Меню

Европейский вектор: хроники диалога

Партнёрство во имя мира и развития

Европейский вектор: хроники диалога Европейский вектор: хроники диалога

В 1992 году был подписал Протокол об установлении дипломатических отношений между Казахстаном и Европейским союзом. С тех пор он значительно эволюционировал, включив в себя несколько форматов сотрудничества, включая Соглашение о расширенном партнерстве и кооперации, а также налаживание нескольких диалогов, призванных помочь в реализации социальных, политических и экономических реформ.

 

ЕС является крупнейшим экономическим партнером Казахстана, на долю которого приходятся примерно 30 процентов от общего объема торговли товарами и 41 процент казахстанского экспорта. Казахстан также является крупным получателем прямых иностранных инвестиций, поступающих из ЕС.

 

Важнейший шаг навстречу

1 марта 2020 года Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС вступило в силу.

За годы дипломатических отношений и Казахстан, и Евросоюз прошли через важные политические, экономические и социальные перемены, поэтому требовались более широкие рамки для повышения интенсивности, увеличения охвата и глубины двустороннего взаимодействия, включая дополнительные сферы сотрудничества. Необходимы были обновление и модернизация торгово-инвестиционного и экономического блоков с учетом присоединения Казахстана к Всемирной торговой организации, членства РК в форуме «Азия - Европа» (АСЕМ) и создания Евразийского экономического союза. Казахстан и ЕС имели возможность создать принципиально новую юридическую основу для раскрытия всего потенциала сотрудничества, объединения усилий в деле обеспечения глобальной и региональной безопасности, борьбы с современными угрозами и вызовами, для активизации бизнеса и упрощения контактов между гражданами.

В Брюсселе признали, что в Казахстане реализованы эффективные реформы, которые вывели его на новый этап политической либерализации и диверсификации национальной экономики с акцентом на индустриально-инновационное развитие, а также обеспечили статус ключевого и приоритетного партнера ЕС в Центральной Азии.

Значительный вклад в развитие парт­нерских отношений с Европейским союзом внесла успешная реализация государственной программы «Путь в Европу» на 2009-2011 годы. Она по-новому, более полно, раскрыла многогранный характер диалога Казахстана с Евросоюзом.

Другой важной исторической вехой стала совместная работа нашей страны с партнерами из ЕС в ходе председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Европейские страны поддержали все приоритеты нашего председательства и инициативы, включая проведение саммита организации в нашей столице 1-2 декабря 2010 года и принятие по его итогам Астанинской декларации.

Казахстан и Евросоюз наработали важный положительный опыт по взаимодействию на международной арене, в том числе на антиядерном треке, а также в деле укрепления региональной стабильности и безопасности.

В целом летопись сотрудничества Казахстана с Евросоюзом можно условно разделить на два этапа развития.

Правовую основу отношений между Казахстаном и Евросоюзом на первом этапе заложило Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное в Брюсселе 23 января 1995 года и вступившее в силу в июле 1999 года. Оно представляло собой рамочный международно-правовой документ, определивший основные принципы долгосрочного и стабильного партнерства.

Началом второго этапа истории взаимоотношений между РК и ЕС можно считать 21 декабря 2015 года, когда в столице нашей страны состоялось подписание Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским союзом, а также государствами-членами ЕС.

 

Открывая границы

Немаловажным достижением также стало закрепление договоренности о возможности подготовки Соглашения об облегчении визового режима для граждан РК и ЕС одновременно с двусторонним соглашением о реадмиссии. Это должно было укрепить двусторонние связи в экономической, гуманитарной, культурной, образовательной и иных областях.

Соглашение содержит главу, направленную на обеспечение сотрудничества в сфере регулирования технических барьеров торговли и обеспечения транспарентности. Она призвана сократить существующие различия в области технического регулирования, законодательной метрологии, стандартизации, оценки соответствия, аккредитации, надзора за рынком, а также предусматривает гармонизацию технических регламентов, стандартов и процедур. Положительным моментом применения этой главы является возможность проведения переговоров по соглашениям об оценке соответствия и признания промышленной продукции для сфер, в которых достигнута гармонизация. При этом результаты оценки соответствия будут взаимно признаваться.

Стороны уже приступили к активной работе по реализации экономического блока соглашения и его раздела «Торговля и предпринимательство». Проводится упорядочение технических регламентов, дальнейшее упрощение процедур торговли, осуществляется активное сотрудничество по санитарным и фитосанитарным вопросам, решаются вопросы интеллектуальной собственности. Осуществляется согласование двусторонних ветеринарных сертификатов, имеющих важное значение для свободного передвижения товаров животного происхождения.

Глава по таможенному сотрудничеству определяет сферы профильного взаимодействия - сотрудничество в области установления прогрессивных таможенных процедур, улучшение таможенного законодательства и таможенных операций в соответствии с международными стандартами.

Протоколом о взаимной административной помощи по таможенным вопросам закреплены взаимные обязательства, которые положительно скажутся на работе наших таможенных органов, так как определяют обязательные условия взаимодействия таможенных органов Казахстана и Евросоюза. Установление четких правил позволит ускорить прохождение таможенной очистки товаров как для экспортеров, так и для импортеров.

 

Торговля и финансы

Отдельная глава соглашения посвящена вопросам свободной конкуренции, развитию и соблюдению ее принципов.

Предусматривается обеспечение прозрачности в сфере предоставления промышленных субсидий путем обмена раз в два года информацией о законодательной базе в сфере субсидирования, включая цели субсидий, их длительность, форму и, где возможно, сумму и получателей. Примечательно, что в соглашении 1995 года вопросы конкуренции не рассматривались столь детально в рамках отдельной главы, а нормы, касающиеся конкуренции, эпизодически упоминались в различных статьях по тексту документа.

Немаловажными положениями нового соглашения стали договоренности в сфере государственных закупок. Соглашение 1995 года также не содержало отдельной главы, посвященной госзакупкам. Договоренности сторон ограничивались рамочным положением, которое предусматривало лишь сотрудничество «в создании условий для открытого и основанного на принципах конкуренции предоставления контрактов по товарам и услугам, в частности, путем объявления тендеров».

В связи с этим новое соглашение выводит наше сотрудничество с Европейским союзом в области государственных закупок на более интегрированный уровень. Соответствующая глава регулирует закупки, осуществляемые для государственных целей, а не для целей коммерческой продажи и перепродажи. Она предусматривает, что закупки могут проводиться как в электронном, так и в бумажном формате, за исключением аукциона, который должен проводиться в электронном формате.

Глава предполагает отсутствие дискриминации и ряд других положений, направленных на обеспечение конкуренции и прозрачности процесса государственных закупок. Она, по сути, является аналогом текста Соглашения ВТО по государственным закупкам, которое не является обязательным для присоединения при вступлении в ВТО. Основной принцип данного соглашения - предоставление национального режима иностранным поставщикам в государственных закупках.

В рамках вступления в ВТО Казахстан принял обязательство по инициированию переговоров по присоединению к Соглашению ВТО по государственным закупкам в течение четырех лет с момента вступления в организацию. Таким образом, все положения данной главы соглашения представляют собой режим «ВТО плюс» для Казахстана. Принцип национального режима и базовые подходы, предусмотренные этой главой, а также достигнутые договоренности, в том числе по ценовым порогам и переходным периодам, позволяют обоюдно обеспечить казахстанским и европейским поставщикам выход на соответствующие рынки государственных закупок на недискриминационных, прозрачных и предсказуемых условиях.

Начало действия нового соглашения знаменовало для обеих сторон значимую историческую веху взаимного сотрудничества, будет содействовать расширению горизонтов политического взаимодействия и углублению экономических связей, придаст новый импульс комплексному диалогу Казахстана с ЕС и государствами-членами Евросоюза как в двустороннем формате, так и на региональном, и глобальном уровнях.

 

Соглашение о партнёрстве

Двусторонние отношения между ЕС и Казахстаном регулируются Соглашением о расширенном партнерстве и сотрудничестве 2015 года (EPCA). Соглашение было ратифицировано Парламентом Казахстана в марте 2016 года. Европейский парламент ратифицировал соглашение 12 декабря 2017 года. Казахстан - первая страна Центральной Азии, заключившая EPCA с ЕС.

Соглашение об ассоциации вступило в силу 1 марта 2020 года. Оно регулирует 29 областей сотрудничества, включая торгово-экономические отношения, взаимодействие в области транспорта, энергетики, изменения климата, космоса и так далее.

Казахстан также является частью Новой стратегии ЕС по Центральной Азии, которая была принята в 2019 году.

Особенно хотелось бы отметить содержательное взаимодействие РК - ЕС на уровне представителей законодательной власти. В Парламенте нашей страны и Европарламенте действуют «Группы дружбы Казахстан - Евросоюз». Деятельность парламентариев призвана расширить междепутатские контакты посредством проведения профильных встреч, заседаний круглых столов, брифингов и культурных мероприятий.

 

Совет сотрудничества

Совет сотрудничества между Казахстаном и ЕС собирается ежегодно и является органом по выполнению двустороннего соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Совет сотрудничества и Казахстан обсуждают многие вопросы, представляющие взаимную важность, такие, как политические, судебные и экономические реформы, верховенство закона, торгово-экономические отношения и региональная стабильность.

В ходе 15-й сессии, состоявшейся 4 октября 2016 года, совет приветствовал Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве. В ходе 18-й сессии совета, состоявшейся в мае 2021 года, ЕС приветствовал прогресс, достигнутый в реализации Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстаном (EPCA), а также ратификацию Казахстаном Второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, и подчеркнул необходимость быстрой реализации объявленного Казахстаном «третьего этапа политической реформы» для демократизации общества.

 

Динамика иностранных инвестиций

С 2002 года ЕС превратился в крупнейшего торгового партнера Казахстана, являясь пунктом назначения более 41 процента его экспорта. В 2007 году 80 процентов этого экспорта составляли в основном нефть и газ. В том году импорт товаров ЕС из Казахстана составил 13,35 миллиарда евро, а услуг - 1,52 миллиарда евро. Экспорт товаров ЕС в Казахстан составил 6,04 миллиарда евро, а услуг - 1,92 миллиарда евро.

Более половины общего объема торговли Казахстана приходилось на ЕС — около 53,4 миллиарда долларов в 2013 году и 28,4 миллиарда долларов - в первой половине 2014 года. Более половины валовых прямых иностранных инвестиций Казахстана, или почти 100 миллиардов долларов, поступило из стран ЕС. Объем торговли с ЕС составил 31 миллиард евро (36 процентов). По словам бывшего вице-президента Европейской комиссии Гюнтера Эттингера, на 27 стран ЕС пришлось 44 процента от общего объема прямых иностранных инвестиций, направленных в Казахстан за последние 15 лет, что составило 157 миллиардов долларов.

Получив поддержку ЕС в вопросе вступления, Казахстан присоединился к Всемирной торговой организации в качестве 162-го государства-члена в ноябре 2015 года.

Казахстан, ЕС и Центр международной торговли запустили в декабре 2020 года региональный проект Ready4Trade Central Asia. Одним из ключевых его направлений является разработка всеобъемлющего законодательства в области электронной торговли, которое планируется внедрить в Казахстане при содействии ITC и Конференции ООН по торговле и развитию.

Более 50 процентов прямых иностранных инвестиций в Казахстан поступает из стран Европейского союза: Нидерланды - 90,4 миллиарда долларов, Швейцария - 25,8 миллиарда, Франция - 16,1 миллиарда, Италия - 8,7 миллиарда, Бельгия - 7,6 миллиарда и Германия - 5,2 миллиарда долларов.

В Казахстане зарегистрированы более 4000 компаний с европейским капиталом и более 2000 совместных предприятий.

С участием компаний ЕС в Казахстане в настоящее время реализуются около 20 крупных инвестиционных проектов на сумму порядка девяти миллиардов долларов. Экспорт казахстанских углеводородов вносит важный вклад в диверсификацию поставок энергоресурсов в Европейский союз.

 

Сотрудничество в области зелёной экономики

В 2015 году Европейский союз и Казахстан запустили Проект по поддержке перехода Казахстана к модели зеленой экономики. Проект финансируется Европейским союзом и реализуется Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в качестве ведущей организации в партнерстве с ЕЭК ООН.

Во время 18-го заседания Совета сотрудничества ЕС-Казахстан, состоявшегося в мае 2021 года в Брюсселе, ЕС выразил заинтересованность в расширении сотрудничества в таких областях, как «охрана окружающей среды, достижение углеродной нейтральности и борьба с изменением климата».

ЕС также финансирует проект ранней фазы в поддержку устойчивого туризма в стране, который фокусируется на «практиках устойчивого потребления и производства в секторе туризма» в Казахстане.

 

Диалог по правам человека

В апреле 2008 года Казахстан и ЕС подписали соглашение о начале диалога по правам человека.

Диалоги по правам человека являются инструментом внешней политики ЕС и предназначены для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, и расширения сотрудничества в области прав человека, а также для запуска инициатив по улучшению соответствующей ситуации с правами человека. В соответствии с этим соглашением ЕС провел свои первые структурированные диалоги по правам человека с Казахстаном в октябре 2008 года. Последний диалог по правам человека между ЕС и Казахстаном состоялся в ноябре 2020 года.

Европейский союз оказывает экономическую и техническую помощь Казахстану через Европейский инструмент по демократии и правам человека. ЕС выделяет один миллион евро в год на различные проекты в Казахстане, которые поддерживают текущие правовые реформы Казахстана и усиление роли гражданского общества.

 

Сотрудничество в судебной сфере

Казахстан и ЕС запустили трехлетний проект под названием «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане» (EUCJ) в октябре 2015 года. Общий бюджет проекта, выделенный ЕС, составил 5,5 миллиона евро. Европейский суд по правам человека стремился продвигать верховенство закона и реформировать судебную систему Казахстана. На конференции, посвященной завершению проекта, стратегический директор EUCJ Билл Мазер отметил: «Все цели проекта достигнуты... и были выполнены досрочно».

Во время ежегодного заседания Подкомитета по правосудию и внутренним делам, состоявшегося в ноябре 2020 года, официальные лица ЕС приветствовали заявления Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о новом этапе реформ, направленных на улучшение «правоохранительных органов, судебной системы и приоритизации прав человека», и подчеркнули важность независимой системы правосудия.

 

Культура и образование

В июне 2020 года в Брюсселе открылся казахский культурный центр «Тіл қазына». Он был создан для содействия культурному обмену и сотрудничеству посредством проведения языковых курсов, организации различных семинаров и практикумов по казахскому искусству и кухне.

Казахстан стал основным бенефициаром программы ЕС Erasmus+, объем которой составил 115 миллионов евро для сотрудничества в области высшего образования с Центральной Азией на период 2014-2020 годов.

Подготовил Юрий ЕФИМОВ

Самые читаемые статьи недели: