Меню
16 июня, 2022 / iamsts / Новости

Важные факторы. Средневековые письменные источники по истории Казахстана

Важные факторы. Средневековые письменные источники по истории Казахстана

Важные факторы.  Средневековые письменные источники по истории Казахстана Важные факторы.  Средневековые письменные источники по истории Казахстана
Фото из открытого источника

Средневековые письменные источники по истории Казахстана

Письменные памятники фрагментарно освещаются по различным периодам истории Казахстана, и этого явно недостаточно для более полного изучения всех имеющихся в научном обороте источников. Анализ учебных программ предметов социально-гуманитарного цикла в системе высшего образования дает возможность утверждать, что они не предусматривают отдельно выделенного времени на изучение полного комплекса средневековых тюркоязычных источников. В связи с этим одной из актуальных проблем обучения и формирования исторического мышления является изучение письменных источников прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю общественного развития. Основными источниками по истории средневекового периода являются сочинения, написанные на персидском и тюркском языках в Средней Азии и сопредельных с нею странах. История Дешт-и-Кипчака, Семиречья, Мавераннахра, Восточного Туркестана и других соседних регионов, тесно связанных между собой, - это история важных социальных явлений, обусловленных внутренними и внешними факторами экономического развития. В хранилищах рукописей стран СНГ имеется немало персо-тюрко­язычных нарративных сочинений, содержащих сведения по истории и культуре Казахстана и других стран Центральной Азии XIII-XVIII веков. Степень изученности их различна - одни обнаружены давно и проработаны довольно хорошо, их сведения активно использовались и используются в научных исследованиях; другие только вводятся в научный оборот, третьи известны лишь по названиям и только узкому кругу специалистов, четвертые же только предстоит выявить. Необходимо поставить изучение средневековых тюркоязычных источников в нужное русло. Методологические проблемы источниковедческого исследования должны быть рассмотрены с концептуально новых научно-теоретических позиций. Следует отказаться от потребительского отношения к нарративным источникам, при котором не учитывается контекст всего документа, из исследуемых текстов выбираются нужные сведения и удобная для автора информация. На современном этапе развития источниковедческой науки появилась потребность пересмотреть отношение к письменной культуре цивилизации номадов. В учебных заведениях высшей школы необходимо изучение данных письменных памятников с позиций нового исторического мышления. В таком случае выявятся такие аспекты, которые раньше не могли быть замечены, заново будут раскрыты новые явления и события. Выявление взаимодействия оседлого и кочевого компонентов, письменных и культурных традиций, преемственности и соотношения тюркоязычного и кипчакского наследия может значительно расширить наше представление об исторических событиях на территории средневекового Казахстана. Многообразие и сложность состава документов, написанных на разных языках в Джунгарии, Китае, в Средней Азии, Иране, Поволжье, Причерноморье, требуют глубокого научно-критического и комплексного изучения. Методологической основой исследования средневековых источников должна быть системность, принципы этнокультурного метода изучения исторического прошлого. Институтом востоковедения Министерства образования и науки Республики Казахстан разрабатывается большая тема «Арабо-персо-тюркоязычные, китайские источники по истории и культуре Казахстана, других стран Центральной Азии и их взаимоотношений в XIII-XIX вв.». В дальнейшем планируется формирование из данных материалов «Свода востоковедных памятников по истории и культуре Казахстана». Тюркологи и востоковеды республики связывают слабое изучение средневековых источников, прежде всего, с проблемами классификации. В плане теоретического источниковедения наиболее распространена классификация тюркских и персидских источников по истории народов Казахстана и Центральной Азии по территориальному признаку. Источники разделены на тимуридские, шейбанидские, чагатаидские, сефевидские и османские группы историографии [2, с. 14]. Как видим, при классификации огромного источниковедческого материала, в первую очередь учитывается только географическая принадлежность или место написания источников. При этом, несомненно, следует учесть несовпадение границ средневековых государств с современными государственными территориями, что в свою очередь затрудняет их научное изучение. Существует также классификация источников по лингвистическому признаку, но и она не способствует их дальнейшему разностороннему изучению. Нам бы хотелось предложить комплексную классификацию источников и их систематизацию по нескольким, в том числе и вышеперечисленным факторам. Таким образом, при изучении средневековых тюркоязычных источников необходимо учитывать хронологический, географический, этногенетический факторы. Так, документы Восточного Туркестана написаны большей частью в городах Баласагуне и Кашгаре; документы Западного Туркестана условно делятся на три подгруппы: а) источники, написанные в присырдарьинских городах Сайраме, Сыгнаке, Отыраре и Сауране; б) источники, созданные в крупных культурно-торговых центрах Самарканде, Яссы, Испиджабе, Игунеке и т.д. Отдельно выделяются хорезмийские источники, созданные в городах Ургенче, Бухаре и Фергане. Письменные памятники Золотой Орде, издавались в основном городах Сарай-Бату, Сарай-Берке, в крупных средневековых городах Ак Орде и Кок Орде. По этногенетическому признаку выделяются памятники, написанные на языке тюркских народов Караханидского государства представителями племен карлуков, шыгыл и ягма; среднеазиатские источники, написанные выходцами огузских и кипчакских племен на тюркских языках, золотоордынские источники, написанные большей частью на кыпчакском и тюркском языках в Каменец-Подольске, которая являлась армянской колонией; источники, написанные на чагатайском языке кочевых народов Средней Азии в XV-XVI вв. Таким образом, изучаемые в курсе социально-гуманитарного цикла средневековые письменные памятники можно будет соотнести по данной классификации. Она сориентирует преподавателей и студентов в многообразии персо- и тюркоязычных источников, проливающих свет на историко-культурное прошлое Казахстана и сопредельных стран и народов Центральной Азии в хронологических рамках V-XVIII веков.

Зауре КАРТОВА

Самые читаемые статьи недели: