Говорить и писать ясно. Как правильно донести информацию до детей с ментальными нарушениями
Как правильно донести информацию до детей с ментальными нарушениями
В Жамбылском областном центре реабилитации и адаптации детей с инвалидностью состоялся обучающий семинар-тренинг «Ясный язык». В нем приняли участие педагоги, психологи, логопеды, дефектологи и директора детских реабилитационных центров из районов и города Тараза. Девизом к семинару его участники выбрали слова классика русской литературы Михаила Пришвина: «Все хорошее в природе от солнца, а все лучшее в жизни - от человека и его доброты». Учителя, работающие с детьми, имеющими различные ментальные нарушения, хорошо понимают, что одной доброты мало, необходимо, чтобы каждому ребенку было ясно, о чем говорит преподаватель. В ходе тренинга педагогам было дано четкое представление о том, как использовать ясный и понятный для детей с ментальными проблемами язык, как сделать информацию доступной для них. Для детей с ментальными проблемами сначала финскими и британскими специалистами была разработана методика «Ясный язык», затем в Казахстане ее подхватила и развила председатель ОО «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырак», член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, депутат сената Парламента РК Ляззат Калтаева. Суть методики «Ясный язык» в том, чтобы использовать простые слова, не использовать абстракции, технические термины, избегать аббревиатур, сокращений, синонимов, местоимений, использовать при письме простые знаки препинания, например, тире и точка с запятой сложны для понимания людей с ментальными нарушениями. В ходе обучающего семинара специальные педагоги узнали много нюансов. Например, о работе оценщика - человека с ментальным нарушением, которому в итоге предлагается воспринять информацию на «ясном языке». И если ему что-либо непонятно, то необходимо будет что-то снова поменять в предлагаемом ему тексте. - Было очень интересно, тренинг прошел на высоком уровне. Использование «ясного языка» дает большие преимущества при обучении детей с особенностями развития, помогает доступно донести до них любую информацию. Я очень благодарна областному детскому центру реабилитации и адаптации за прекрасный семинар, дополнительно нам еще провели консультацию для методиста, логопеда и дефектолога, - высказалась по завершении мероприятия исполняющая обязанности директора Таласского районного центра реабилитации и адаптации детей с инвалидностью Жанар Оспанкулова. - Мне понравилась групповая работа, возможность поближе познакомиться со специалистами из других центров. Спасибо организаторам за полученные знания и поддержку, - поблагодарила логопед Татьяна Пак. Заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ акимата области Ермек Быкыбаев выразил надежду, что приобретенные на тренинге новые знания помогут преподавателям в работе с особенными детьми. Добавим, областной центр реабилитации и адаптации детей с инвалидностью (директор Марал Шлыкова) открылся в 2004 году. В 2020-м он переехал в новое здание по улице К. Азербаева, 156 Б. Центр могут посещать одновременно 70 воспитанников. Здесь имеются несколько учебных кабинетов, сенсорный кабинет, кабинет Монтессори, комнаты лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии, труда, актовый и музыкальный залы, столовая, игровые комнаты групп по возрастам и спальни. Работает лифт, в котором могут передвигаться дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инвалидных колясках. С детьми работают дефектолог, логопед, психолог. На территории центра - несколько красочных и многофункциональных игровых и спортивных площадок.Лариса ГУБАШЕВА, фото Юрия КИМА
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="50723,50724,50725,50726,50727"]