В Таразском городском Доме культуры имени Ы. Дукенулы состоялась встреча вице-министра энергетики Республики Казахстан Кудайбергена Арымбека с жамбылцами. Во встрече участвовал заместитель акима области Канатбек Мадибек.
По словам вице-министра, он ознакомился с работой Амангельдинского комплекса газовых месторождений.
- Как вы знаете, в прошлом году открылось месторождение Анабай, где сданы в эксплуатацию три скважины с консервацией. В этом году там вводятся в эксплуатацию еще две скважины, на одной из них уже начато бурение, - рассказал К. Арымбек. – Сейчас на Амангельдинском комплексе идет подготовка к вводу в эксплуатацию месторождения Вохранный. Кроме того, я ознакомился с проектными решениями по месторождениям Каркум, Айракты, а также реализуемыми мероприятиями по добыче газа.
Жители региона, пользуясь случаем, задали гостю ряд волнующих их вопросов. В частности, речь шла о газификации населенных пунктов Жуалынского и Таласского района. По словам вице-министра, этот вопрос планомерно решается. На данный момент газификация в области достигла 91 процента, к концу года она дойдет до 94,2 процента.
Житель села Бесагаш посетовал на частое отсутствие света, жительница одного из массивов Тараза – на отсутствие уличного освещения, другая жительница областного центра – на частые перебои в электроснабжении. Эти вопросы были переадресованы местным исполнительным органам.
Вопросы, поступившие от жамбылских компаний относительно тарифной политики и механизмов смены поставщика электроэнергии потребителям, вице-министр пообещал озвучить в Правительстве.
Особенно активно обсуждались вопросы нехватки сжиженного газа и его дороговизна. На сетования жамбылцев Кудайберген Арымбек и сопровождающие его специалисты ответили, что сегодня в стране 11 предприятий производят сжиженный газ, но предложение не успевает за спросом. Поэтому дефицитный продукт сейчас распределяет государство. Потребности Жамбылской области определены в рамках шести-семи тысяч тонн. И регион это топливо получает. Что касается информации о контрабанде топлива в соседние страны, то такие случаи пресекаются правоохранительными органами.
Немало вопросов было посвящено строительству АЭС. Например, о майнерах, которые воруют электричество в больших количествах для своих криптовалютных платформ и создают дефицит энергии.
На этот вопрос ответили представители правоохранительных органов. Они обратили внимание на то, что в современных условиях майнинг – это такой же бизнес, как строительство или фосфорное производство, или шитье обуви. Он считается законным, если предприниматель имеет лицензию, платит налоги. Но есть еще «серый» майнинг, который строится на краже ресурсов, уклонении от налогов и влечет другие нарушения. По заверению представителя департамента экономических расследований, такие фирмы в Таразе уже закрыты.
Другой вопрос - можно ли решить проблему дефицита электричества, если средства, предусмотренные на строительство станции, направить на кардинальную модернизацию изношенных сетей и тем самым предотвратить непроизводственные потери электроэнергии. Тем более что после строительства АЭС может давать в энергосистему страны всего девять процентов от общего количества электричества.
- Смысл строительства атомной станции не только в том, чтобы восполнить энергодефицит, - ответил вице-министр. – Это комплексный вопрос. Мы же параллельно развиваем и возобновляемые источники энергии, строим ветровые и солнечные станции, станции на угольной и газовой генерации, туда же включаем и модернизацию сетей. Все это в конечном итоге должно стать основой для обеспечения энергобезопасности страны. АЭС - это только часть решения, и у АЭС есть такое преимущество, как базовая генерация. АЭС стабильно работает в любых условиях. Например, солнечные, ветровые станции зависят от природных и климатических условий. Энергия газовой генерации упирается в вопрос ограниченности ресурсов. АЭС же работает стабильно. Это первое. Второе – мы получаем компетенции. Технологии, решения, которые применяются на АЭС, могут использоваться и в других отраслях. Третье – рабочие места. Обеспечить постоянной занятостью две тысячи человек на самой станции, плюс в смежных областях на каждого сотрудника АЭС придется примерно по 10 человек. Четвертая – это экологическая безопасность. В любом случае к 2035 году мы должны обеспечить энергетическую независимость страны.
Айгуль МАХМУДОВА,
фото Юрия КИМА