Недавно в Сети завирусилась история Айданы Едилбеккызы, которая придумала интересный способ изучения казахского языка. С помощью нейросети она стала создавать комиксы, которые прививают любовь к чтению и кино.
Айдана учится на третьем курсе филфака Кызылординского университета имени Коркыт Ата. Будущий учитель казахского языка и литературы хочет стать педагогом-новатором и проводить уроки творчески.
- Если каждый из уроков будет не похожим один на другой, тогда школьники будут тянуться к знаниям. Я люблю родной язык, казахскую литературу и хочу, чтобы и моим ученикам они были интересны. Поэтому ищу новые способы и решила использовать искусственный интеллект. Первые свои комиксы я опубликовала в Instagram, после чего мне стали писать из Казахского национального педагогического университета имени Абая города Алматы и Университета Шакарима из города Семей. Сейчас студенты этих вузов используют мои комиксы на практике в школах, - рассказывает Айдана Едилбеккызы.
Она убедилась в том, что комиксы помогают быстрее учить новые слова. Описания и диалоги лаконичны, изображения и текст взаимосвязаны. Это помогает пополнять словарь, да и новый материал лучше запоминается. Информацию можно разбить на несколько интересных кадров с рисунками, и она воспринимается лучше, чем сплошной текст. Так можно запоминать информацию из каких-либо научных статей или учебников. В комиксе можно разместить QR-коды для перехода на дополнительные материалы и видеоуроки.
Как рассказывает Айдана, комиксы пишутся в разных жанрах - это может быть драма, фантастика, новелла, комедия, мелодрама, сказка. Айдана выбрала фантастику. Для своей первой работы она взяла произведение казахстанского писателя-фантаста Жунуса Сахиева «Прятки на Луне».
- В рассказе есть эпизоды, которые я сделала нестандартными, например, на Луне люди ходят не в скафандрах, а в классической одежде. Их автомобили – не спутники или летающие тарелки, а обычные авто. Сюда же добавила мемы. Сейчас не все ученики хотят читать длинные произведения, и комиксы помогают полюбить чтение. На самом интересном месте история заканчивается, и далее идет ссылка на продолжение, - поясняет Айдана Едилбеккызы.
Если тема увлекательная, то ученик с удовольствием перейдет по ней и будет читать уже полное произведение в Интернете. Возможно, захочет найти эту книгу в библиотеке и заказать онлайн.
- Многие думают, что комиксы - это бесполезное дело, но они учат читателей мыслить нестандартно, расширять кругозор и воображение, приобщают к искусству, развивают критическое мышление. Комиксы, как и книги, можно обсуждать, устраивать дебаты. Многие думают, что молодежь не читает книг, никакими комиксами не заинтересуешь. Но это не так. Я уже три года учусь в вузе, хожу в библиотеки и вижу, что читальные залы не пустуют, всегда есть посетители - школьники младших классов, старшеклассники и студенты, - продолжает Айдана Едилбеккызы.
По ее словам, еще зарубежные педагоги Борис Зив, Скотт Уильямс и Отто Шмидт отмечали, что юмор может эффективно использоваться в учебе.
- Они доказали, что шутки улучшают успеваемость. Японская исследовательница Норико Нагата заметила, что японские комиксы и мультфильмы манги закрепляют знания учеников и даже студентов и делают лекции более увлекательными. Следовательно, обучение ими повышает качество знаний. В Казахстане же иллюстрированные рассказы в школах стали использовать всего 10 лет назад. Я пришла к ним благодаря участию в проекте известного в Казахстане ученого-социолингвиста Амана Абасилова, и под его чутким руководством появился мой первый проект, - говорит Айдана.
Студентка сейчас работает над сайтом, где собраны комиксы по мотивам произведений Ибрая Алтынсарина, Жунуса Сахиева, Дулата Исабекова, Бердибека Сокпакбаева и по мотивам народных сказаний. Уже сейчас все, что есть на сайте, могут использовать учителя 5-8-х классов для своих уроков. В будущем Айдана будет делать комиксы для уроков истории, химии, финансовой грамотности, физики.
По публикациям сайта Zakon.kz