Провокация как метод психологического воздействия
В предыдущих номерах газеты мы рассмотрели разные способы манипуляции общественным сознанием. А сегодня поговорим о провокациях. Провокация является одним из интереснейших методов воздействия на человека. Умелой провокацией можно сподвигнуть человека на трудовой подвиг, мировой рекорд, творческий энтузиазм и даже на противоправное поведение. Механизм провокации сочетает в себе, как правило, две составляющие: мотивационную, или игру на потребностях объекта, и эмоциональную, то есть накаливание атмосферы, усиливание напряжения. По сути, любая провокация является манипуляцией, поскольку выводит человека на сильные эмоции, стараясь сместить акцент на это. В таком состоянии объект воздействия становится более управляемым, соответственно, более уязвимым. Анализ различных источников, определений и подходов к понятию «провокация» позволяет выделить два четких направления исследования этого явления. Оправдываешься — значит, виноват! Первое направление рассматривает провокацию как сугубо негативное явление, заключающееся в подстрекательстве, умышленном скрытом агрессивном воздействии на человека с целью вызвать гнев, для разжигания конфликта, скандала, нападения, насилия, столкновения, противостояния. Чаще всего именно этот подход используется в политике, средствах массовой информации, в исследовании жизни компании с ее интригами, конфликтами и склоками. В таком понимании целью провокации является получение преимущества за счет другой стороны без ее согласия, нанесение тем самым ущерба путем скрытой манипуляции. Провокации бывают двух типов: явная, когда вас призывают здесь и сейчас отреагировать, ввязаться в бой, открыто травят, и скрытая, когда вам создают некомфортные условия, заставляют срочно отреагировать. Но в тот момент вы можете не осознавать, что именно манипулятор срежиссировал нужную ему ситуацию. Зачем провокатор так делает, какие цели преследует? Он хочет на какое-то время сделать вас слабым и управляемым, чтобы воспользоваться вашими ресурсами. Пытается вас подставить перед другими людьми, создать вам негативную репутацию. Таким способом переключает ваше внимание с какого-то своего проступка. Главные критерии провокации: акцент на эмоциях, дефицит логики, активное формирование действий. При этом от вас ждут молниеносную реакцию, не дают времени разобраться и возможности системно оценить обстановку, вы действуете в условиях дефицита информации. Вот самые распространенные схемы провокаций, которыми вас выводят на эмоции. Навешивание ярлыков: ты эгоист, ты не любишь своих детей, ты никчемный руководитель. Нападение и обвинение: ты все это делаешь ради денег, ты меня никогда не любил! Подначивание: ну же, скорее ему ответь! Или - за такое надо срочно пойти и отомстить! Сталкивание лбами: представляешь, что он про тебя говорит за твоей спиной?! Это твой главный враг, а ты бездействуешь! Смотри, как он на нее смотрит, между ними явно что-то есть, покажи ему, кто есть кто! Ложный авторитет: вот Иван Семеныч на твоем месте бы сейчас знаешь как отреагировал. Я бы точно в такой ситуации молчать не стал. Взять на слабо: так я и знал, что тебе слабо это сделать! Давай рискнем! Свержение с пьедестала: от тебя я такого поступка не ожидал. Я думал, что ты другой, а ты как все, такой же слабак. Метод провокации стар как мир. В Евангелиях рассказывается, как дьявол вознес Иисуса на крышу Иерусалимского храма (это размером с 20-этажный дом) и предложил: «Шагни вниз, и если ты Сын Божий, то пусть ангелы подхватят тебя». На что Иисус, не поддавшись на провокацию, здраво ответил: «Не искушай Господа Бога Твоего». То есть даже если ты трижды верующий, не надо проверять силу и заботу Бога, бросаясь вниз головой с высоты. Это, конечно, притча, но смысл ее нисколько не устарел за две тысячи лет. Второе направление исследует понятие провокации в более широком и позитивном плане, рассматривая его как побуждение, приглашение, взывание, стимулирование, мотивирование, связанное с игрой. При таком подходе провокация выполняет функции стимуляции развития, мотивации к изменению, совершенствованию. Конструктивный развивающий потенциал провокативности широко используется в различных сферах деятельности. Лечение и оздоровление Метод провокации активно используется различными школами психотерапии, причем он нередко оказывается незаменимым в работе с самыми трудными случаями. Широко известна техника «парадоксальная интенции» В. Франкла, разработанная в 30-е годы в рамках логотерапии. Задача этой техники - «взломать, разорвать, вывернуть наизнанку» тот порочный круг, в который попадает пациент с фобиями, навязчивыми идеями или другими трудностями. Суть техники в том, чтобы спровоцировать пациента специально вызывать у себя болезненный симптом, не избегать его. Милтон Эриксон - родоначальник эриксоновского гипноза - часто использовал провокативные методы, давая больным парадоксальные задания и достигая при этом поразительных по быстроте и эффективности результатов. Например, клиенту, который жаловался на эпилептические припадки, происходившие с ним, как только он садился за руль автомобиля, Эриксон предложил одеть белый костюм и, сев за руль автомобиля, через определенные отрезки времени выходить и ложиться в грязь, стараться вызвать у себя припадок. Фрэнк Фарелли разработал специальное направление в психотерапии, непосредственно названное им «провокационной психотерапией». Фарелли использовал различные формы провоцирования больных, такие, как преувеличение, передразнивание, высмеивание, доведение до абсурда, вербальная конфронтация, «негативное моделирование», «противоречивые сообщения» и так далее. С психотерапевтическим применением провокативных методов сходны примеры их использования в педагогике. Например, «ты ведь большой мальчик, не будешь плакать», «ты же наша дочь, всегда должна быть впереди всех», «ты же не цыпленок, поэтому ничего не бойся» и тому подобное. В восточной религии для развития личности ученика духовные наставники постоянно использовали провокативные методы. Так, в дзен-буддизме основным средством медитации, ведущей к просветлению, выступает коан - история, описывающая опыт просветления наставника, всегда основывающаяся на внешне нелепой, абсурдной, противоречивой ситуации. Чашка чая Нан-ин, японский учитель дзен, живший в период Мэйдзи, принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое дзен. Нан-ин пригласил его на чай. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше. Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал: «Она же переполнена. Больше уже не войдет!» «Так же, как эта чашка, - сказал Нан-ин. - Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам дзен, если Вы сначала не опустошили Вашу чашу?» Среди методов воздействия дзен неоднократно упоминаются парадокс, предъявление неосуществимых условий, прерывание собеседника, неуместные ответы, повороты («сами по себе» и «с высовыванием языка»), звуки (окрики и нечленораздельная речь), вспышки гнева, молчание (долгое и краткое), неожиданный удар палкой по голове. Считается, что дзен открывает третий глаз - источник мудрости. Дзен ничего не объясняет, не обобщает, не осуждает. Методы дзен - это попытки разрушения логики мышления, устоявшихся ассоциаций представления. Для постижения истины сначала необходимо освободить закрепощенную перенапряжением интеллекта интуицию, дать полную свободу самовыражению, отвергнуть авторитеты и каноны, так как нет ничего важнее сосредоточения индивидуума и внезапного его просветления. Самураи использовали дзен для того, чтобы готовить себя физически и умственно к битве. В дзен подавляется состояние осознанности, что приводит к отбрасыванию сознательного эго в состояние, предшествующее просветлению, и прямо подготавливает воина к битве. Наставник дзен Дайдодзи Юдзана к концу XII века канонизировал кодекс чести самураев Бусидо («Путь воина»). «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть... К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство... Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать... Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности... В делах повседневных помни о смерти и храни это слово в сердце... Уважай правило «ствола и ветвей». Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели. Родители - ствол древа, дети - его ветви... Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным... Следует быть усердным и прилежным, иметь чувство ответственности... Не подобает гнаться за роскошью, следует избегать бесполезных трат... Не подобает гнаться за дутой славой. Следует во всем соблюдать простоту и умеренность, не быть тщеславным... (книга «Хага-Курэ», XVII век). Пикассо и Дали Художественная провокация - ведущая стратегия, характерная для искусства XX века. К ней обращались художники самых различных направлений - конструктивисты, футуристы, сюрреалисты, минималисты, концептуалисты и так далее. Наиболее ярко художественная провокация представлена в жанре перформанса (искусства действия). Перформанс может включать в себя любые формы творчества - от поэзии, музыки, танца до видео, фото и компьютерного искусства. В качестве непревзойденных перформансов рассматриваются действия Франциска Ассизского, проповедовавшего птицам, или Диогена, жившего в бочке и ходившего днем с фонарем, собирая людей криками: «Люди, люди!», а затем избивавшего их на площади со словами: «Я звал людей, а не мерзавцев». Провокация может быть и очень тонкой, без кнута и пряника. Есть предание о том же Диогене. Однажды к нему пожаловал в гости на роскошной квадриге (как если бы сейчас на «гелендвагене») придворный философ местного тирана Анаксимандр. Увидев, как Диоген толчет в чашке чечевицу, чтобы сварить себе кашу, гость насмешливо сказал: - Если бы ты научился льстить царю, тебе бы не пришлось есть чечевицу! На что Диоген ответил просто: - А если бы ты научился есть кашу, тебе бы не пришлось льстить царю! Согласитесь, вполне современная притча! Художники таких направлений, как футуризм, деконструктивизм, сюрреализм, видели смысл своих действий в эпатаже «благопристойной» публики, пытаясь сбить ее с конвенциональной позиции, используя перформанс как средство изменения художественных вкусов. Хрестоматийный пример этой формы провокации - произведение Дж. Кейджа «4’33». Музыкант, исполнявший это сочинение, застывал, вскинув руки над клавиатурой открытого рояля ровно на 4 минуты 33 секунды. Эту же форму провокативности использовал намного раньше Василиск Гнедов, написавший «Поэму конца», весь текст которой состоит из заглавия и чистой страницы. Дождь в комнате Близким к арт-терапии является перформанс, когда известные югославские художники супруги Марина Абрамович и Улай в течение почти года шли по Великой Китайской стене навстречу друг другу лишь для того, чтобы встретиться посредине и навсегда попрощаться. Ну а для практики проведения хэппенингов (от happen - случаться) была характерна прямая агрессия. Очевидцы описывают случаи, когда в ходе хэппенинга аудиторию могли окатить водой, осыпать мелочью или свербящим в носу порошком. Могли оглушить барабанным боем по ящикам из-под масла, направить в сторону зрителей паяльную лампу... К провокации смехом обращались, например, художники неодадаистской группы «Флюксус», моловшие живые розы в кофемолке или бившиеся головой об стенку по взмаху дирижерской палочки. Специалисты находят аналоги перформанса в таких явлениях культуры, как юродство, коаны, ритуалы инициации, карнавалы и других феноменах. В маркетинге провокации весьма удачно и широко используются с целью стимулирования роста продаж, привлечения внимания к тому или иному товару или услуге. Провокационный маркетинг, в отличие от общепринятой рекламы, напрямую не призывает купить товар, а действует скрыто. Он вовлекает человека в игру. Удивить и шокировать - вот цель рекламщиков-провокаторов. Непонятную надпись или уличное происшествие прохожие быстро замечают и начинают обсуждать между собой. А когда сарафанное радио заработало в полную силу и слухи стали распространяться по всему городу, останется лишь разъяснить странное происшествие через СМИ. Тогда становится ясно, какой бренд провокационно продвигался. Самое главное сделать так, чтобы адресаты акции до поры до времени не понимали, что все происходящее - это провокационный маркетинг. Примером провокационного маркетинга может служить такая ситуация: в Киеве во время фотовыставки по залу ходили симпатичные девушки в мини-юбках и постоянно роняли на пол разные предметы, так что им все время приходилось наклоняться, чтобы их поднять. При этом они ненавязчиво демонстрировали название фирмы-производителя фотопродукции. Неожиданность — первый способ Провокацией по сути является любая инновация. Субъект провокации действует на других людей с целью вызвать определенную реакцию с их стороны путем нарушения их ожиданий, установок, общепринятых норм поведения. Чтобы осуществить это, он должен обладать избытком полемической, эмоциональной или манипулятивной энергетики. Он направляет такой избыток на своего адресата, - и в итоге адресат сам приходит в состояние избыточной активности, чего без провокатора не произошло бы. В результате провокатор становится ферментом коммуникационного и творческого процесса, стимулируя и собственную, и оппонентскую интеллектуальную, художественную, эмоциональную, полемическую и тому подобную активность. При этом субъект провокации (это может быть инноватор, рационализатор, ударник, мастер, наставник, руководитель) открывает новые возможности перед людьми, собственным примером стимулирует объект провокации к преодолению сложившихся стереотипов, изменению отношения к чему-либо, выполняя при этом катализирующую функцию, способствуя обновлению и развитию его системы ценностей, норм, вкусов и личностных ориентаций. В той мере, в какой провокативное поведение приводит к нарушению официально принятых или конвенциональных социальных норм, о нем можно говорить в терминах отклоняющегося, или девиантного поведения. Интересно отметить при этом, что современные специалисты, работающие в этой области, включают в предмет своих исследований творчество, рассматривая его как вид позитивных девиаций, обладающих огромным потенциалом. Девиантное поведение при таком подходе выступает как одна из форм «присущего всему миру социальному бытию и каждому человеку свойства отклоняться от оси своего существования, развития». Это свойство подкрепляется «мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий». Поэтому девиантное поведение надо «не игнорировать и тем более не стремиться к уничтожению любой его формы проявления, а изучать, проявляя дифференцированный подход». На слабо Какие формы провоцирования можно выявить как в современных организациях, так и в различных культурах и разных социальных сферах? Провокации в их позитивном значении могут служить средством самопознания и развития личности и, будучи адаптированными, использоваться как побуждающее к саморазвитию и самосовершенствованию средство. Провокативные техники являются весьма эффективными в процессе профессионального обучения, для повышения эффективности педагогического процесса. Провокативные техники также весьма эффективны при выстраивании отношений: руководитель - подчиненный. Скажем, руководитель собирает подчиненных с целью посоветоваться с ними, кого отправлять на международную конференцию. Перечисление достоинств и преимуществ того или иного кандидата как критериев выбора в безусловной степени побуждает других развивать в себе данный арсенал компетенций, поскольку поездка привлекает всех. При этом важно избегать личностного конфликта в борьбе за «приз», ориентируя сотрудников исключительно на деловые преимущества кандидата. Высокая оценка клиентов при этом может быть решающим критерием. Что делать, если вас провоцируют Главное, не спешить с реагированием, сначала оценить обстановку. Для себя нужно определить, что это провокация с определенной целью. Выявлять провокаторов в своем окружении, понимать их мотивы и не верить им. Так и говорить, что вы не готовы формировать события, что не получится у манипулятора вас сбить с толку. В основе ваших поступков должны лежать ваши искренние мотивы, а не навязанные кем-то со стороны и искусственно раздутые.Подготовил Юрий ЕФИМОВ