С сентября 2024 года на базе Назарбаев Интеллектуальных школ начнут подготовку учителей, которые имеют высшее образование, но не были связаны с педагогикой. В Казахстане так называемый боковой вход в профессию реализуется последние два-три года на базе высших учебных заведений. Чем будет отличаться новый проект, как принять в нём участие, рассказала директор центра педагогического мастерства АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" Жанбота Кабдыкаримова.
Директор центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Жанбота Кабдыкаримова подчеркнула ключевые особенности программы. Образовательные курсы разделены на четыре модуля, начиная с эффективной образовательной среды и заканчивая различными элективными курсами. Участники программы не только изучают теоретические аспекты педагогики, но и моментально погружаются в школьную среду. От первой недели обучения будущие учителя наблюдают, учатся в учебных аудиториях, а также проводят время в школьных классах. Программа также включает практический этап, начиная с наблюдений и заканчивая самостоятельным проведением уроков под руководством наставников и менторов. Отбор в программу проходит в три этапа, включая анализ документов, психометрическое тестирование и собеседование. Жанбота Кабдыкаримова утверждает, что проект не создает дискриминации, а направлен на решение проблемы дефицита учителей в стране. Однако, заканчивая программу, будущие учителя должны пройти оценку знаний педагога (ОЗП), единый экзамен, чтобы получить сертификат о допуске к профессии учителя. Это обеспечивает высокий стандарт профессионализма и качества образования в Назарбаев Интеллектуальных школах. Программа «Боковой вход в профессию» становится ответом на вызовы современного образования, обеспечивая не только квалифицированных учителей, но и открывая новые возможности для тех, кто стремится внести свой вклад в педагогическую сферу. Содержание и особенности курса. По словам спикера, есть два важных момента, которые касаются проекта "Боковой вход в профессию". Первое – это образовательные программы для будущих педагогов. Все они разработаны на основе программ повышения квалификации, которые реализуются с 2012 года для учителей страны. Программы прошли международную аккредитацию в Европейском аккредитационном агентстве. Отличительной особенностью образовательных программ для бокового входа в профессию является то, что они поделены минимум на четыре модуля: Первый модуль – это эффективная образовательная среда. Будущие учителя знакомятся со школьной культурой, с ценностями учителя, с проблемой благополучия детей, с возрастной психологией. Второй модуль – это предметные компетенции, поскольку это специалисты, которые имеют высшее образование, но не имеют знаний по педагогике. Их погружают в тот предмет, который они будут преподавать, знакомят с государственным стандартом, со структурой предмета, системой критериального оценивания. Третий модуль – это методика преподавания предмета: как планировать урок, как использовать активные методы обучения, как интересно и содержательно преподнести свой предмет школьникам. Четвертый модуль – это различные элективные курсы, которые расширяют знания, умения и навыки будущих педагогов. – Вторая отличительная особенность в том, что практически с первой недели обучения по вот этой годичной программе будущий учитель сразу заходит в школу. Пять рабочих дней его учёбы поделены таким образом: три дня он обучается в учебной аудитории, два дня он обучается в школе, – отметила Жанбота Кабдыкаримова. По её словам, с первой недели будущий учитель ведёт дневник наблюдений. Он наблюдает за всеми процессами, которые происходят в школе, за взаимоотношениями между учителями и детьми, между учителями и родителями, посещает различные совещания, педсоветы. Такое наблюдение длится два первых месяца учёбы. В следующие два месяца будущий учитель заходит в класс, сидит за последней партой и наблюдает, как опытные учителя планируют урок, как они его проводят, как оценивают учеников. Следующие два месяца будущему учителю разрешается вместе со своим наставником, ментором, планировать и проводить уроки. Последние два месяца будущий учитель уже может самостоятельно проводить уроки, но его ментор находится в классе, наблюдает и даёт ему обратную связь для того, чтобы будущий учитель понимал, над чем ему работать и какие стороны в практике преподавания необходимо усилить. "Таким образом, как вы видите, программа годичная. На протяжении всего года будущий учитель очень глубоко погружается в педагогику. Ну, к примеру, допустим, если человек имеет высшее финансовое образование, допустим, он не может найти работу или не хочет работать по своей специальности, его привлекает работа в школе, он приходит на эти курсы. Проходит очень жёсткий этап отбора", – отметила Жанбота Кабдыкаримова. Отбор педагогов. Отбор будет состоять из трёх этапов. На первом этапе анализируются документы, пререквизиты, которые были в дипломе, и сопоставляют их с теми кредитами, которые он будет изучать в течение всего года. На следующем шаге кандидат принимает участие в психометрическом тестировании. – Психометрическое тестирование нам нужно для того, чтобы понимать, как человек умеет работать с числовой, текстовой информацией, как у него развиты коммуникативные навыки, лидерские качества. Это всё выявляет психометрическое тестирование. И третий шаг – это уже собеседование, в процессе которого выявляется, скажем так, мотивация будущего кандидата. Для чего он идёт в школу? Что он хочет нового внести в педагогическую деятельность? Какова его внешняя и внутренняя мотивация? – пояснила спикер. После того как кандидат пройдёт все три этапа этого отбора, он допускается к обучению по программе PGCE. Дискриминирует ли это учителей с дипломом педагога. По мнению Жанботы Кабдыкаримовой, проект позволит снизить дефицит учителей в школах. – Я думаю, что никакой дискриминации нет. Этот проект необходим сейчас в контексте того, что в крупных городах, в частности в Астане, не хватает учителей. Открывается много школ, и учителя вынуждены работать с большой перегрузкой. В рамках своей школы или одновременно в двух-трёх школах они берут часы, потому что учителей катастрофически не хватает. Не хватает учителей начальных классов, учителей математики, английского языка. На юге и западе страны не хватает учителей русского языка, например. Этот проект в первую очередь направлен на то, чтобы ликвидировать дефицит учителей, – отметила директор центра педагогического мастерства НИШ. Достаточно ли только курса. Спикер отметила, что будущий педагог, который заканчивает годичную подготовку, не может сразу приступить к работе в школе, пока не сдаст ОЗП (оценка знаний педагога). – Это единый экзамен на должность, который проводится национальным центром тестирования. Только после того как он пройдёт ОЗП и подтвердит свои профессиональные знания, профессиональные компетенции, он может получить сертификат о допуске к профессии учителя. Точно такой же экзамен сдают все студенты педагогических специальностей, а также те учителя, у которых долго не было практики преподавания, – сообщила Жанбота Кабдыкаримова.Подготовил Дионисий ПЛЯШЕШНИК