В статье «Помогите агрессору» мы рассказали о том, как важно сообща разрешать школьные конфликты.
Психологи говорят, что необходимо сформировать в школах атмосферу, благоприятную для конструктивного диалога, переформатирования детской агрессии на созидание, а каждой стороны конфликта - на команду.
- Буллинг в школе касается всех в обществе. Казалось бы, что может быть проще: наказать виновного, поддержать жертву - и конфликт можно считать исчерпанным, но не все так однозначно. Не бывает так, что дети с 1 сентября начинают кого-то бить или унижать, снимая на камеру. Буллинг не случается на ровном месте, ответственным за атмосферу и эмоциональное состояние коллектива является взрослый, который находится в помещении с детьми в конкретный момент (классный руководитель, педагог), - считает психолог школы № 7 Тараза Ольга Лаврова.
Именно взрослый, по мнению специалиста, должен сформировать ощущение физической и эмоциональной безопасности для каждого ребенка. Это позволит повысить эффективность обучения. Поэтому каждый учитель должен помнить и руководствоваться основными принципами построения эмоционально здорового коллектива учеников, сразу установить правила: какое поведение недопустимо, как решают конфликты и тому подобное. Важно и соблюдение режима. Дети, особенно младшего школьного возраста, нуждаются в своевременных перерывах в непривычном для них неподвижном сдерживании на уроках. Поэтому если учитель имеет привычку задерживать детей после звонка, проводить классные часы на переменах или применять в качестве наказания лишение отдыха, растет агрессия. Уменьшение двигательного режима приводит к повышению внутреннего напряжения, и оно должно найти выход в играх или организованных подвижных упражнениях кинестетического образования, или командообразования.
- Общее задание способно объединить в сообщество совершенно разных людей. Школа - не клуб по интересам, следовательно, сами дети не смогут найти идею, которая объединила бы всех. Такую идею должен предложить учитель. Это могут быть учебный проект, подготовка концерта, проект-исследование. Ведь в противном случае класс может объединиться вокруг идеи деструктивной - травли более слабого. Деструктив требует меньше энергии, поэтому этот путь существенно легче. В начальных классах безусловным лидером сначала является учитель. И дети бессознательно считывают его поведение и отношение к каждому из членов коллектива и, соответственно, реагируют уважением, подражая отношению наставника, - отмечает О. Лаврова.
Психолог привела конкретный пример. Был мальчик, на которого все время жаловались учителя, а дети, соответственно, начали формировать к нему отношение, как к козлу отпущения. Хотя на самом деле ребенок был достаточно талантлив, неплохо учился. Однажды на уроке, на котором дети читали стихи наизусть, в тот момент, когда вышел отвечать этот мальчик, учительница погрузилась в свой телефон, перестала слушать. Класс моментально отреагировал: начались разговоры, смех, забавы. И в этом оказалась причина: учительница подсознательно транслировала классу внутреннее неуважение именно к этому ученику.
- Понятно, что педагог - такой же человек, как и его воспитанники, и имеет право на эмоцию. Однако он должен помнить о своей роли лидера и действовать соответственно: в каждом ребенке можно найти что-то хорошее и обратить на это внимание класса. Можно еще привести ряд примеров, когда внимательный взрослый кардинально изменил отношение не только коллектива к ученику, которого не уважали, но и этого ребенка к самому себе. Эти взрослые просто нашли способ ребенка похвалить. И это кардинально изменило картину на годы вперед, - подчеркнула О. Лаврова.
Психолог добавила, когда в школе происходит конфликт, то он идет по традиционной схеме: «назначается» виноватый, вызываются родители, подключается администрация. Агрессивно настроенные родители перенаправляют вину либо на своего ребенка (испытывая стыд), либо на учителя, администрацию и тому подобное. В результате получается громкий скандал, часто с привлечением общественного мнения. Конфликт, может, и заминается, но проблема при таком подходе не решается, а наоборот усугубляется. Даже если родители забирают ребенка со школы, они не устранят проблему - неудобное поведение будет нарастать и усложняться вплоть до асоциального.
- Мы получили в наследство традиции школьного поведения: взрослый всегда прав; делай, что говорят, и не задавай вопросов, слушайся - и будет счастье. И школа часто автоматически продолжает придерживаться этих подходов. Но общество сейчас абсолютно другое, дети изменились и не готовы жить в устаревшей системе отношений. Они бунтуют, но этим процессом нужно мудро управлять и переформатировать с агрессии на конструктивный подход и совершенствование с помощью новых принципов обратной связи с уважением и благодарностью. Лучший способ разрешения конфликта - его профилактика. Поэтому начинать стоит с обучения педагогов и администраций школ основам лидерства, противодействия буллингу, в том числе родителям давать инструменты сплачивания детей вокруг общих задач, - пояснила специалист.
По словам Ольги Лавровой, задача учителя - не просто прийти в класс, прочитать лекцию в шуме-гаме и уйти в другой класс, а учить своим примером взаимодействия, вовлекать в коллективные взаимоотношения с детьми и направлять их там, где у них еще не хватает опыта.
И самое главное: в конфликте можно давать оценку поведению, но не личности ребенка, важно прояснить, в чем на самом деле интересы сторон и как найти компромисс.
Лариса ГУБАШЕВА,
корреспондент