Меню
7 августа, 2024 / Знамя труда / Культура

Повесть жизни

Из-под его пера вышли шедевры казахской литературы

Повесть жизни Повесть жизни

Если тебе в руки попала интересная книга, она, как магнит, притягивает все твое внимание, не отпускает, несмотря на то, что у тебя мало свободного времени.

 

«Он слышал, что с усилением голода люди стали есть людей. Вначале не поверил. Подстрелив крупного архара, он спустился в аул у подножия гор, чтобы разузнать подробности. А там... Жители маленького аула вымерли от голода. Вдруг он обратил внимание на группу людей в оборванных одеждах, которые нетерпеливо похаживали вокруг костра неподалеку от аула. Приглядевшись, заметил, как из котла торчит детская рука». Дойдя до этого места, чувствуешь, как дрожь пробирает все тело. Страх, и без того опутывавший все сознание, начинает нарастать, подавляя волю. «Если хотите остаться в живых, оставьте ребенка, - сказал здоровяк с густой бородой, стоявший позади. Хриплый голос, перемешанный с рычанием, не сулил ничего хорошего». Хочется вместе с Кенжегазы и его женой с привязанным к ее спине ребенком бежать от этих людоедов, которые окружили, как шакалы. Но чувствуешь, что уставшие ноги вместо того, чтобы уносить тебя от этого страшного места, напротив, тянут назад. Может быть, это сон? Ведь человек, заснувший с тяжелыми мыслями, в ужасе просыпается, видя такие сны. Поднимаешь голову, озираешься по сторонам. Нет! Не сон! Уух!.. Ты не спишь. Собравшись с мыслями, понимаешь, что сидишь с книгой в руках. Рядом с тобой нет семьи Кенжегазы. Она в этой книге. Она в рассказе, что в этой книге, встретилась с нелюдями, обессилевшими от беспощадного голода и превратившимися в хищников. И что теперь тебе делать?

Не стоит удивляться. Композиционное построение произведения, начавшись с события, продолжилось сложными перипетиями, которые, то ослабевая, то нарастая, держат читателя в большом напряжении. И до самого конца повествования читатель ждет то ли чуда, то ли хотя бы благополучной развязки. Сила произведения в том, что в таком состоянии оказывается каждый, кто возьмет его в руки. Поневоле становишься участником тех ужасных событий, которые мастерски описаны в рассказе. И так хочется заступиться за положительных действующих лиц, оградить их от притязаний отрицательных. Переживания настолько реалистичны, что данное произведение буквально проглатываешь. Но вся трагедия в том, что ни один читатель не в силах спасти Кенжегазы от верной смерти. А вот его жена и сын останутся живыми, хотя и переживут крайне страшные страницы своей жизни. Они останутся в живых потому, что им помогут их ангелы-хранители. Ангелом-хранителем их обоих является Хозяин человека. А Хозяина человека к ним послал на подмогу, чтобы вытащить их из лап смерти, автор этого рассказа. Он волен решать, чем закончить повествование. Он благодаря своему таланту и литературному мастерству заставляет поверить всему, что написал в этом небольшом по объему произведении, сила которого заключается в том, чтобы окунуть читателя в трагические страницы жизни народа, а потом вернуть его в счастливое настоящее. Автор - неординарный писатель Несипбек Даутайулы.

В моих руках книга под названием центрального художественного рассказа «Кісі иесі» - «Хозяин человека». В нее вошли и другие рассказы: «Тағдыр», «Қанқызыл жалқын», «Құмға қашқан құйын», «Көгілдір көйлекті келіншек», «Өнеш, Комбинатор, алжапқыш», «Архитектор», «Айғыркісі», «Мәкеңдер, Малсекеңдер, заман», «Мінез», «Тілалшақ», «Батыр».

Насколько интересно содержание книги, настолько она и дорога для меня. Потому что этот свой труд, который был издан в 2018 году по госзаказу издательством «Фолиант», Несипбек-ага подарил мне лично. На первой чистой странице он своим красивым ровным почерком написал: «Сестренке Умит от чистого сердца! Автор. 25.09.2019 г.». Несколько произведений Несипбека-ага с его искренними пожеланиями храню в личном архиве как зеницу ока. Но есть причина, почему я особенно отмечаю эту книгу.

После того как автор оставил свою подпись в этой книге, прошло совсем немного времени, и мы потеряли Несипбека ага, а казахская литература понесла тяжелую утрату...

Несипбек-ага. Несипбек Даутайулы. Окружающие обращались к нему Несекен, а молодые поэты и писатели ласково звали Коке. Он стал духовным отцом, учителем для таких молодых талантов, как Хамит Есаман, Нуржан Кадирали, Табигат Абаилдаев, Арайлы Жаксылык, Данияр Алимкул, Турсынбек Султанбек, Ардак Усейинова, Фариза Абдикеримова, Камила Борашева.

Помню, как несмотря на то, что он жил в Таласском районе, Несипбек-ага лично поздравил меня с 50-летним юбилеем, произнеся речь на сцене казахского драматического театра в областном центре. В памяти, как он взволнованно делился своими мыслями с гостями вечера, писателями.

«Достоинство человека может понять человек, власть может понять достоинство народа, и только народ может понять достоинство власти. Ценность человека подобна длинному аркану, один конец которого в его собственных руках, второй - в руках Всевышнего. Тот, кто крепко держит свой конец аркана и достойно проходит через все испытания, не теряя человечности, благородства, тот становится ближе к Всевышнему. У всех дел невпроворот - будь то аким, поэт, артист или предприниматель. А у творческих людей есть свои особенности, сложности. Немало тех, кто может писать «по заказу». Но это очень тяжелая работа. А настоящее творение создается на уровне подсознания, когда автор погружается в мир удивительных явлений. И только тогда рождаются произведения, которые проливают свет на душу читателя, заставляя его переживать, страдать, любить, ненавидеть. Когда у читателя выплескиваются неизвестные ему самому эмоции.

У орла два крыла. Так же и у человека. Его дела и человечность должны быть равны. Тогда он может считать себя достойным человеком. И его потомки будут талантливы. И тогда мы можем возвыситься.

Среда не создает литературу. Ее создают отдельные личности. А для творческого человека важно прожить долгую жизнь, чтобы успеть сказать, написать. Ему нужно сказать все. Этого я желаю творчеству Умит. Поздравляю с юбилеем. Самое главное - желаю здоровья. Долгих лет жизни. Желаю оставаться преданной перу и бумаге. Вот что я ей желаю. Всем благополучия!» - сказал он, поднял руку, улыбнулся и поцеловал меня в лоб, притянув к себе.

Из памяти не выходит, как он взволнованно произнес последние слова: «Для творческого человека важно прожить долгую жизнь, чтобы успеть сказать, написать. Ему нужно сказать все».

Радует, что камера успела зафиксировать все. Белый костюм, который шел только ему, волосы, уложенные в его уникальном стиле, и белая шляпа. Стройный, подтянутый, высокий, уверенный. Приятный бархатный голос, негромкий, но сильный, словно способный пронести тяжелый груз. Все-все прекрасно заполнило театральную сцену.

В последнее время после смерти Несипбека-ага часто задумываюсь, успел ли взять все ему полагающееся творческий человек, желавший всем только добра? Мы не можем спорить с судьбой, которую уготовил Всевышний. Но все же, насколько длинна или коротка была его жизнь?.. успел ли он сказать все?.. успел ли написать все, что хотел?..

Какие неисполненные мечты и пожелания остались у прекрасного автора повестей «Ақ көгершін», «Алма ағашының бұтағы», «Әнім сен едің», романа «Құдірет пен Қасірет», двухтомного сборника «Көгілдір көйлекті келіншек», «Ойынды еті он бөлек», выпущенного по госзаказу изданием «Ан-Арыс», а также трудов «Аты жоқ әңгіме», «Кісі иесі» и «Жол», изданного в 2019 году в Анкаре? Сколько труда было вложено, чтобы стать лауреатом международной литературной премии «Алаш», лауреатом газеты «Қазақ әдебиеті» в жанре прозы, победителем литературного международного конкурса «Дарабоз», обладателем Гран-при первого литературного конкурса «Рух», лауреатом литературной премии имени Габдола Сланова?.. Какую славу или, может, счастье принесли медаль «10 лет Независимости Республики Казахстан», «Заслуженный деятель Казахстана», орден «Құрмет»?

Не знаю, как насчет славы, но Несипбек Даутайулы - один из уникальнейших писателей, признанных читателями при жизни, маститый представитель казахской литературы - классик.

Мы не можем скрывать, что сейчас в мусульманском обществе нет имен, достойных посоперничать с таким высокоинтеллектуальным талантом, как Несипбек Даутайулы. У других народов есть не только «великий Пушкин», «великий Толстой». Там современных писателей и поэтов превозносят до уровня классиков, постоянно говорят о них, гордятся.

Что-то я размечталась, оказалась в путах дешевых эмоций. Что там мечтать о чтении книг, если в нынешнюю эпоху глобализации люди перестают узнавать писателей и поэтов, живущих рядом с ними? Кому жаловаться, кому рассказать эту печаль? И можем ли мы быть уверенными в том, исполнились ли цели, которые ставил перед собой Несипбек-ага? Вот такие мысли неотступно преследуют порой.

Потому что это жизнь писателя, который прожил жизнь своих героев вместе с ними, который писал тайны жизни, который переживал за судьбу каж­дой книги, который забывал боль каждый раз, когда рождал новое произведение, и наслаж­дался результатами мучительного творчества. Осмысленная и значимая жизнь. Элегантная и роскошная жизнь. Прекрасная жизнь.

Преждевременная смерть Несипбека Даутайулы опечалила всю аулиеатинскую общественность. Особенно переживали молодые писатели и поэты. Да и людям моего поколения было трудно смириться с такой потерей. Это было в очередное лето после пандемии, когда весь мир начинал с облегчением приходить в себя после многочисленных жертв. А тут, будто было мало испытаний, взрывы в Байзакском районе еще раз хлестко ударили по нервам людей. И в эти трудные дни на страницах газет, в социальных сетях прозвучал голос поэта, лауреата международной премии «Алаш» Галыма Жайлыбая, который поэтическим словом выразил соболезнования казахскому народу. Обращаясь к Несипбеку Даутайулы, он интересовался жизнью байзакцев. Похоже, неспроста он тогда обратился к своему старшему брату, другу Несипбеку, видимо, свыше ему было послано предчувствие, что вскоре станет оплакивать и его самого.

Многие из нас все еще ходили в медицинских масках, не различая запахов, не чувствуя вкуса, когда Несипбек-ага отправился в вечное странствие. Мы не смогли попрощаться с Несипбеком-ага, которого признанный клинком правды Шерага ласково называл «бурый архар Кордая», давал высокую оценку его писательскому таланту. Только воспоминания и личные архивы остались после него. Конечно, через год я смогла присутствовать на поминках. Благодарение Создателю.

В Кордайском районе были организованы мероприятия в честь 75-летия Н. Даутайулы, в которых приняли участие известные литераторы Мереке Кулкенов, Жумабай Шаштайулы, Жусипбек Коргасбек, Касымхан Бегман, Маралтай Райымбекулы, Бейбит Сарыбай, Аширбек Копиш, Маржан Абиш под руководством тогдашнего председателя правления Союза писателей Казахстана Улыкбека Есдаулета. За круглым столом, проведенным талантливым поэтом Ерланом Жунисом, состоялась презентация книга воспоминаний, посвященная памяти Несипбека-ага. В объемной книге, которую открывают слова соболезнования Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева, а также президента Международной Тюркской академии, тогдашнего генерального директора ТОО «Егемен Қазақстан» Дархана Кыдырали, собраны воспоминания и эссе современников-литераторов Несипбека Даутайулы, его младших коллег по перу, интервью писателя разных лет, стихотворения-посвящения ряда поэтов.

«Даже в самом страшном сне не могло присниться, что нам предстоит услышать горестную весть о кончине Несипбека Даутайулы», - взволнованно писал Жумабай Шаштайулы. - На ум приходит мысль, что, возможно, его сердце не выдержало того, что один за другим скончались близкие ему друзья Рахимжан Отарбаев и Есенгали Раушанов. Сердце творческого человека крайне чувствительное. Боль утраты близких по духу людей оставила незаживающую рану в сердце Несага.

В наше время, когда все больше и больше людей впустую прожигают жизнь, не оставляя после себя значимого следа, значительно возрастает роль писателей, которые с возрастом понимают цену времени, знают прошлое, заглядывают в будущее. Поэтому он - пленник бездонных глубинных объятий мыслей, где бы он ни находился. Несмотря на то, что он считал одиночество своим верным спутником, Несага был человеком, ратующим за счастье окружающих его людей. Он был писателем, который считал, что у его личных радостей нет вкуса, если окружающие не чувствуют вкус счастья. Эта мысль четко прослеживается в каждом его произведении. И добро, которое он сделал каждому из нас, никогда не будет забыто. В свое время тепло его души коснулось и меня, поэтому я желаю ему в том мире быть в раю».

В свое время в областной газете «Ақ жол» писатель, директор Жамбылского областного филиала Союза писателей Казахстана Несипбек Даутайулы писал: «В чем роль и значимость литературного объединения? Оно направляет на истинный путь обладателей настоящего таланта, поддерживает их. Только в этом его роль? Нет. Оно запоминает тех, кто однажды сверкнул на литературном небосклоне, а потом исчазает. Объединение ищет таких одаренных людей. И делает так, чтобы эти мелькнувшие таланты встали на крылья. Так поступила Умит Битенова.

Я изредка слышал это имя. На совещании в феврале наконец увидел ее. Прочитал ее стихотворения. Она оказалась истинным поэтом. Произведения Умит представляли из себя узоры, написанные сердцем.

Главное теперь, чтобы Умит не растеряла этот узор. Теперь мы будем ждать от нее прекрасные творения. Крылья крепнут в полете».

В том же номере газеты по его настоянию были опубликованы мои стихи. Разве можно забыть такое благословение и покровительство именитого писателя?

А книги с его автографами являются украшением книжных полок в моей комнате. Но сердце саднит от боли, что его нет рядом с нами. Справиться с этой болью помогает его бессмертное литературное наследие.

Умит БИТЕНОВА,
поэтесса,
член Союза писателей Казахстана

Самые читаемые статьи недели: