Меню

«Бэла. Герой нашего времени»

Театральная премьера показала связь культур и поколений

«Бэла. Герой нашего времени» «Бэла. Герой нашего времени»

В Жамбылском областном русском драматическом театре в минувшие выходные прошла премьера спектакля «Бэла. Герой нашего времени», приуроченная к 210-летию великого русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова.

 

Режиссером-постановщиком стала Милена Нестерова из Москвы, выпускница Российского государственного института театрального искусства - ГИТИС, а художником-постановщиком выступил Эдуард Жолнин из Санкт-Петербурга, выпускник Российского государственного института сценических искусств. Оба прибыли в наш регион по специальному приглашению в рамках культурного сотрудничества и реализации международного творческого проекта «ГИТИС: русская театральная школа за рубежом».

Напомню лермонтовский сюжет. Сосланный на Кавказ русский офицер-прапорщик Григорий Печорин (актер Данияр Кенжебеков) познакомился и подружился там со штабс-капитаном Максимом Максимычем (его роль исполнил актер Анатолий Просалович). Тот знакомит Печорина с семейством местного князя, у которого есть сын Азамат и дочь - красавица Бэла (актриса Жансая Оразымбетова). Не влюбиться в черкешенку просто невозможно: та мила, стройна, нежна, грациозно танцует и хорошо поет. Для вечно скучающего Печорина, разбалованного светскими балами и красавицами, Бэла - словно свежее дыхание, воплощение чистоты и дикарской первозданности.

Но Бэла нравится также черкесу и разбойнику Казбичу (актер Евгений Орлов), у которого есть быстроногий конь Карагёз - зависть и мечта для всех джигитов-наездников, особенно для Азамата. Кстати, артист Адилет Кулмурзаев так искусно сыграл роль Азамата, что все зрители в зале искренне сочувствовали его неподдельной страсти. Желание иметь коня пересилило в нем понятия о чести и законах гор, на этом чувстве и сыграл хитрый Печорин. Он подговаривает Азамата выкрасть из дома сестру. Печорин же крадет у Казбича его коня и передает его в обмен на Бэлу. Затем коварный соблазнитель начинает подкупать черкешенку подарками, подступает к ней с уговорами, когда все это не действует, говорит: «Что ж, я уеду! И пусть найдут меня шальная пуля или шашка». Азарт Печорина столь силен, что он даже заключает пари с Максимом Максимычем, что через неделю Бэла будет в его власти. Бэла сдается, в ней начинает просыпаться любовь к Печорину, а тому моментально становится неинтересно и скучно. Такова, мол, как он сам объясняет, его двойственная сущность - противоречить себе во всем хорошем и светлом. В итоге, Печорин начинает избегать общества бедной черкешенки, ходить на охоту и то ему милее, пропадая там по нескольку дней. Пока Бэла сидит пленницей в крепости у русских военных, от рук мстительного Казбича погибает ее отец-князь. В итоге идти теперь девушке совсем некуда. И однажды на крепостном валу и ее замечает разбойник Казбич, а потом подкарауливает как-то у горной речки и убивает кинжалом. Ну, а Печорин, недолго печалясь, едет себе дальше путешествовать…

В романтической драме «Бэла. Герой нашего времени» хочется отметить слаженную игру всех жамбылских актеров. Например, музыкой и звуковыми эффектами спектакль наполнил актер Тимур Романюк. Роль духанщицы, служанки Бэлы, талантливо сыграла актриса Надежда Новикова, а в роли часового крепости правдоподобно выступил Самат Махамбетов. В эпизодах замечательно исполнили свои роли местных жителей Нугайша Ибадильдаева, Иван Иванов, Аяжан Несипбаева, Арайлым Байбосын и Мария Володарец. Ну и, конечно же, главные герои были неподражаемы: роли сыграны убедительно и достоверно. Режиссер Милена Нестерова сохранила и рассказчика - самого писателя Михаила Юрьевича Лермонтова, в его роли выступил артист Виктор Майнашев.

Хорош был и такой творческий прием, когда вместо коня применили просто полотно в виде кинопленки, где в кадрах изображены скакуны. И в это полотно, словно в восточный ковер, заворачивают Бэлу, когда похищают.

- Спектакль с первых минут увлекает зрителей своей и простотой режиссерских, художественных решений, и одновременно заставляет задуматься над многими философскими вопросами о смысле жизни, ее ценности, - сказала одна из зрительниц Мария Минайдарова.

Лариса ГУБАШЕВА,
фото Юрия КИМА

Самые читаемые статьи недели: