Современные мошенники - талантливые актеры и тонкие психологи, которые осваивают новые навыки, лишь бы усыпить вашу бдительность и обмануть вас. Они надевают сотни масок, преображаются до неузнаваемости, но, к счастью, работают почти по шаблонным сценариям.
Сайт Fingramota.kz подробно рассказывает, за кого могут себя выдавать обманщики.
«Сотрудники банков, правоохранительных органов»
Каждый год в Казахстане мошенники выманивают у доверчивых граждан миллионы тенге. Самая популярная роль среди них - «сотрудники службы безопасности банков». Они сообщают, что «произошла подозрительная транзакция» и просят якобы для ее отмены продиктовать код из SMS-сообщения. На самом деле это код для подтверждения перевода денег со счета жертвы.
Также часто мошенники выдают себя за сотрудников правоохранительных органов - полиции, МВД, КНБ - и под разными предлогами пытаются выманить секретную информацию у потенциальных жертв.
Совет: никогда не сообщайте коды из SMS-сообщений посторонним. Банки и сотрудники правоохранительных органов не звонят с требованием сообщить ваши личные данные - вся необходимая информация о вас у них давно уже есть.
«Госслужащие»
Тоже знакомая нам по множеству кейсов «роль»: мошенники звонят, представляясь, например, сотрудниками налоговой службы или электронного правительства «1414», и требуют срочно оплатить «задолженность», угрожая арестом счетов. Они отправляют ссылки на фальшивые платежные страницы, где пользователь вводит данные своей карты и впоследствии теряет деньги.
Об этой схеме в октябре 2024 года казахстанцев предупреждал Комитет государственных доходов. Мошенники звонили гражданам и сообщали, что у них якобы есть письмо из налоговой или предупреждали о блокировке счета. Чтобы записаться на очный прием для решения проблемы, гражданам предлагали забронировать онлайн-очередь. Затем их просили продиктовать код, поступивший на телефон с номера 1414, для завершения процесса «бронирования».
Совет: проверяйте задолженности только через официальный сайт eGov.kz или налоговый кабинет.
«Курьеры»
Схема, которую придумали мошенники, довольно изобретательная. Сначала к получателю - потенциальной жертве - приезжает курьер якобы из службы доставки цветов, он дарит букет от неизвестного отправителя и уезжает. Через несколько часов, а, возможно, и дней человеку звонят из той же службы и просят назвать цифры из SMS-сообщения якобы для отчетности. Если получатель выполнит инструкцию звонящего, то с его карты могут попытаться списать деньги. Или даже мошенники попытаются оформить на него кредит.
Похожая схема используется лжекурьерами при доставке товаров. Мошенники просят сообщить код из SMS-сообщения, чтобы принять или отказаться от посылки.
Совет: если вы не заказывали посылки, то не стоит их принимать. В случае с цветами тоже стоит проявлять осторожность. Не сообщайте никому свои персональные данные, включая SMS-коды.
«Близкие родственники»
Мошенники взламывают аккаунт в мессенджере и пишут родственникам владельца с просьбой срочно перевести деньги «на лечение» или «оплату штрафа». Порой такие аферисты звонят жертвам напрямую, притворяясь их родственниками, и говорят, что якобы попали в ДТП и нужна крупная сумма денег. А голос они подделывают с помощью искусственного интеллекта или пользуются тем, что в панике человек не всегда вдается в детали.
В прошлом году 86-летний житель Астаны едва не отдал мошенникам деньги: ему позвонила якобы его дочь, а на самом деле мошенница, и сообщила, что ей срочно нужна помощь, так как она попала в аварию. Попросила мошенница 700 тысяч тенге, но не получила их, так как преступную схему раскрыли столичные полицейские и задержали дроппера до того, как он передал сумму, полученную от пенсионера, мошенникам.
Совет: всегда перезванивайте родственникам сами, прежде чем переводить деньги.
«Работодатели»
На сайтах вакансий мошенники размещают объявления о работе с высокой зарплатой. После «собеседования» они просят оплатить «обучение», «страховку» или оформление документов, обещая присовокупить эти деньги к первой зарплате.
В Казнете раз за разом появляются одни и те же объявления, в которых несуществующая «Библиотека Казахстана» приглашает на работу наборщиков текстов, обещая высокую зарплату - от девяти тысяч тенге в день, а также гибкий график. На деле «библиотека» оказалась мошеннической схемой, в которой доверчивых граждан после небольшого собеседования просили оплатить страховку, а после поступления денег блокировали соискателей.
Совет: работодатель не имеет права требовать оплату за трудоустройство или обучение, поэтому, услышав такое требование, прерывайте разговор и сообщайте о происшедшем в полицию.
По публикациям сайта fingramota.kz
подготовила Лала ИСЛАМОВА