Проблему важно решать сообща
В номере 92 от 13 августа газеты «Знамя труда» был опубликован материал «Эффективные меры» о противодействии буллингу. Хочу сказать, что травля в школах - одна из самых серьезных социальных проблем. По статистике, каждый третий ученик в мире сталкивается с разными формами гонений и насилия со стороны сверстников или одноклассников.
Школьная травля - это проблема, которая касается не только одного ребенка, но и его родителей, школы и класса. С ней может столкнуться каждый учащийся вне зависимости от внешнего вида и особенностей характера.
Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее); распространения слухов и сплетен; бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).
Буллинг наиболее распространен в начальной и средней школе. К 10-11-м классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он
постепенно сходит на нет.
К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстраненную позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребенка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию. В психологии даже есть термин «травма наблюдателя».
Буллерами чаще всего становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьет и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках.
В моей практике был случай, когда буллер обладал высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознавал свои действия. Такому ребенку необходимы жесткие границы и понятные последствия его действий.
По мнению профессора Кристины Салмивалли из Финляндии, в любом буллинге есть шесть типов ролей: агрессор - инициатор издевательств, жертва - подвергается издевательствам, наблюдатель - пассивно следит за действиями агрессора, защитник - вступается за жертву, усилитель или активный наблюдатель - распространяет слухи и участвует в травле, ассистент - помогает агрессору.
Как же понять, что ребенку некомфортно в школе? Он может стать замкнутым и неохотно говорить о школе. Вы можете заметить, что у него нет друзей в классе, а может, он и вовсе начнет отказываться ходить в школу или участвовать в групповых мероприятиях класса и школы.
Чтобы защитить ребенка от обидчиков и обеспечить его комфортное обучение в школе, необходимо вмешательство взрослых: родителей, учителей и школьного психолога. Ребенок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это задача взрослых.
Вместе с тем важно следить не только за тем, чтобы ваш ребенок не подвергался буллингу, но и за тем, чтобы он не стал агрессором. Развивайте у подростка уважение границ других людей. Предложите ему дополнительные занятия, на которых он сможет выпускать негативную энергию. Это могут быть единоборства, плавание, теннис или другие виды физической активности.
Если факт агрессии со стороны вашего ребенка подтвердился, выясните причину его действий, покажите, что вы на его стороне: говорите честно, не давите, не обвиняйте и показывайте, что готовы его защитить. Наверняка со временем подросток пересмотрит отношение к другим и поймет, что агрессия к другим не решит его проблемы. При необходимости подключите психолога. Специалист научит ребенка принимать ответственность за свои действия, расскажет, почему важно и нужно извиняться за причиненный кому-то вред, и подскажет, как совладать с агрессией.
Гульмира АБИРБАЕВА,
психолог средней школы № 46