Меню

Вне конкуренции

Представитель редкой профессии - о себе и своём деле

Вне конкуренции Вне конкуренции

При постоянном росте стоимости горюче-смазочных материалов и активной пропаганде здорового образа жизни с каждым годом все популярнее становится езда на велосипеде. Для пользования им не нужны водительские права, велосипед нетрудно припарковать в подъезде жилого дома, техническое обслуживание его также не столь сложно, как у автомобиля или даже мотоцикла.

 

Тем не менее велосипед, при всей несложности его устройства, требует технического внимания и периодически ремонта. Мой нынешний собеседник - мастер по ремонту сверхлегкого транспорта Шухрат Аллабергенов, который имеет стаж работы уже более 30 лет.

- Заниматься ремонтом я начал с тех пор, когда родители мне в 12 лет подарили первый велосипед, - шутит собеседник. - Само собой, пришлось учиться самому устранять те или иные повреждения, возникающие при езде. Так понемногу научился устранять неисправности, находить недостающие детали, в общем приводить в порядок технику. Занимаюсь ремонтом, восстановлением и реставрацией велосипедов, самокатов, детских и инвалидных колясок, реже - мопедов. Сам я, конечно, - завзятый велосипедист, у меня четыре велосипеда на все случаи жизни.

- Сейчас у нас большой выбор такого вида транспорта, - продолжает мастер. - Самые распространенные - бюджетные - китайские, есть и российские, из дальнего зарубежья, стоимостью до миллиона тенге. Это с кевларовой нержавеющей, «вечной» рамой, коробкой скоростей, как у «Формулы-1» (это не шутка), с проходимостью как у джипа, только что нет кабины с кондиционером. Как говорится, на любой вкус и кошелек. Так что и чинить приходится разное…

- Какие же наиболее распространенные повреждения или поломки встречаются у сверхлегкого транспорта?

- Чаще всего - повреждения переднего колеса и вилки. Причина проста: у нас ведь в Таразе нет ни отведенных для велосипедистов дорожек, ни улиц, хотя этот вопрос поднимают, и даже обсуждают еще с конца 80-х годов прошлого века. Клиентов у меня много, в городе тысячи велосипедистов, их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд, а где всем нам приходится ездить? По обочинам, где должны быть тротуары, по разбитому асфальту или улицам без твердого покрытия, часто приходится переезжать через разные препятствия, бордюры. И если автомобили преодолевают все это без особых проблем (хотя, как повезет), то велосипедистам надо быть предельно внимательными: колдобина может повлечь серьезную аварию.

Считается, что велосипедистам не нужно сдавать экзамены на права, но вот сами правила дорожного движения они должны знать от и до. То, что оставит на борту легковушки вмятину, для велосипедиста грозит переломом костей. Да еще большинство водителей относятся к велосипедистам на дороге не как к коллегам, а как к помехе. Так что если мы хотим, чтобы в Таразе владельцы велотранспорта чувствовали себя комфортно, и их число росло быстрее, необходимо открывать и велодорожки, и улицы для их движения. Опыт в разных странах накоплен огромный, в том же Китае велосипедистов сотни миллионов, и всем есть место на дорогах. А в Голландии депутаты парламента на заседание ездят на велосипедах.

- А не боитесь, что тогда у вас появятся конкуренты и работы станет меньше?

- Не боюсь! Сейчас не модно работать руками, молодежь без посторонней помощи натяжения цепи не отрегулирует. Так что тем, кто выбрал востребованную рабочую специальность, место найдется наверняка, - уверен Ш. Аллабергенов, и переключается на злободневную тему. - То, что объявили о проведении Года рабочих профессий - это отлично. Тему нужно поднять, она суперактуальная. Но не хочется, чтобы все закончилось только пропагандой. Вот простой пример: говорят, что нужно поднять престиж таких профессий. Но встречный вопрос: а зачем работе, за которую хорошо и вовремя платят, обеспечивают достойные условия труда, какой-то «престиж»? На такое место и так желающих будет хоть отбавляй! Почему у нас в области столько людей всеми правдами и неправдами стараются попасть на вахтовые работы хоть к черту на рога, и по полтора месяца на жаре и холоде, вдали от семьи? Потому что там и зарплата в разы больше, чем на местных предприятиях (где тоже не особо много вакансий), спецодежда и за вредность - молоко, кефир. Вы много знаете таких предприятий в Таразе?

- Затрудняюсь сразу ответить… Кажется, на предприятиях химии.

- Вот. Я потому и выбрал такой бизнес индивидуальный, чтобы от хозяина не зависеть, что заработал - то мое. Вторая проблема - жилье для рабочих. Есть какие-то программы кредитования, но там все зависит от доброй воли работодателя, а ему это сильно нужно? Бизнесу желательны работники с опытом, без особых потребностей, с молодежью мало кто связываться хочет. Поэтому из области и идет отток молодежи в другие регионы, Алматы и Астану, или вообще за границу. Те, кто получил образование за пределами Казахстана, стараются там и остаться. Для того чтобы поднять престиж рабочих профессий, нужно сделать так, чтобы на казахстанских предприятиях частники давали достойную оплату труда и выгодный социальный пакет.

С другой стороны, сейчас поднимают налоги для бизнеса, значит, начнется новый виток ухода бизнеса в тень со всеми вытекающими последствиями. Зачем идти в строители, если, таксуя на «Яндексе», можно заработать столько же или больше, не на жаре или морозе, а в теплой кабине? Так что в Год рабочих профессий нужно решать очень много проблем, чтобы молодежь освоила дело мастера: каменщика ли, маляра-штукатура, кровельщика и так далее.

Юрий ЕФИМОВ

Самые читаемые статьи недели: