Системе медицинского страхования в Казахстане уже более четырех лет, а у граждан продолжают возникать вопросы о ее работе. На самые часто задаваемые из них на официальном сайте регулярно отвечают сотрудники Фонда социального медстрахования. В этот раз мы публикуем ответы на вопросы, касающиеся поликлинической помощи.
Какую медицинскую помощь можно получить в поликлиниках по месту прикрепления?
В поликлинике можно получить медуслуги по диагностике и лечению заболеваний, профилактике, оздоровлению, иммунизации, динамическому (диспансерному) наблюдению пациентов с хроническими заболеваниями, планированию семьи. Кроме этого, в поликлиниках ведется лекарственное обеспечение пациентов. Медики также помогают планированию семьи и осуществляют наблюдение за беременными, молодыми мамами и новорожденными.
Могут ли в поликлинике отказать пациенту в медицинской помощи, если у него нет статуса застрахованности в системе ОСМС?
Незастрахованный пациент может получить услуги, которые входят в перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, но не может получать медуслуги в пакете ОСМС.
При социально значимых заболеваниях консультативно-диагностическая помощь, а также лечение осуществляется в рамках пакета ГОБМП. Что же в него входит? Скорая медицинская помощь; первичная медико-санитарная помощь (прием участкового врача, диагностика и лечение заболеваний, профилактика, оздоровление, иммунизация, динамическое (диспансерное) наблюдение пациентов с хроническими заболеваниями; медицинская помощь в дневном и круглосуточном стационаре при лечении хронических заболеваний и социально-значимых заболеваний; медицинская реабилитация по туберкулезу; паллиативная помощь.
Какую медпомощь может оказать участковая акушерка или медсестра?
Средний медработник оказывает доврачебную помощь, включая прием и осмотр для оценки состояния здоровья и выявления заболеваний, внесение данных в систему «Регистр беременных и женщин фертильного возраста», неотложная помощь женщинам, включая беременных и родильниц, наблюдение за беременными с хроническими заболеваниями, контроль выполнения назначений врача акушера-гинеколога, ведение физиологической беременности и патронаж, медицинские услуги на дому для беременных, родильниц и гинекологических больных, скрининговые и профилактические осмотры для раннего выявления заболеваний, консультирование по планированию семьи и репродуктивному здоровью.
В каких случаях можно вызвать на дом медработника?
Медработника можно вызвать на дом при острых состояниях или обострении хронических заболеваний, если нет выраженных нарушений органов.
Показания для вызова участковой медсестры или фельдшера: температура выше 38°С, повышенное давление без нарушений самочувствия, состояния, травмы и заболевания без потери сознания, кровотечений или резкого ухудшения.
Показания для вызова участкового врача: состояния, требующие врачебного осмотра, по оценке регистратуры или медсестры/фельдшера, ухудшение состояния после вакцинации.
Какую медицинскую реабилитацию можно получить на уровне поликлиники?
Для получения медицинских услуг реабилитации нужно обратиться к своему участковому врачу. После сбора анамнеза и уточнения деталей участковый врач выдаст направление к реабилитологу или направит документы пациента на рассмотрение мультидисциплинарной группы.
В поликлинике можно получить реабилитацию на амбулаторном уровне в тех случаях, когда не требуются круглосуточное наблюдение и лечение. Это зависит от оснащенности поликлиники, состояния пациента и его заболевания.
На амбулаторном уровне возможно проведение только третьего этапа реабилитации, если позволяет состояние пациента, это может определить только врач или мультидисциплинарная группа.
Необходимо подчеркнуть, что основной объем услуг медицинской реабилитации можно получить в пакете ОСМС. А в ГОБМП входят медуслуги по реабилитации только больных с туберкулезом.
Можно ли получить прививку в пакете ОСМС?
Профилактические прививки входят в гарантированный объем бесплатной медпомощи.
Получить прививку в рамках ГОБМП могут граждане Казахстана, постоянно проживающие в республике иностранцы и лица без гражданства (подтверждается наличием вида на жительство).
Какую экстренную помощь может получить пациент в поликлинике?
Пациент может получить неотложную помощь при состояниях, не угрожающих жизни и здоровью.
Это может быть самостоятельный визит: обратитесь в доврачебный или фильтркабинет. Вызов на дом: оформите заявку по телефону, через портал электронного правительства или медицинскую информационную систему. Скорая помощь: позвоните по номеру 103. Диспетчер направит ближайшую бригаду.
Экстренная помощь предоставляется по месту нахождения пациента независимо от прикрепления к поликлинике.
Подготовила Камила ПОЛЯКОВА,
фото из открытых источников