Меню
Сегодня, 20:39 / Знамя труда / Актуально

Заполнить пустоты

Некоторым сферам Казнета необходим новый контент

Заполнить пустоты Заполнить пустоты

В прошлом году Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил увеличить долю казахоязычного контента в медиасфере. В этом направлении работают государственные органы, реализуются частные инициативы, однако высокую заполняемость демонстрируют далеко не в каждом сегменте.

 

О том, какая работа проведена в этом направлении, недавно рассказала министр культуры и информации РК Аида Балаева. По ее словам, сегодня востребованность казахского языка растет.

- Этот вопрос, в первую очередь, регулирует рынок. Мы, конечно, заинтересованы, потому что сейчас казахский язык востребован. 80 процентов аудитории пользуются контентом на нем. Я сегодня могу заявить, что кино, искусство - это государственный язык. Рынок на это ориентируется, и мы работаем в этом направлении, вся наша продукция выпускается на казахском языке, - сказала Аида Балаева.

Стоит отметить, что наиболее перспективное и важное направление развития языка - это заполнение онлайн-пространства. Сегодня интернет-контент на казахском языке становится неотъемлемой частью цифрового пространства Казахстана. Его развитие связано не только с задачей популяризации родного языка, но и с укреплением национальной идентичности, расширением образовательных возможностей и обеспечением доступа к информации на государственном языке.

Это важно, так как создание качественного контента на казахском языке позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, поддержание актуальности языка в цифровую эпоху помогает сохранить его жизнеспособность среди молодого поколения. Создание образовательных ресурсов на казахском языке обеспечивает доступ к знаниям для студентов, школьников и взрослых, говорящих преимущественно на нем. Не стоит забывать и о том, что интернет-контент становится каналом для распространения новостей в сфере казахской культуры, музыки, литературы и искусства. Для государства это важно, так как локализация продуктов и услуг на казахском языке стимулирует внутренний рынок и делает продукты доступными для более широкой аудитории.

Стоит отметить, что казахоязычный Интернет уже сегодня можно условно поделить на конкурентную и неосвоенную части. Например, если речь идет об образовательном контенте, то в любой момент вы можете найти множество материалов. Онлайн-курсы, учебные материалы и платформы для самообразования пользуются популярностью. Конечно же, всегда есть место для реализации новых идей, но заходить на рынок, переполненный конкурентами, новым игрокам будет нелегко. К освоенным сферам также можно отнести медиа и новости. Казахоязычные сайты, такие, как Tengrinews, Baq.kz, Nur.kz, активно привлекают аудиторию, заинтересованную в актуальных новостях.

Немало интересного и в направлении культурно-развлекательного контента. Музыка, видео на YouTube, блоги и подкасты активно выпускаются на казахском языке, привлекая как местную, так и международную аудиторию. На казахском языке вы можете найти также информационные порталы, связанные с деятельностью государственных органов, такие, как egov.kz. Они предлагают контент на казахском для упрощения использования гражданами государственных услуг.

Самая высокая конкуренция же сегодня в социальных сетях. В TikTok и Instagram работают сотни блогеров на казахском языке, соревнующиеся за внимание молодежи, и контента на государственном языке здесь генерируется столько, что самостоятельно охватить весь не получится.

В контексте обсуждения этой темы, конечно же, наиболее интересна обратная сторона медали - сферы, которые пока недостаточно наполнены контентом, где двери открыты для новых идей, предложений и проектов.

В первую очередь это научно-популярные ресурсы. Статьи и видео, посвященные науке, технологиям, истории, пока представлены в ограниченном объеме. Статьи и познавательные ролики на казахском можно найти, но чаще всего это будет перевод зарубежных англо- или русскоязычных видео. Но даже таких адаптаций слишком мало, не говоря уже об оригинальном контенте.

Также пользователи сетуют на недостаток научной литературы на казахском языке. Руководства, обучающие материалы и специализированная литература по многим отраслям на казахском языке развиты слабо. Поэтому наши граждане в лучшем случае смотрят видео на английском и русском языках.

Стоит отметить, что пока электронная коммерция относится к категории «недозаполненной». Магазины и платформы, предлагающие услуги и товары, не всегда поддерживают казахский язык на высоком уровне, однако в соответствии с новой редакцией законопроекта «О защите прав потребителей» перевести интерфейс на казахский язык обяжут все маркетплейсы в стране.

Специалисты отмечают, что для успешного развития казахоязычного Интернета важно сосредоточиться на этих главных направлениях.

Нужно помнить, что наполнение Интернета качественным контентом на казахском языке - требование времени, это инвестиция в будущее, которая способствует сохранению языка, развитию экономики и повышению образовательного уровня общества.

Алексей ПОЛЯКОВ

Самые читаемые статьи недели: