найти таких среди учителей в те времена было несложно - в родственниках есть мулла, плохо владеет латиницей (кириллица вошла в обиход в 1940 году), знает арабскую графику письма - вот уже «враг». Но Мегельбеков ответил: «Если мои учителя - враги народа, то я тогда враг народа номер один. Арестуйте меня, на других клеветать не буду!». Были и такие, сильные духом люди. К сожалению, дальнейшая судьба этого человека мне неизвестна. Документов о нем мне больше не попадалось. - Ваш рассказ натолкнул на мысль. Казахстанцы прошли такие тяжелые испытания, но ведь при этом помогали друг другу, поддерживали нуждающихся. Как люди сохраняют свою духовность? - Не могу разделить вашего оптимизма. Духовность нашего народа начала разрушаться еще в 1891 году, когда царская Россия приняла Степное положение, лишившее казахов исконных земель. Это стало началом откочевок, как сейчас говорят, политически активной части населения. В результате численность казахов сократилась почти на три миллиона человек. Потом революционное правительство истребило большую часть интеллигенции в лице алашординцев. Репрессировали Турара Рыскулова, его сторонников и тех, кто с ним работал. А потом, кстати, репрессированы были и те, кто доносил. Миллионы жизней унес голод. Для голодающих вроде открывали бесплатные столовые, но еды на всех не хватало, и люди умирали прямо на пороге этих заведений. Поэтому, думаю, возрождение духовности - задача нынешних и будущих поколений.

Интервью вела Айгуль МАХМУДОВА

Самые читаемые статьи недели: