Меню
9 сентября, 2024 / Лариса ГУБАШЕВА / Общество

Научить диалогу

Психолог о лидерах, жертвах, агрессорах и спасателях

Научить диалогу Научить диалогу

В статье «Остановим деструктивные отношения!» мы писали о том, какова роль взрослых в разрешении конфликтов среди несовершеннолетних.

 

Учителя и педагоги-психологи отмечают, что в любом коллективе обязательно формируются распределение устойчивых ролей и внутренний лидер.

- Существует такое понятие, как биологический лидер. Это когда человеку даже не нужно прилагать усилия, чтобы коллектив следовал его стремлениям и сплачивался вокруг его идеи. В таком случае учителю желательно не противостоять такому ребенку, а начать сотрудничество над каким-то конструктивным делом. То есть опять же генерировать идею, полезную для самоутверждения и взаимной поддержки, - считает психолог школы-гимназии № 7 Тараза Ольга Лаврова.

Она привела пример, когда в школе у ученика возник конфликт с учителем физкультуры и набирал обороты, пока педагог не поставил ученика в начало колонны во время выполнения упражнений, чтобы остальные равнялись на него.

- Агрессор и жертва - это лишь роли. Когда мы начинаем активно спасать жертву, то сами становимся агрессором. Мы привыкли рассматривать буллинг как конфликт двух сторон - агрессора и жертвы. Тогда как на самом деле есть еще и третья сторона - так называемый спасатель. Эти отношения известны психологам под названием «Треугольник Карпмана». Выход из этого замк­нутого круга может быть в сердцевину человечности и ответственности. Когда учитель, администрация и родители начинают активно решать конфликт в детском коллективе, заставляя буллера чувствовать себя виноватым, применять наказание и коллективное осуждение, они автоматически сами становятся агрессорами, превращая ребенка в жертву. И этот процесс может длиться бесконечным кругом: учитель наказал, вмешались родители, подхватила администрация и так далее. Этот круг надо разрывать еще на первом этапе, - советует специалист.

По мнению психолога, прежде всего, стоит помнить, что жертва, агрессор и спасатель - это не характеристики людей, а роли, которые они добровольно берут на себя. И те действия, которые совершает каждый в конфликте, являются лишь аспектом поведения. Поэтому и работать с решением конфликта нужно в этой плоскости: можно осудить поведение, поступок, но не всего человека в целом и навсегда. Ведь ребенок растет и учится жизни, он может осознать свои ошибки и начать исправлять их.

- Каждый конфликт и путь его решения - это способы показать ребенку его ценность, научить конструктивному диалогу на гуманистических началах общения с уважением к потребностям обеих сторон. Для взрослых же это повод обратить внимание на ребенка: что с ним происходит, в чем на самом деле он нуждается и какая ему необходима помощь. Почему агрессор так себя ведет? Потому что ему страшно и больно: сдерживаемая боль, что по каким-то причинам накопилась внутри, выплескивается наружу агрессией. Это своего рода манифест ребенка - «со мной не все в порядке, помогите мне!». С другой стороны, жертва в определенной степени позволяет такое отношение к себе. И это так же кроется в психологических проблемах ребенка, где взрослый может научить отстаивать свое достоинство. Потому что рефлекторное «давай сдачи!» замыкает проблему в круг безысходности, - подчеркивает О. Лаврова.

Она добавила, так случается иногда, что ребенок не получил внутреннего стержня, поверил, что он не такой, как все, - в очках, с лишним весом, хромает и тому подобное. И ребенок начал сам себя воспринимать изгнанным, затравленным, транслируя это наружу. Такого ребенка надо научить говорить «нет, мне это не нравится!», получить поддержку взрослого, что травля является недопустимой в этой среде, чтобы он перестал чувствовать себя жертвой.

- Напряжение и деструктивность исчезают, когда агрессор извиняется перед жертвой. Агрессор должен извиниться за ошибку, поведение - так он возьмет ответственность за свой поступок. И это чрезвычайно важно для дальнейшего эмоционального состояния детского коллектива. Всегда именно взрослый должен привести стороны к согласию. А для этого каждый учитель сам должен чувствовать свое достоинство, не беря на себя роль жертвы в развитии конфликта уже с родителями или администрацией, демонстрируя беспомощность, - отмечает психолог Ольга Лаврова.

Но, к счастью, добавляет она, сегодня все больше родителей внимательнее относятся к эмоциональному здоровью своих детей и готовы решать проблемы конструктивно. Во многом в этом им помогает центр психолого-педагогической поддержки в каждой школе, где специалисты пристально следят за проявлениями буллинга и травли среди подростков, стремясь прекратить их, а иногда и вовремя предотвратить.

Лариса ГУБАШЕВА,
корреспондент

Самые читаемые статьи недели: