В центрах обучения и специальных приложениях научат говорить и общаться
Управление по развитию языков акимата Жамбылской области осуществляет руководство в сфере развития языка, реализации и единой государственной языковой политики. Специалисты госоргана оказывают содействие и всемерную поддержку центрам обучения государственному и другим языкам, а также разработчикам электронных обучающих программ.
Саморазвитие
Гражданам страны, желающим овладеть государственным и другими языками, предоставляются различные возможности. Казахскому можно обучаться на специальных курсах, в том числе бесплатных, как в языковых центрах, так и онлайн. На минувшей неделе сотрудники управления по развитию языков провели презентацию мобильного приложения «QazOnline» для самостоятельного изучения казахского языка в режиме онлайн в селе Актоган Меркенского района. Руководитель отдела центра обучения языкам при областном профильном управлении Шынар Бахытбек рассказала местным жителям о том, что с помощью мобильного приложения в кратчайшие сроки можно изучить казахский язык на базовом уровне, а также подготовить себя к его углубленному изучению. - В первую очередь, приложение будет полезно тем, кто не говорит на государственном языке или только начал его изучать. Благодаря разработанным урокам приложение позволит легко и быстро заговорить на казахском, а самое главное, вы начнете без проблем понимать собеседников в разговорах на разные темы и в разных ситуациях, - рассказывает девушка. Главная задача мобильного приложения «QazOnline» - посредством имеющихся инструментов и образовательных методик помочь овладеть устной речью и применять этот навык в повседневной жизни. То есть, говоря о базовом уровне, имеется ввиду не построение простейших фраз, вроде «Привет, как дела?» или «Здравствуйте, дайте мне, пожалуйста, булку хлеба и килограмм сахара». Успешно пройдя образовательный курс, слушатель сможет понимать новостные выпуски на государственном языке, читать газеты и поддерживать разговор с носителями языка в непринужденной обстановке. Конечно же, профессиональный казахский, а также литературный и научный - это уже следующий этап обучения. - Большинство тех, кто не говорит на государственном языке, отлично его понимают. То есть основная проблема у них возникает на этапе построения предложений и общения. Люди обладают необходимым словарным запасом, но не понимают, как правильно использовать слова, в каком порядке. Приложение «QazOnline» учит пользователя составлять предложения из отдельных слов, постепенно повышая уровень сложности. Одновременно формируются основные навыки письма на казахском языке, - продолжает Шынар. Одним из главных плюсов приложения является полная свобода. Вы не ограничены каким-то определенным количеством лекций в неделю, и, наоборот, можете взять себе выходной, когда захочется. Вы сами планируете время для урока, а не подстраиваетесь под преподавателя. К тому же это открывает дополнительные возможности для закрепления пройденного материала. Так, например, по словам спикера, полезно будет еще раз повторить завершенные уроки в ситуации, когда вам нужно скоротать время. Дома, пока ужин на плите доходит до готовности, на работе, в кафе или в общественном транспорте - везде, где выдалась свободная минута, стоит повторить пройденный урок, чтобы лучше закрепить его в своем сознании. - Каждый урок в приложении состоит из блоков новых слов, чтения, грамматики, письма, аудирования, самопроверки и заданий для их закрепления. Прослушивая новые слова, обучающийся запомнит правильное произношение, а возможность постоянного возвращения к переводу помогает овладеть этими словами в полной мере. Раздел «Чтение» представляет из себя блок готовых текстов. Это произведения или рассказы, интервью, оформленные в виде диалога двух и более лиц. В разделе «Грамматика» слушатель научится распознавать и классифицировать буквы, что очень важно в казахском языке для правильного использования приставок и окончаний. Также именно на этом этапе пользователь учится связывать слова и словосочетания в предложения. В разделе «Письмо» мы закрепляем усвоенную информацию посредством написания. Очень важно не игнорировать этот раздел, а действительно прорабатывать написание на бумаге от руки. Завершаем изучение темы прослушиванием аудиозаписей и выполнением интенсивных заданий, после чего во вкладке «Самопроверка» можно оценить, насколько качественно вы усвоили новые слова, - говорит спикер. К самостоятельному обучению посредством мобильного приложения «QazOnline» необходимо подходить со всей ответственностью. Обязательно выполнять каждое задание в полной мере и в каждом блоке. Именно внимательное следование инструкциям позволит безболезненно перейти к следующему этапу. Если возникают затруднения - возвращаемся к предыдущему уроку и пытаемся понять все со второго раза. Ведь вы сами формируете свою учебную программу, делайте в ходе уроков именно то, что приносит вам пользу. После завершения главы вы можете просмотреть допущенные ошибки и провести работу по их устранению. Специалисты управления по развитию языков акимата области отмечают, что среди десятков подобных обучающих мобильных приложений именно «QazOnline» предоставляет лучший функционал и качественные знания. Скачать его можно на мобильные телефоны, работающие на операционных системах Android и iOS.Безвкусица или безграмотность?
Специалисты также ведут активную борьбу с безграмотной наружной рекламой. Под раздачу попадают так же и те, кто использует ветхую или неэстетичную визуальную рекламу. Однако деятельность в данном направлении несет только профилактический характер, но лишь до тех пор, пока наружная реклама не становится противозаконной. Для выявления недостатков, а также устранения нарушений специалисты управления по развитию языков акимата области, отдела культуры и развития языков акимата города Тараза провели акцию «Таза қалаға - таза жарнама». Эта регулярная акция направлена на изучение визуальной информации и рекламы по всему городу. На минувшей неделе она прошла на улице Конаева. В ходе мониторинга специалистам удалось проверить 56 объектов, на трех из которых были обнаружены нарушения. Предпринимателям оказали методическую помощь, разъяснили требования Закона «О языках» и посоветовали в кратчайшие сроки исправить ситуацию. По словам специалистов, техническую причину неграмотной рекламы объяснить очень просто. Нередко сначала слоган пишется на русском языке, потом он дословно переводится на казахский, в результате чего появляется примитивная и некорректная калька. В иных случаях за дело берутся основательно и изначально придумывают слоган на казахском, вот только поручают это не самым компетентным сотрудникам. Причина этой ошибки кроется в представлении, что языки различаются только используемыми в них словами. Между тем разные языки имеют несхожий грамматический строй, свою систему описания, однако это во внимание не принимается. Также не исключена вероятность того, что люди, занимающиеся этим, могут просто пользоваться услугами электронного перевода. Во всяком случае отдельные варианты рекламных слоганов, которые выдают за якобы написанные на казахском языке, совпадают с тем, что предлагают автоматизированные сетевые переводчики. В результате мы получаем лишенную всякого смысла абракадабру. Конечно же, можно бесконечно критиковать нарушителей, но даже денежные штрафы и профилактические беседы не могут пока изменить ситуацию. Поэтому специалисты управления ведут разработку действенных методик по искоренению этой проблемы. К работе в городе и районах области привлекают все больше квалифицированных специалистов. Также приятно видеть, что местные волонтеры и другие молодежные организации с радостью и энтузиазмом берутся за работу над искоренением безграмотной и плохо выглядящей визуальной рекламы. Какие же советы дают бизнесменам для того, чтобы избежать неприятного разговора с проверяющими в будущем? Для начала, чтобы наружная реклама принесла ожидаемый результат, нужно уделить особое внимание созданию макета. Без этой важной составляющей все остальные этапы теряют смысл. Часто предприниматели тратят большие суммы денег на размещение или аренду баннера, но не видят ожидаемого результата. Поэтому, чтобы вложение денег не было напрасным, не допускались ошибки в маркетинге, изготовлением наружной рекламы должны заниматься профессионалы. Однако прежде чем поручать проект наемным работникам, стоит ознакомиться с их портфолио. Вдруг, несмотря на отличные отзывы и массу выполненных заказов, ваше видение рекламы просто не сойдется с их собственным представлением. Также в самом начале пути нужно определиться с местом размещения рекламы. Качество восприятия напрямую зависит от носителя и высоты размещения. Оставшаяся работа ложится на плечи дизайнера. Настоящий профессионал знает правила создания дизайна, умеет делать акцент на деталях, должным образом воздействующих на человека. После качественной и энергичной работы над идеей реклама обязательно «зацепит» потребителя. При формировании дизайна макета большое значение имеет выбор цвета. Он должен располагать, а не раздражать. Дизайнер, выбирая цветовую гамму, основывается на специфике компании, особенностях целевой аудитории, условиях размещения рекламы, воздействии цветов и оттенков на человека. Цвета должны определенным образом сочетаться между собой. При этом применять схожие тона не рекомендуется: теплый с теплым, например, красный и желтый; холодный с холодным: синий и голубой. Цвет должен приковывать к себе внимание, выделяться на фоне окружающей среды. Использование контрастных цветов считается более выигрышным вариантом, так как они притягивают взгляд и помогают донести маркетинговый замысел. Но без опыта работы и профессионального взгляда даже отличная идея может превратиться в варварское великолепие. Ну и, конечно же, важно не допустить ошибок. В случае, если вы создаете рекламный слоган, то лучше обсудить его со специалистами, а также узнать мнение людей, владеющих языком. Будь то реклама на русском, казахском или английском языках - всегда нужно собирать мнения, прежде чем проводить дорогостоящие создание и монтаж наружной рекламы. Однако порой даже не нужно мнение специалиста, если речь идет о банальном правописании. Например, прежде чем заказывать вывеску, стоит хотя бы посмотреть в Интернете, как слова пишутся. Так, один из популярнейших ресторанов Тараза украшает надпись «Banket Holl», где в английском слове «зал» допущена очевидная ошибка. Специалисты управления по развитию языков отмечают, что их двери всегда открыты для предпринимателей, которые могут обратиться за консультацией перед тем, как очередная наружная реклама будет вывешена на улицах города.Алексей ПОЛЯКОВ