Меню
14 августа, 2024 / Знамя труда / Регионы

Проезда нет

Когда дворы превращаются в неприступные крепости

Проезда нет Проезда нет

В последние годы в Таразе активно распространяется практика установки незаконных бетонных ограждений на проезжей части внутри микрорайонов, что становится проблемой как для рядовых водителей, так и для спецтранспорта.

 

Бетонные ограждения стали часто появляться на въездах во дворы, рядом с детскими площадками и на парковках. Основной мотив установки - ограничение движения автотранспорта и обеспечение безопасности детей, играющих во дворе. Однако такие действия несут в себе множество рисков и нарушают нормы безопасности и законодательства.

Во-первых, установка бетонных блоков на дорогах часто осуществляется без получения необходимых разрешений и согласований с местными властями. Это приводит к созданию непредвиденных препятствий для автомобилей скорой помощи, пожарных и других экстренных служб. В случае чрезвычайной ситуации такие ограждения могут существенно замедлить или даже полностью блокировать доступ к нужному месту, что может привести к трагическим последствиям.

- В экстренной ситуации, когда каждая секунда на вес золота, любое препятствие на пути наших машин может стоить чьей-то жизни. Представьте себе: пожар, мы мчимся на вызов, а тут - бетонная преграда. Вы бы сами захотели оказаться в такой ситуации, когда помощь буквально рядом, но не может добраться до вас из-за чьей-то прихоти? Это не просто нелепо, а безответственно. Я понимаю, что кто-то хочет защитить свой двор от лишнего движения машин, но бетонные блоки - это не решение, а новая проблема, - говорит начальник СПЧ-1 Елжан Ережепов.

В ответе областной станции скорой медицинской помощи на официальный запрос редакции отмечается, что такие ситуации, когда бригады скорой помощи не могут своевременно проехать на вызов, случаются часто. Иногда это приводит к конфликтным ситуациям и даже ухудшению состояния пациента.

- Мы направили письма в акимат города о решении проблемы с искусственными препятствиями во дворах городских многоэтажек и в частном секторе, а также по поводу другого вопроса - отсутствия названия улиц и номеров домов в новостройках, - отметила главный врач областной станции скорой медицинской помощи Венера Балкибекова.

Искусственные ограждения представляют угрозу и для участников дорожного движения. В условиях недостаточной освещенности или плохой видимости бетонные блоки становятся незаметными для водителей, что увеличивает вероятность дорожно-транспортных происшествий. Особенно это актуально в зимний период.

Кроме того, незаконные ограждения способствуют напряженности среди жителей. Одни видят в них защиту от чрезмерного трафика, другие же - нарушение своих прав на свободное передвижение. Конфликты на этой почве становятся частыми, а решение проблемы затягивается из-за отсутствия четкой позиции властей и правоохранительных органов.

- Около пяти лет назад у нас была конфликтная ситуация с жильцами соседнего дома. Они хотели закрыть проезд со стороны своего дома, так как им надоел постоянный поток автомобилей. Причем они собирались это делать без согласования с нами и соответствующими органами и службами. Наш двор всегда был открытым, здесь всегда кипела жизнь: дети играли, машины проезжали, люди могли спокойно передвигаться. Но когда соседи начали устанавливать бетонное ограждение, я почувствовала, что нас просто отрезают от остального мира. Это не только неудобно, но и опасно. Что если вдруг случится пожар или кому-то срочно понадобится медицинская помощь? Мы с соседями пытались объяснить это, но нас просто не хотели слышать и слушать. Вместо того чтобы искать компромисс, они начали ставить свои интересы выше безопасности всех остальных. Мы, например, по согласованию с городским акиматом установили «лежачих полицейских» на проезжей части у нашего дома. Но ситуация с соседями начала набирать обороты, когда они привезли блок и стали его устанавливать. Мы пожаловались на это в коммунальные службы и пригласили полицию. На тот момент для установки подобных заграждений нужны были подписи жильцов, пожарных, сотрудников скорой медицинской помощи, полиции и газовой службы. Из-за отсутствия подписей сотрудники кооператива собственников квартир убрали бетонные заграждения, - поделилась своей историей старшая по дому № 20 микрорайона Каратау София Лесина.

К сожалению, таких историй много. Они часто всплывают в социальных сетях, люди обращаются за помощью в акимат и отдел жилищных отношений. Обратились к специалистам и мы.

В Казахстане нет отдельного закона, прямо регулирующего установку бетонных заграждений на проезжей части в микрорайонах. Однако такие действия могут нарушать ряд существующих нормативных актов и законов.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О дорожном движении» установка любых заграждений на проезжей части должна быть согласована с местными исполнительными органами и не должна препятствовать свободному и безопасному движению транспорта и пешеходов. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях гласит, что установка заграждений без разрешения может быть квалифицирована как самовольное занятие земельного участка или нарушение правил благоустройства, что может повлечь административную ответственность.

Как отметили специалисты отдела жилищных отношений акимата города Тараза, согласно Закону Республики Казахстан «О жилищных отношениях», в многоквартирных домах решения об установке ограждений должны приниматься на общем собрании жильцов с учетом интересов всех сторон. Для установки бетонных заграждений требуются наличие кондоминиума или объединения собственников имущества, а также 51 процент согласных жильцов. При этом, согласно приказу МВД РК от 23 июня 2017 года № 439, дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и источникам противопожарного водоснабжения должны быть доступными для проезда пожарной техники и содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега.

Но как же все-таки поступить, если поставить ограждение хочется? Варианта два: не ставить ограждения или же установить шлагбаум. Если с первым вариантом все предельно просто, то вот со шлагбаумом есть нюансы и моменты, которые необходимо знать.

Как известно, распоряжаться территорией, прилегающей к многоквартирному дому, можно только при зарегистрированном кондоминиуме. Согласно статье 31 Кодекса «О жилищных отношениях», земельный участок при жилом доме принадлежит собственникам квартир на праве общей долевой собственности или на праве общего землепользования. Если кондоминиума нет, нужно его зарегистрировать. Если кондоминиум зарегистрирован, то по решению большинства собственников можно установить заграждение. Просто поставить бетонную плиту или забор нельзя. Только шлагбаум либо стационарный пост.

Основные требования к установке шлагбаума: не создавать помех для проезда спецтехники, размеры въезда должны подходить под габариты пожарной, мусоровывозящей и других спецмашин; всегда быть в исправном состоянии, а обслуживание и ремонт оплачивается жильцами; быть доступным в любое время суток, а въезд должен открываться автоматически либо нужен постоянный дежурный.

Если устанавливать стационарный пост, то на нем должен круглосуточно находиться дежурный. Соответственно, придется организовать рабочее место и платить зарплату. Все эти расходы лягут на жильцов.

Автоматический шлагбаум - бюджетный вариант.

Решение об установке шлагбаума принимается только при согласовании со всеми собственниками - всех жильцов нужно оповестить. Далее необходимо провести общее собрание жильцов и проголосовать. Для положительного решения опять же должны согласиться не менее 51 процента собственников.

Но сколько же стоит шлагбаум? Средняя цена автоматического шлагбаума - 300 тысяч тенге. Пульты открывания покупаются отдельно, стоят они от пяти тысяч тенге за штуку. Установка шлагбаума, прокладка кабеля и подключение оценивается от 50 тысяч тенге. Также нужно будет обеспечить постоянное электропитание, которое будет включено в общий тариф.

Другой вопрос: должны ли платить несогласные? Даже если кто-то из жильцов не согласен платить за установку и обслуживание шлагбаума, им все равно придется выдать пульты. Ограничивать им доступ к жилищу, а в данном случае проезду через установленное ограждение - незаконно. При этом обязать несогласных жильцов платить за шлагбаум нельзя. Если у кого-то из собственников не будет доступа к жилищу, он имеет право обратиться в суд. Все расходы между собой разделят жильцы, согласившиеся на установку.

Также согласно закону, за самовольную установку шлагбаума, парковочных барьеров и ограждений на территории общего пользования грозит штраф: от 20 месячных расчетных показателей, что на сегодняшний день составляет 73840 тенге, до 30 МРП - 110760 тенге. При повторном нарушении шлагбаум или ограждение могут принудительно демонтировать.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК, фото автора

Самые читаемые статьи недели:

Дорога к цели 15 ноября, 2024

Дорога к цели

Доходы растут 15 ноября, 2024

Доходы растут

Капля жизни 15 ноября, 2024

Капля жизни