Как обезопасить своих родных
С развитием технологий мошенники придумывают все более изощренные методы и способы для обмана. К сожалению, из-за подобных махинаций страдают люди старшего поколения. Как уберечь пожилых людей, расскажем далее в материале. Есть две основные разновидности мошеннических действий в сети: фишинг и вишинг. Первый является одним из самых популярных методов мошенничества, которому подвергаются именно люди старшего поколения. Фишинг - вид мошенничества, благодаря которому злоумышленники получают конфиденциальные данные пользователей. Для этого преступники используют различные фишинговые сайты, рассылки писем на электронную почту, всплывающие окна с рекламой и таргетированную рекламу. Переходя по таким ссылкам, люди открывают вредоносные вложения, в это время злоумышленники выманивают у них личные платежные данные. Вишинг - разновидность мошенничества, когда злоумышленники, используя телефонную коммуникацию, обманывают граждан. С развитием технологий преступники научились подменять телефонные номера, поэтому они могут позвонить даже с 4-значного номера кол-центра любого банка и запросить личные данные, код подтверждения или согласие на проведение операций по переводу средств на безопасный счет. Переведём деньги на «безопасный» счёт Злоумышленники могут позвонить пожилым людям, выдавая себя за сотрудников банка, и сообщить о попытке несанкционированного снятия денег с их банковской карты. Чтобы предотвратить это, они настоятельно советуют срочно перевести средства на «безопасный» счет. Мошенники уточняют, умеет ли пожилой человек пользоваться интернетом и мобильным банкингом, и предоставляют подробные инструкции для перевода денег дистанционно. Они также могут предложить установить определенные приложения на телефон или перевести деньги через банкомат. При этом злоумышленники оказывают психологическое давление, торопя и запугивая жертву. Телефонные мошенники делают все возможное, чтобы им поверили. Первое, что необходимо, - объяснить пожилым родственникам важность немедленного прекращения таких разговоров. Они должны сразу сообщить о звонке близким или самостоятельно связаться с банком, в котором обслуживаются. Контактный номер банка всегда можно найти на обратной стороне карты. Ни в коем случае не выполняйте указания звонящих: не переводите деньги, не устанавливайте подозрительные приложения (например, AnyDesk и TeamViewer) и не переходите по ссылкам из SMS-сообщений от лжесотрудников банков. Не сообщайте никому свои личные данные и реквизиты карты, включая CVC/CVV-код (трехзначный код на обратной стороне карты), коды подтверждения или ПИН-коды. Помните, что настоящие сотрудники банков, операторы кол-центров и правоохранительные органы никогда не будут запрашивать такую информацию по телефону. На вас оформили кредит! Бывает и такое, что лжесотрудники банка звонят и уточняют, подавал ли клиент заявку на оформление кредита на определенную сумму. Так мошенники обычно пытаются взять деньги от чужого имени. Схема злоумышленников стара как мир. Как и в первом варианте, мошенники уверяют, что необходимо следовать их определенным инструкциям. Важно в этот момент не впадать в панику. Для того, чтобы взять кредит и получить одобрение от потенциальной жертвы, лжесотрудники банка присылают ссылку на приложение, которое необходимо установить для защиты своих данных. После скачивания программы на телефон клиента приходит сообщение или уведомление, либо сообщение по электронной почте, затем вас просят назвать код и сообщают, что, к сожалению, кредит успели выдать, однако мошенники не успели получить доступ к деньгам. В этот момент необходимо позвонить или посетить отделение банка, в котором якобы оформлен кредит, и как можно скорее написать официальное заявление с просьбой разобраться в ситуации. Обязательно в банке должны дать копию заявления с входящим номером. Номер, с которого звонили мошенники, нужно передать службе безопасности банка, а также обязательно написать заявление в правоохранительные органы. Мы по ошибке перевели деньги, верните! Следующий способ не менее старый, но все так же актуален. Схема связана с денежными переводами. Потенциальной жертве приходит сообщение о том, что на счет поступила определенная сумма. Буквально через минуту с неизвестного номера звонят мошенники и заявляют, что деньги переведены по ошибке, надо бы их вернуть. В ходе разговоров злоумышленники стараются пристыдить жертву, надавить на жалость и начинают рассказывать очень много подробностей о себе, что это якобы их последние деньги, они потеряли работу и вообще, эти деньги нужны на оплату лечения больного ребенка. Это сигнал к тому, что потенциальную жертву пытаются отвлечь. Мошенники могли узнать счет потенциальной жертвы на торговой площадке. Если поддаться их уговорам и совершить перевод, то можно остаться не только без денег, но и нажить себе дополнительные проблемы. Потенциальный покупатель, не получив товар, может обратиться в правоохранительные органы, а получатель денег окажется подозреваемым. Поэтому, если неизвестные перевели на счет пожилого человека определенную сумму, то следует оставить ее на счету. Снимать и переводить ее категорически запрещено. А с ошибочным переводом помогут разобраться только в банке, для этого можно позвонить на горячую линию. Важные рекомендации Объясните пожилым людям, что не следует безоговорочно доверять незнакомцам, даже если они представляются сотрудниками банка, правоохранительных органов или социальных служб. Важно помнить, что настоящие банковские сотрудники и операторы кол-центров никогда не будут звонить первыми с просьбой предоставить личные данные по телефону. Такие конфиденциальные сведения интересуют только мошенников. Даже если звонящие знают ваше имя, отчество и адрес, это не означает, что они официальные представители. Эти данные могут быть получены из различных источников, в том числе из открытых баз данных в Интернете. Важно всегда запрашивать имя, фамилию и должность сотрудника, который вам звонит, и перепроверять эту информацию. Лучше всего связаться с сыном или дочерью, или самому позвонить на горячую линию или в кол-центр организации, от имени которой якобы звонят. Если близкий человек звонит с незнакомого номера и утверждает, что попал в беду, и просит перевести деньги, лучше прервать разговор и перезвонить ему, набрав номер из телефонной книги. Никогда и никому не сообщайте свои персональные данные, реквизиты банковской карты, срок ее действия, CVC/CVV-код, кодовое слово и информацию о балансе. Также не переходите по ссылкам, которые приходят на телефон, - они могут быть фишинговыми. Плохое зрение иногда не позволяет разглядеть адресную строку, и невнимательность может привести к установке шпионской программы, которая будет передавать мошенникам всю информацию о пользователе смартфона.Подготовил Дионисий ПЛЯШЕШНИК, фото из открытых источников