Меню

Выдающийся востоковед

Он открыл тайны и разгадал гипотезы Жамбылской земли

Выдающийся востоковед Выдающийся востоковед

В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения Василия Бартольда, одного из самых авторитетных исследователей Средней Азии и Казахстана. Благодаря его трудам были найдены доказательства того, что Тараз является одним из самых древних городов на Великом Шелковом пути. И сегодня его работы остаются основополагающими для современных историков.

 

Академик Василий Владимирович Бартольд (1869-1930) - русский востоковед, арабист, исламовед, историк и филолог, переводчик - родился в Петербурге в зажиточной семье биржевого маклера немецкого происхождения. После гимназии (1887) поступил в Петербургский университет на факультет восточных языков и по окончании (1891) там же занимался преподавательской и научной деятельностью, получил звание профессора. Ему присуждена ученая степень доктора истории Востока (1900) за двухтомную монографию «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (1898-1900), ранее был труд «О христианстве в Туркестане домонгольского периода» (1894). Он был избран членом-корреспондентом Академии наук (1910), а затем и академиком (1913).

Материальная обеспеченность позволяла ему в дальнейшем пополнять свои знания и за рубежом, а также осуществлять поездки с научной целью и путешествовать как в европейские и восточные страны, так и в Среднюю Азию и Казахстан.

В качестве востоковеда, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, побывал во многих странах Европы и Востока. Его труды составили девять томов, среди которых следует отметить исследования по истории Средней Азии (киргизов, таджиков, турк­менов, кочевых узбеков Дешт-и Кипчака и других) и Казахстана, Арабского халифата, Ирана, по которым собраны богатый материал и обобщения, ислама, истории востоковедения и другие.

В них В. Бартальд анализировал сведения древних арабских гео­графов и путешественников, рукописи средневековых ученых, рассматривал исторические события по различным источникам, делал выводы, давал свои толкования и предположения при обнаружении противоречивых сведений по истории различных ханств, улусов, правителей, находил противоречия в определениях, фактические несоответствия.

Среди известных востоковедов был единственным, кто изучил текст лондонской рукописи на персидском языке семитомного труда Махмуда ибн Вали «Бакхр ал-асрар», шестой том которого посвящен Чингисхану и его потомкам. В нем немало исторических сведений, касающихся государств Средней Азии и Казахстана.

Изучая историю востоковедения, опубликовал капитальный труд «История изучения Востока в Европе и в России» (1911, 2-е изд. 1925 г.), «Обзор деятельности факультета восточных языков Петербургского университета за 1855-1905 гг.» и другие. Был одним из основателей русской школы востоковедов, Русского комитета (1902), целью которого было изучение истории, этнографии, культуры народов Средней Азии и Казахстана, также возглавлял Коллегию востоковедов.

Изучал не только памятники древней письменности, но и архитектуры. Среди первых археологических исследователей в Казахстане наряду с В. Радловым и П. Лерхом значится и имя В. Бартольда. В 1893-1904 годах побывал в Средней Азии и Казахстане. Он осмотрел и исследовал архитектурные памятники, расположенные на территории от города Чимкента до Аулие-Аты (ныне Тараз), а также на берегах исторических рек Талас и Чу (Шу), побывал в Чуйской и Заилийской долинах, в Сыганаке, Жаркенте.

В 1893 году провел исследование и описал городище Акыртас - там его заинтересовали камни с орнаментом. Также обследовал городище Тараз. В древнем городе Аулие-Ата - мавзолеи Карахана и Айши-биби, Дауытбека, Тектурмаса. Именно он обнаружил и расшифровал надписи на арабском языке с именем погребенного и датой смерти (1262) на надгробии в виде каменной ступенчатой пирамиды в мавзолее Шамансура (XIII век) на территории рабада древнего Тараза недалеко от мавзолея Карахана.

Провел раскопки в городище Аулие-Бастау (Бартольд называл его Абу-Ур-Рахман) на вершине северного склона горного хребта Улькул-Бурул-тау и святой источник Аулие-Бастау (Абдурахман), который дает начало небольшой речке, впадающей в озеро Биликуль. Он также выявил городище Ох-Хум на территории бывшего колхоза «Трудовой пахарь» Свердовского района (ныне Байзакский район).

В честь юбилея знатока Востока и исследователя архитектурных памятников Жамбылской области и Тараза областное общество немцев, возглавляемое Александром Гибнером, совместно с областным историко-краеведческим музеем провело юбилейное заседание клуба Ein Blick in die Geschichte, посвященное Василию Бартольду.

В 1898 году В. Бартольд опубликовал книгу «Очерк истории Семиречья». В ней рассмотрел историю племен, населявших обширную территорию, их образ жизни, разногласия между правителями за виды кочевой и оседлой жизни, в частности, приводит эпизоды их схода на Таласском курултае 1269 года; он отмечает, какое решение они приняли: «... поделим справедливо летние и зимние пастбища и поселения в горах и степях, потому что эта область крайне опустошена и невозделана. ... впредь селиться в горах и степях и не бродить вокруг городов, не выгонять животных на нивы и не предъявлять райаятам (земледельцам) несправедливые требования». Также в его трудах нашли отражение и вопросы этногенеза и социальной истории казахов, происхождение кипчаков, распространение мусульманства и др.

Ученый был убежден, что на месте города Верного (Алма-Аты) существовал средневековый город. В архивах сохранились сообщения первого инженера-архитектора Верного И. В. Груде о состоянии развалин древнего города, обнаруженных недалеко от города, подготовленные специально для В. Бартольда. Впоследствии он написал «Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893-1894» (Записи АН, серия 8, т. 1, 1897г.), где упоминает свои открытия и обследования таких исторических памятников, как развалины городища Абу-Ур-Рахман (ныне Аулие-Бастау недалеко от села Аккуль), где сам производил раскопки, городище Туймекент на правом берегу реки Талас и другие.

Пребывая в Казахстане, он проявил себя не только в качестве ученого-исследователя, археолога, но и просветителя. Вместе с другими учеными-востоковедами способствовал развитию образования в Казахстане во второй половине XIX века, издав образцы народного творчества, словари, учебную литературу для национальных школ. Как ученый и преподаватель внес значительный вклад и в подготовку научных кадров для Средней Азии и Казахстана, одним из его учеников являлся академик А. Х. Маргулан. Он был инициатором создания в 1895 году Туркестанского кружка любителей археологии.

В. Бартольд был знатоком ислама, основательно изучил его историю. Изучая источники арабских геог­рафов X века, указывал, что тюрки, народ, чуждый исламу, долгое время были во вражде с мусульманами. И только в X веке небольшая часть приняла ислам на территории Узбекистана, а самая крупная часть из 200 тысяч шатров - в 960 году, предположительно в Семиречье в период Караханидского государства (известно из истории, что узбеки два столетия противились принятию ислама).

Он написал ряд авторитетных трудов по истории ислама: «Ислам», «Культура мусульманства» (1918), «Мусульманский мир» (1922), «Мусейлима» (1925), «Ислам и культура мусульманства» (1992) и др. В них произведен критический обзор важнейших трудов арабских и западноевропейских авторов, сверка мусульманских сведений; проанализировав отобранный фактический материал, по-новому осветил историю распространения и развития мусульманской культуры. В частности, тщательно изучив историю мусульманского Востока в средние и более поздние века, определил четкие грани между средневековой и новой историей мусульманства - начало XVI века, дав характерные отличия ислама и политического состояния государств в указанные периоды. В частности, о новой истории мусульманства он писал: «Мы видим мусульманскую державу «Великих Моголов» в Индии, затем Турцию и Персию... Различие между новой историей и историей ислама в средние века заключается именно в образовании этих трех мусульманских держав».

В. Бартольд также основал ряд журналов по исламу, был одним из организаторов первого Всесоюзного тюркологического съезда в Баку в 1926 году, на котором были и представители Алаш-Орды.

Он не только ученый-исследователь, но и переводчик с арабского и персидского языков древних рукописей по истории Востока и памятников тюркской письменности. В. Бартольд не только перевел книгу Стенли Лэн-Пуля «Мусульманские династии», но и произвел многочисленные исправления неточностей, допущенных автором. Книга издана в 1899 году. В 1922 году осуществил полный перевод на русский язык письменного эпического памятника огузских племен «Китаби деде Коркуд» («Книга моего деда Коркуда»), сохранившегося в двух рукописях -
Дрезденской и Ватиканской.

Под его руководством были переведены некоторые отрывки на фарси исторического труда «Тарих-и Шахрухи» Нийази (н.и. - Нияз Мухаммед ибн ашур Мухаммад Коканди), написанного по указанию кокандского хана Худояра в 1871-72 годах. Бартольд изучил и ввел в научный оборот безымянную рукопись сочинения «Мунтахаб ат-таварих-и Муини», дав ему название «Аноним Искандера», а в 1927 году установил имя автора - персоязычного историка XV века Муин ад-Дин Натанзи.

Большое научное значение имеют труды В. Бартольда по истории Средней Азии, в которых использован богатейший материал арабских, персидских и местных авторов. Его труд «Ученые Мусульманского Ренессанса», охватывающий период творческой деятельности ученого-мыслителя аль-Фараби, опубликован в 1966 году (6-й том соч.). Изучал он «Кодекс Куманикус», памятник кыпчакского (куманского) языка XIII-XIV веков, и считал, что по нему можно изучать средневековую историю Востока, а также «Огуз-наме» («Сказание об Огузе») - памятник о родословной тюрков-огузов, высказал свою версию об авторстве. Творчество тюркоязычного поэта и ученого Югнаки из древнего Туркестана (XII-XIII века), поэм Юсуфа Баласагуни «Кутадгу билиг» («Благодатное знание», 1069) также нашли свое отражение в исследованиях В. Бартольда. Следует отметить и труд «Киргизы. Исторический очерк» (1927).

Это был выдающийся востоковед, изучавший древние арабоязычные рукописи в разных странах, вошедший в историю Казахстана как востоковед, краевед, археолог и просветитель. Он написал основательные труды по истории Средней Азии и Казахстана.

Фатима ОРАЗБЕКОВА,
педагог-ветеран,
член Союза журналистов Казахстана

Самые читаемые статьи недели: