Меню
11 декабря, 2023 / iamsts / Новости

Важно наладить контакт. Разговор с пациентом требует специальных навыков

Важно наладить контакт. Разговор с пациентом требует специальных навыков

Важно наладить контакт. Разговор с пациентом требует специальных навыков Важно наладить контакт. Разговор с пациентом требует специальных навыков
Фото из открытого источника

Разговор с пациентом требует специальных навыков

В общении с суицидентом даже незначительная халатность может оказаться фатальной для его ранимой психики. Необходимо серьезно относиться к любым угрозам, которые звучат из уст подростка. Для того чтобы предотвратить суицид, необходимо говорить с ребенком открыто и прямо, дать своему собеседнику почувствовать, что вам не все равно, что с ним происходит, слушать с чувством искренней заинтересованности и понимания. В любой ситуации отстаивайте точку зрения, что самоубийство - это неэффективное решение всех проб­лем. Если понимаете, что сами не справляетесь, можете прибегнуть к помощи авторитетных людей для оказания поддержки ребенку. У каждого ребенка есть кто-то, кто является примером для подражания, чьи слова он будет слушать беспрекословно. Единственная проблема - нужно знать ребенка достаточно хорошо, чтобы понимать, кто является таковым в его жизни. Что можно говорить, а что нельзя Итак, проведя беседу, в первую очередь вы должны заключить соглашение об отказе от самоубийства, условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом. Затем нужно подумать, кто может помочь ребенку. Родителям обязательно стоит обратиться к школьным педагогам и психологам, а им без помощи мамы и папы не обойтись. В любом случае, если риск слишком велик, необходимо пригласить психотерапевта, который может вывести ребенка из кризисного состояния. При осложненных или критических ситуациях доставить его в ближайший психоневрологический центр или больницу. В иных же ситуациях достаточно просто остаться с ребенком рядом. Все же дети менее откровенны со своими родителями. Поэтому основная ответственность за выявление опасных случаев ложится на школьных педагогов и психологов. Разговоров на тему о самоубийстве может и не быть, но любой признак возможной опасности должен насторожить воспитателя. Надо быть начеку с ребенком или подростком, с которым ведется работа. При необходимости можно поговорить с кем-нибудь о ваших опасениях. Возможность совершения кем-то из их воспитанников самоубийства всегда вызывает эмоциональный стресс, поэтому надо избавиться от собственных тревог и получить поддержку по этому вопросу. При этом следует помнить, что при общении с ребенком, который вызывает у педагога настороженность, нельзя допускать некоторых фатальных ошибок. Например, никогда не стоит говорить: «Посмотри на все, ради чего ты должен жить». Не нужно вдаваться в философские рассуждения, то есть не полемизировать о том, хорошо или плохо совершить самоубийство. Не пытайтесь применять противоречивые психологические приемы на ребенке, помышляющем о самоубийстве. Не оставлять там, где находится ребенок, собирающийся совершить самоубийство, предметы, с помощью которых оно возможно. Еще в таком состоянии очень раздражает, когда взрослые пытаются выступить в роли судьи. Относитесь к проблеме серьезно и ни в коем случае не допускайте даже мысли о том, что ребенок ищет только внимания. Не оставляйте его одного. Исходя из вышеизложенного, педагоги и воспитатели, психологи и социальные педагоги, другие категории педагогических кадров, опираясь на элементарные знания о суицидальном поведении несовершеннолетних и способах его профилактики, могут выявить легкоранимых, готовых пойти на это детей, осознать то, что их беспокоит, определить уровень риска совершения самоубийства и использовать все необходимые ресурсы для его предотвращения. Не осложняйте то, что и без того запутанно Но даже если вы не в силах провести необходимую беседу и помочь суициденту, то как минимум не навредить - это обязанность любого взрослого, тем более родителя или педагога. Поэтому каждый безусловно обязан знать семь реакций, способных осложнить и без того не самую простую ситуацию. Первая и самая опасная - это паника. Обычно она выражается в понимании того, что вы не в силах никому помочь. Панику следует преодолеть, поскольку дети ищут, с кем бы поговорить и доверить проб­лемы. Присутствуя на месте прямо в этот момент и оказывая помощь, вы, возможно, устанавливаете единственный мост, связывающий обратившегося с остальным миром. Также вам может помешать страх. Но не обычная боязнь разговора, а нежелание брать на себя ответственность. Люди в такой ситуации могут подумать, а что если я даже помогу чем-то, а он все равно сделает это? Страх может свидетельствовать о нежелании вести разговор или испытывать неприятные эмоции, но каждый человек должен здраво оценивать возложенную на него ответственность, особенно в ситуации, где он имеет реальную возможность помочь. Третья недопустимая реакция - это отреченность. У многих педагогов, кто не раз сталкивался с угрозами суицида, может возникнуть негативная реакция на еще один долгий разговор. Также в случае с психологами фрустрация может возникнуть из-за необходимости выполнять непосильную работу. Опыт однако показывает, что помощь может быть оказана достаточно быстро и легко вопреки ожиданиям. А снизив интенсивность базисной суицидальной эмоции беспомощности - безнадежности, можно решить задачу первой помощи подростку. Ситуацию может усугубить обида. Человек может решить, что намерения суицидента не выглядят серьезно, а тот просто использует его. Например, это распространено в подростковых отношениях, когда один шантажирует другого. Поэтому всегда следует принимать во внимание, что чаще всего суицидальные угрозы являются криком о помощи, а не манипуляцией. Еще одной проблемой может стать внутренний конфликт второй стороны. Так, кто-то может считать, что если человек что-то решил, то другие не вправе его останавливать. Конечно, родители или близкие подростка так не подумают никогда, а вот у педагога или близкого друга, к которому он обратился, такие мысли вполне могут появиться. Но всегда нужно помнить, что данная позиция опасна для обоих участников диалога. Ведь один может умереть, если второй его не остановит. Он же в любом случае будет испытывать чувство вины, так как не попытался остановить жертву. По статистике все, кто имел возможность остановить попытку суицида, но не стал этого делать, рано или поздно раскаиваются и начинают сожалеть об этом. В разговоре с суицидентом ни в коем случае нельзя самому показывать безысходность ситуации. То есть даже если рассказанное подростком и выглядит для вас нерешаемым клубком проблем, нельзя подкармливать его уверенность в необходимости суицида. С такой проблемой иногда сталкиваются даже опытные психологи, а неподготовленный человек почти гарантированно попадется в этот капкан. Чтобы не оплошать, помните, что нельзя потеряться в веренице проблем подростка, необходимо, выбрав главную, постараться изменить отношение к ней, а затем продолжать по нисходящей от самых больших бед к тем, что поменьше. Но самое опасное, пожалуй, - это согласие. Иногда, когда подросток приходит за помощью к взрослому человек, может оказаться так, что тот сам находится на грани принятия подобного решения. Поэтому советы такого собеседника ни в коем случае не будут объективными, он будет воспринимать ситуацию через призму своего восприятия этого вопроса. Поэтому важно помнить, что какая бы тяжелая жизненная ситуация не была у вас - ребенок в этом не виноват. Если вы понимаете, что сами не испытываете желания жить, лучше скажите подростку, чтобы он обратился за помощью к другому, а не усугубляйте ситуацию. Взгляд сверху Быть родителями - это тяжелая задача. Быть хорошими родителями - почти невыполнимая. Каждый взрослый человек должен понимать, какие чувства ребенок испытывает перед ним. И чаще всего, говоря о родителях, - это будет слово «ответственность». Ребенок крайне редко обсуждает суицидальные мысли с родителями, потому что он боится негативной реакции, понимая, что он является самым ценным для них. Поэтому мамы и папы должны самостоятельно знать базовые вещи о подростковом суициде, как его выявить и как избежать. Почему ребенок решается на самоубийство? Во-первых, он нуждается в любви и помощи, и если чувствует себя никому не нужным или не может сам разрешить сложную ситуацию, то может сделать неправильный выбор. Накопилось множество нерешенных проблем, боится наказания, хочет отомстить обидчикам, проучить кого-то или получить что-то - это вполне весомые причины для подростка совершить самоубийство. Помните, что в группе риска подростки, у которых сложная семейная ситуация, проблемы в учебе, мало друзей, нет устойчивых интересов, хобби, перенесли тяжелую утрату, семейная история суицида, склонность к депрессиям, употреблению алкоголя, наркотиков, ссора с любимой девушкой или парнем, жертвы насилия, попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений. Жизнь может подкосить неподготовленного к этому ребенка, но зачастую одну или пару проблем из данного списка дети переносят. А вот наслаивание трех и более почти гарантированно заставит ребенка задуматься о смерти, хотя многое зависит от силы психики. Некоторые решаются на самоубийство даже под влиянием только одной из этих проблем. И, конечно же, первое, что спрашивают родители у специалистов, - что же я могу с этим сделать. Для начала всегда будьте внимательны к своему ребенку, умейте показывать свою любовь, откровенно разговаривайте с ним. Делайте это всегда, чтобы такие разговоры вошли в привычку. Только тогда ребенок откроется вам в тяжелой ситуации. Глупо рассчитывать, что именно в нужный момент он разоткровенничается, если вы 15 лет не говорили по душам. Умейте слушать ребенка, научитесь задавать правильные вопросы, найдите к нему подход. Не бойтесь прямо спросить его о любой проблеме, в том числе и самоубийстве. Не оставляйте ребенка один на один с проблемой, предлагайте конструктивные подходы к ее решению, вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться. Не паникуйте, помните, что вы не имеете на это права в такой ситуации. Если не справляетесь самостоятельно, то привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц или обратитесь за помощью к специалистам. Ни в коем случае родителям нельзя читать нотации, игнорировать проблему или принижать ее значимость. Не спорьте и не предлагайте неоправданных утешений и уж тем более в такой ситуации не смейтесь над подростком. Внимательные и любящие родители должны чаще показывать ребенку, что они его любят. Чаще обнимайте и целуйте, поддерживайте в сложных ситуациях, учите его способам разрешения жизненных ситуаций, вселяйте в него уверенность в себе. Помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения. Так, возможно, проблемы удастся избежать еще до ее появления.

Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ

Самые читаемые статьи недели: