Меню
18 марта, 2024 / Знамя труда / Регионы

Куда девать отходы? Бытовой мусор - причина головной боли для экологов

Куда девать отходы? Бытовой мусор - причина головной боли для экологов

Куда девать отходы?  Бытовой мусор - причина головной боли для экологов Куда девать отходы?  Бытовой мусор - причина головной боли для экологов
Фото из открытого источника

 width=Бытовой мусор - причина головной боли для экологов

В прошлом году Казахстан на несколько процентных пунктов скатился в показателях переработки твердых бытовых отходов. Если в 2022 году доля переработанных отходов составляла 25,4 процента, то в прошлом году - уже 23,9 процента. Об этом сообщают аналитики Energyprom. Причина не в динамике показателей мусороперерабатывающих заводов, а в ошибках при расчетах. Оказывается, до 2023 года в столице неверно указывали долю переработанных отходов: 75,2 процента. Однако, по данным Министерства экологии и природных ресурсов РК, это был показатель не переработанных, а отсортированных коммунальных отходов. На самом деле доля переработки твердых бытовых отходов в главном городе страны составляет всего 17,1 процента. Именно ошибочные данные Астаны до 2023 года влияли на общереспубликанский показатель и представляли его более высоким, чем он был в действительности. Корректировка данных за 2021-2022 годы в отчетах Бюро национальной статистики не представлена. Не исключено, что тогда показатели были ниже. После пересчета общереспубликанского показателя в 2023 году оказалось, что достичь запланированных 27 процентов к концу периода не удастся. В итоге доля переработки не выросла, а даже уменьшилась. Что касается объемов собранных отходов, они незначительно сократились. За прошлый год в Казахстане собрали 4,1 миллиона тонн ТБО (минус 4,7 процента к 2022). Согласно Концепции по переходу Казахстана к «зеленой» экономике, до 2030 года индикатор переработки коммунальных отходов в стране должен составить 40 процентов. Будет ли достигнут этот показатель, пока неизвестно, ведь за последние годы в стране накопилось множество проблем на каж­дой ступени системы управления отходами. Начнем с того, что лишь четыре из пяти казахстанцев имеют возможность выбрасывать мусор в специальные контейнеры, которые опустошают и вывозят коммунальные службы. По данным Министерства экологии и природных ресурсов, 19 процентов казахстанцев вовсе не имеют доступа к услугам по сбору и вывозу ТБО. У сельчан, отапливающих свои дома углем, еще одна сложность - им некуда сдавать золу. Вторая большая проблема - медленное развитие инфраструктуры. По данным министра экологии и природных ресурсов РК Ерлана Нысанбаева, озвученным им на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК 5 февраля, в настоящее время в стране не хватает 82 тысяч контейнеров. Коммунальным предприятиям в крупных городах недостаточно техники для вывоза мусора. И главное: в стране лишь небольшая часть мусорных полигонов построена по современным стандартам экологической безопасности. Из трех тысяч полигонов только 20,6 процента соответствуют санитарным нормам. Остальные или переполнены, или не узаконены, или используют устаревшие методы уплотнения мусора. Эти барьеры вкупе с запретом захоронения строительных отходов на общих полигонах порождают следующую большую проблему - постоянное образование стихийных свалок. Помимо низкой экологической культуры населения, о которой часто говорят чиновники, причиной такой ситуации становится отсутствие у граждан условий, позволяющих регулярно и не слишком дорого сдавать отходы коммунальной компании. «Дешевле заплатить штраф, чем сдать мусор на полигон», - сказали чиновники и предложили увеличить размеры финансового наказания за складирование мусора в неположенных местах. Статистика показывает, что количество появляющихся незаконных свалок в стране ежегодно исчисляется тысячами. В прошлом году таковых было обнаружено 5,5 тысячи, из них ликвидировано 86 процентов. Судя по тому, что их число все равно остается высоким, выяснение причин образования несанкционированных свалок не является ключевой задачей. Власти рапортуют только о ликвидации свалок по факту обнаружения. Чтобы систематизировать все проб­лемы и составить план действий, акиматы должны были еще до 1 ноября 2023 года разработать и утвердить свои индивидуальные программы управления отходами. Однако к концу прошлого года 75 процентов акиматов даже не начали эту работу. На заседании Правительства 19 декабря глава профильного ведомства предложил продлить сроки до 1 июля 2024 года. В задачи акиматов входят выделение и оформление земельных участков под полигоны, подведение необходимой инфраструктуры, работа по привлечению инвесторов в рамках государственно-частного партнерства для строительства сортировочных линий и мусороперерабатывающих заводов. Судя по многочисленным публикациям в СМИ, вопрос партнерства между государством и бизнесом в сфере управления отходами в прошлом году был дискредитирован в глазах предпринимателей. Вот несколько примеров, которые приводили на своей страничке представители саморегулируемой организации «Казахстанская ассоциация по управлению отходами KazWaste». В июле прошлого года акимат Алматы обвинил крупнейшую компанию по вывозу мусора в монополизации рынка, после чего решил разорвать договор о государственно-частном парт­нерстве. В Актобе местные власти также прекратили сотрудничество с коммунальным предприятием, и в итоге мусор из города не вывозили три недели. Чтобы не чувствовать тошнотворного запаха, жители были вынуждены летом закрывать окна. В Риддере мусоровывозящая компания ТОО «Фирма Эталон» в рассылках потребителям заявила, что не может больше работать себе в убыток при низком тарифе. Вместо помощи компания получила от департамента Агентства по защите и развитию конкуренции по Восточно-Казахстанской области предостережение о нарушении законодательства. По мнению экспертов KazWaste, «проблема с тарифами и с низким сбором оплаты за сбор и вывоз отходов является общей по всему Казахстану. Компании стараются справляться с объемом работ, несмотря на сложившуюся ситуацию». На этапе переработки свои сложности. Из-за низкого уровня раздельного сбора ТБО (хотя бы по фракциям «мокрые» и «сухие»), их сортировка проводится вручную. Доля мусора, пригодного для переработки, остается небольшой. Бизнесу на этапе сортировочных линий интересно изымать только то вторсырье, которое возможно переработать или продать. Как правило, это бутылки ПЭТ и другие полиэтиленовые изделия, макулатура, бытовая и компьютерная техника, шины. Предпринимательский интерес к рынку вторсырья можно проследить по интерактивной карте пунктов приема, публикуемой Национальным банком данных о состоянии окружающей среды Tabigat.gov.kz при Министерстве экологии и природных ресурсов РК. По данным на 5 марта 2024 года, в каждом регионе и мегаполисе есть пункты приема пластмассы и макулатуры. Бытовую технику можно сдать только в 13 из 20 регионов страны, древесину - всего в трех, отработанные фильтры - лишь в Актюбинской области. Фандоматы пока установлены только в Астане. Согласно данным Министерства экологии и природных ресурсов, в 2024-2026 годах бюджет готов выделить 200 миллиардов тенге на финансирование проектов запуска новых заводов по утилизации и переработке отходов с учетом передового европейского опыта. В предварительный пул вошли 11 проектов на сумму 60 миллиардов тенге. Эти деньги государство готово дать взаймы под три процента. Выстроится ли очередь за деньгами после того, как в стране почти полтора года не функционировала система государственного субсидирования, и без этой помощи более 100 частных компаний по сбору и переработке ТБО обанкротились и закрылись? - задаются вопросом авторы исследования. Ответ на этот вопрос прозвучал на недавнем заседании Правительства по поводу строительства заводов по переработке твердых бытовых отходов в крупных городах. Как сообщила пресс-служба Министерства экологии и природных ресурсов РК, глава ведомства Ерлан Нысанбаев напомнил, что Правительством утвержден механизм льготного финансирования проектов в сфере управления отходами. Это касается приобретения мусоровозов, запуска сортировочных линий и перерабатывающих мощностей. Финансирование предусмотрено через Фонд развития промышленности со ставкой вознаграждения три процента и сроком предоставления займа от трех до 15 лет. На сегодняшний день отобраны 94 проекта более чем на 232 миллиарда тенге. Их реализация позволит наладить выпуск брусчатки, люков, мусорных баков, стеклянной тары, стрейч-пленки и других товаров народного потребления. С регионами также проработан 21 проект по строительству и модернизации сортировочных линий мощностью более трех миллионов тонн в год. Реализация проектов позволит довести мощность сортировочных линий с текущих 1,7 до 4,7 миллиона тонн, а также охватить города и крупные населенные пункты всех регионов страны. В части переработки твердых бытовых отходов планируются строительство 37 новых и модернизация восьми действующих заводов общей мощностью более 1,2 миллиона тонн в год. Это позволит довести объем переработки до 1,4 миллиона тонн в год. Как отметил Премьер-Министр РК Олжас Бектенов, во многих регионах до сих не удалось организовать эффективный сбор и вывоз, сортировку и переработку коммунальных отходов. Повсеместно образуются несанкционированные свалки, несвоевременно решаются вопросы их ликвидации. По его словам, не находят своего решения вопросы утилизации и переработки пищевых отходов, которые являются не менее опасными. В этой связи требуется выработать механизмы утилизации от сбора до переработки. При этом глава Правительства указал, что в Атырауской, Актюбинской областях и области Абай уже продолжительное время не могут запустить линию сортировки отходов. В целом он отметил, что во всем мире переработка мусора является выгодным бизнесом, и Казахстан не должен отставать в этом направлении. Олжас Бектенов добавил, что также перезапущен механизм Программы выплат предприятиям, осуществляющим сбор, транспортировку и переработку отходов (ЭкоҚолдау). Тем временем в Таразе уже несколько лет обсуждается вопрос строительства мусороперерабатывающего завода. Его решение зависит от того, насколько быстро найдутся инвестиции.

Подготовила Мира АЗИМОВА, фото energyprom.kz

Самые читаемые статьи недели: