Меню
8 декабря, 2023 / iamsts / Новости

Своевременная помощь. Предотвратить неизбежное — главная задача

Своевременная помощь. Предотвратить неизбежное — главная задача

Своевременная помощь. Предотвратить неизбежное — главная задача Своевременная помощь. Предотвратить неизбежное — главная задача
Фото из открытого источника

 width=Предотвратить неизбежное - главная задача

У профессионалов принято различать первичную, вторичную и третичную профилактики суицидального поведения, каждая из которых решает свои задачи по отношению к группе лиц. Если говорить кратко, то первичное звено имеет своей целью профилактику факторов суицидального риска в обществе. Вторичное заключается в помощи непосредственно суицидентам. Третичное - это реабилитация суицидента после выведения его из критического состояния, а также помощь его близким и родственникам. Три кита профилактики Теперь давайте разберемся подробно. Первичная профилактика необходима для предупреждения суицидальных тенденций в обществе. Эта работа ведется в учебных заведениях, организациях здравоохранения, на страницах газет и экранах телевизоров. Важно понимать, что это комплекс работ. Например, в этом направлении также ведется профилактика алкоголизма и наркомании, но не как вредной привычки, а как причин суицидального поведения. На этом этапе проводятся анализ и диагностика групп суицидального риска, организация регулярного мониторинга уровня тревоги и депрессии среди населения, коррекция семейных взаимоотношений и профилактика социального неблагополучия. Также ведется информирование населения о деятельности психологических служб. Именно в ходе реализации первичной профилактики необходимо успешно развить службы «Телефон доверия» и «Телефон здоровья». Главными задачами мероприятий вторичной профилактики являются предотвращение суицидальных действий и снятие острого кризиса. Проводятся они в основном в организациях здравоохранения. На этом этапе работа ведется с суицидентами и лицами с повышенным уровнем тревоги или депрессии. Для успешной вторичной профилактики необходимо создание сети учреждений. Также в рамках этой работы проводится подготовка специалистов по работе с людьми, находящимися в ситуации суицидального кризиса. Ведется диагностика ситуаций повышенного риска парасуицида. Определяются антисуицидальные факторы и варианты снятия кризисного напряжения, совершенствуются методы психотерапии и фармакотерапии, а также коррекции деструктивных личностных установок. Третичная профилактика же направлена на недопущение новых попыток самоубийства. На этом этапе ведется реабилитация людей, переживающих утрату близкого вследствие суицида. Человек в такой ситуации находится в зоне риска, и необходимо организовать реабилитационный процесс. В рамках этого этапа нужно вести регулярную диагностику восстановительного потенциала выживших жертв суицида. Происходит налаживание механизма взаимодействия суицидологов с работниками сфер культуры, досуга, трудоустройства, социального обеспечения и прочих схожих специалистов, способных оказать помощь в реабилитации и социализации. Необходимо любой ценой также провести коррекцию семейных взаимоотношений.   Активные меры Что же могут предпринять специалисты для предотвращения суицида в детской и подростковой среде? В первую очередь - это предоставление помощи педагогами. Именно они участвуют в создании благо­приятных условий для развития личности ребенка, постоянно отслеживают пробелы в знаниях, умениях и навыках, определяют системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Для создания благодатной почвы для роста личности нужно помочь ребенку вывести положительную «Я-концепцию». Своевременная реакция на негативные сдвиги в психике ребенка может помочь избежать беды благодаря тому, что ребенок просто не дойдет до недопустимых мыслей. Учителя участвуют в создании обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Ведут анализ результата деятельности учеников, их достижений, поощрения положительных изменений. Эта работа крайне важна, ведь детской энергии необходим выход, который возможен только при полном погружении и увлеченности процессом. Психологическое состояние детей очень зависит от их успешности, особенно от 10 до 15 лет. И чтобы этот «локомотив» постоянно двигался вперед, «в печь» необходимо регулярно подбрасывать топливо. Сегодня, когда ученые получили больше статистических данных, принято решение перейти от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы. Помогая детям, нельзя забывать, что все проблемы начинаются в семье, и порой более важно оказание педагогической помощи родителям. Домашнее насилие может быть одним из факторов возникновения суицидальных наклонностей. Об этом могут сигнализировать случаи селфхарма. Но следы и того, и другого можно легко спрятать под одеждой. Поэтому важно регулярно организовывать медицинскую помощь: проводить систематический диспансерный осмотр детскими врачами школьников с целью диагностики их состояния. Также педиатры способны обнаружить отклонения от нормального поведения психофизиологического или неврогенного характера. Другая проблема - полное игнорирование такого аспекта, как половое воспитание детей. Эта тема умалчивается в школах, а дома родители предпочитают надеяться на Интернет и сверстников в том, что они проведут всю необходимую работу за них. Но половое просвещение подростков и решение проблем половой идентификации необходимы хотя бы для того, чтобы избежать проблем, которые в подавляющем большинстве случаев суицида являются если не главной причиной, то одной из составляющих, приводящих к ужасным последствиям Специалистам на местах необходимо вести изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их жизни и воспитания, отношения к учению, профессиональной направленности, особенностей эмоционального развития. Выявлять проб­лемы семейного воспитания, вести психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в проблемах. Главными задачами психологов можно назвать сопровождение детей, подростков и их семей из группы риска с целью предупреждения самоубийств, реализацию индивидуальной и групповой психологической коррекции. Они ведут анализ эффективности выбранных средств профилактики и психокоррекции. А для профилактики организуют детям необходимые занятость и творческий досуг или как минимум дают соответствующие рекомендации родителям. Для этого необходимы изучение интересов и способностей детей, вовлечение в общественно полезную деятельность, секции, кружки.   Будь готов В Сети можно найти десятки методических пособий для психологов, а также разные советы для родителей о том, как обнаружить опасные сигналы и предотвратить попытку суицида. Но существуют и комплексные материалы, которые помогут как специалистам, так и рядовым гражданам. Изучение закономерностей формирования суицидального поведения, специфики детской суицидальности, выявление основных факторов риска позволили разработать принципы прогнозирования и методические приемы профилактики, коррекции суицидальности среди детей. Прежде всего одними из важных социально значимых задач являются выявление суицидального риска и преодоление мифов общественного сознания о суицидальном поведении, которым бывает подвержено не только дальнее, но порой и ближнее окружение суицидентов, а иногда и они сами. Итак первый миф гласит, что само­убийства совершают только больные дети. Истина однако заключается в том, что среди самоубийц психически больных не больше, чем среди остального населения. Второе заблуждение - самоубийства являются исключительно импульсивным деянием, и помочь самоубийце в таком случае нельзя. Истина заключается в том, что любое самоубийство - это логический итог неблагополучия личности в какой-либо из сфер его жизни. Внимание к проблемам ближнего может предотвратить роковой шаг. Согласно третьему распространенному мифу, ребенок, который пугает своих близких, никогда не совершит суицид. На самом же деле ребенок, стоящий на грани самоубийства, действительно может сделать это под влиянием сиюминутного аффекта. Люди часто думают, что спасенные дети никогда больше не совершат попытку суицида. Но статистика показывает, что рано или поздно произойдет повторение этой ошибки. Совершивший суицидальную попытку ребенок, как правило, в половине случаев ее повторяет. В свою очередь половина из повторивших суицид заканчивает его «успешно». То есть примерно четверть тех, кто попытался совершить суицид единожды, рано или поздно добьются желаемого. Пятый популярный миф гласит, что нельзя разговаривать на тему суицида в присутствии детей, склонных к депрессии, так как такие разговоры могут спровоцировать суицид. Но психологи отмечают, что дети, имеющие суицидальные мысли, могут получать облегчение, разговаривая о своих чувствах, переживая так называемый катарсис. Еще одно заблуждение: ребенок перед самоубийством будет говорить об этом, но окружающие воспримут это как шутку. В большинстве случаев, если не принимать во внимание аффективные суициды, прослеживаются косвенные замыслы, то есть ребенок почти всегда предупреждает окружающих о своих намерениях. Нужно лишь слушать, смотреть и уметь различить эти сигналы. Еще люди думают, что снижению уровня самоубийств способствуют статьи в СМИ, рассказывающие о том, как и почему было совершено то или иное самоубийство. Но в средствах массовой информации, как правило, публикуется только сам факт совершения самоубийства, что не влияет на количество самоубийств в различных возрастных группах. Важны причины. Только разговор с суицидентом может раскрыть истинные причины суицида, но и эти меры не помогут тем, кто в данный момент стоит на грани. Специалисты подчеркивают, что для людей с суицидальными наклонностями нужен позитивный опыт, то есть помочь могут только статьи, рассказывающие о том, как человек хотел совершить самоубийство, почему он это хотел сделать и что его заставило передумать, как он справился со своей бедой. Важен именно последний фактор - показать, как справиться с проблемой. Часто люди думают, что употребление алкоголя помогает снять суицидальное переживание. Реалии же таковы, что употребление спиртных напитков зачастую вызывает обратный эффект: повышается тревожность, обостряются конфликты и так далее. Другое популярное заблуждение заключается в том, что существует тип людей, склонных к самоубийству, а влечение к нему передается по наследству. Важно понимать, что это утверждение никем еще не доказано. Необходимо хорошо знать индивидуальные психофизиологические и социально-психологические особенности ребенка. Любое изменение в его поведении должно настораживать. Угрюм он, раздражителен или замкнут, или, наоборот, излишне возбудим - повод для тревоги есть, тем более что дети - народ непредсказуемый. Крайне важно, чтобы родители ребенка не боялись обращаться за помощью, если они заметили явные проблемы в психическом состоянии своих детей. Совершенно недопустимо отлучать ребенка от дома, да еще и подталкивать его к этому: «И обратно не приходи». Такие «страшные слова» срываются с родительских уст нередко, порой оказываясь последним напутствием.   Красный флаг Существуют три группы признаков, которые косвенным образом могут указывать на то, что возможность совершения суицида является очень большой. Первая группа - словесные признаки, то есть то, что можно почерпнуть из контекста беседы. К ним относятся сообщения о чувстве беспомощности, безнадежности. Беседа или ее фрагменты, связанные с прощанием с жизнью, например, фраза: «Последний раз смотрю на любимые фотографии». Сюда же относятся шутки о желании умереть, сообщения о конкретном плане или методе самоубийства. Как опасный сигнал стоит рассматривать и амбивалентность оценки каких-либо значимых событий или людей, например, колебания между любовью и ненавистью. Об опасности говорят также медленная, вялотекущая и маловыразительная речь, самообвинения и обвинения других людей. Ко второй группе относят эмоциональные признаки. Их можно почерпнуть из контекста словесных посланий и невербальных сообщений. Это могут быть плач, всхлипывание, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова. Переживание горя, чувство вины, неудачи, поражения, чувство собственной малозначимости, мнимые или реальные опасения или страхи, выраженная растерянность, импульсивные действия. Третья группа сигналов - это поведенческие признаки. Внезапные немотивированные изменения в поведении, которые отдаляют ребенка от значимых для него людей или от какой-то важной для него деятельности, а также склонность к опрометчивым или безрассудным поступкам, связанными с риском для жизни или здоровья, например, игры на строительных площадках, манипуляции со взрывчатыми веществами, занятия рискованными видами спорта и тому подобное. Это также склонность к применению алкоголя и наркотических веществ. Сюда же относится потребность во врачебной помощи без особой необходимости, так как при скрытых депрессиях часто проявляются физические недомогания при видимом отсутствии болезней. Помимо скрытой депрессии, может быть и явная, которая проявляется в сниженном настроении, явлении заторможенности, наличии тоски. При явной депрессии могут присутствовать и другие симптомы: страх, тревога, опасения, боязливость. Признаками третьей группы также являются расставание с любимыми вещами, приобретение или разговор о средствах самозащиты, разговор о бессмысленности существования, об обесценивании человеческой жизни в целом, и своей собственной в частности. Некоторые помышляющие о самоубийстве дети и подростки испытывают замешательство. Их переполняет чувство безнадежности, и они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях. Подоплека всех их действий такова, нужно найти кого-нибудь, кто принесет им чувства облегчения и безопасности. Поэтому в первую очередь необходимо быть внимательным к этим знакам, чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение. Заметная перемена в поведении ребенка, которая является признаком, предупреждающим о возможности самоубийства, - это стойкое снижение нормальных функций, и эта перемена более глубокого свойства, какое бывает в «тяжелые» дни. Поведение может меняться постепенно, подобно тому, как ребенок медленно теряет интерес к занятиям в школе, или внезапно, как у подростка, который с утра был в прекрасном расположение духа, а затем вдруг говорит, что он намерен покончить с жизнью. Поэтому необходимо установить доверительный контакт с таким ребенком, стремиться к росту вашего авторитета в его глазах и формированию статуса «доверенного лица». Если ребенок говорит вам, что в прошлом у него уже была попытка суицида, то для вас это является как бы разрешением дальше развивать эту тему. Теперь вы можете четко фокусировать разговор на его проблеме. В этом случае ребенок как бы сам облегчает вашу дальнейшую работу. Всегда нужно помнить, что большинство суицидальных попыток является криком о помощи и, если ребенок говорит о том, что он когда-либо уже пытался покончить с собой, то это значит, что он, прежде всего, адресует свой запрос к вам в расчете на эмоциональную поддержку. Во время беседы, в которой присутствует наличие суицидальных угроз в прошлом или настоящем, очень важным является заключение с ребенком так называемого антисуицидального контракта. Целью является предотвращение возможности суицида во время или непосредственно после окончания беседы, что дает возможность выиграть время для оказания более эффективной помощи. Для этого следует употребить форму «Давай с тобой договоримся, что ты не будешь ничего предпринимать, пока мы с тобой работаем над твоей проблемой». Как правило, ребенок соглашается. В случае же отказа необходимо применить мощный эмоциональный прессинг, сказать: «Пожалуйста, не делай этого! Ты мне стал дорог, подумай хотя бы, что будет со мной, если после этого разговора ты…». Используя антисуицидальный контракт как основу, можно осуществлять проработку альтернативных решений, например, обсуждать что произойдет, если ты не осуществишь сейчас свои намерения, а попробуешь их решить. Можно провести упорядочение внутреннего хаоса, и если вам удалось посеять сомнения в правильности принятого решения, считайте, что свою задачу вы на 50 процентов выполнили. Спасать человека от суицида - это как толкать тяжелую повозку. Самое сложное - сдвинуть ее с места, а дальше вы в геометрической прогрессии начнете наращивать успех.

Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ

Самые читаемые статьи недели: