Стальные магистрали накалялись добела
В 1941 - 1945 годах железнодорожники достойно несли трудовую вахту, обеспечивая бесперебойное движение грузов. Железная дорога всегда была воплощением порядка и дисциплины, а в военное время - особенно.
В музее истории Жамылского локомотивно-эксплуатационного депо периоду Великой Отечественной войны отведено заметное место.
- С первых дней войны жизнь и желания всего коллектива отделения дороги слились в одном требовании: «Всё для фронта! Всё для Победы!» - рассказывает смотритель музея Валерий Беккужин. - Всех мужчин, работавших в депо, мобилизовали на фронт. Тогда поезда стали водить женщины. Но очень скоро выяснилось, что для них эта работа не подходит. Женщинам оказалось не под силу перекидать 10 тонн угля, необходимых для преодоления отрезка Джамбул - Тюлькубас.
Тогда было принято решение мужчин на фронт не призывать. Все они получили бронь. Но все равно на Джамбулском отделении дороги продолжали работать три паровозные бригады, полностью состоявшие из женщин. Их задачей стало обеспечение надежного движения поездов, поток которых резко возрос. Фронту требовались боеприпасы, техника, продукты питания. Машинисты часто не сходили с паровоза по трое суток. В тяжелых условиях войны коллектив дороги обеспечивал бесперебойную работу магистрали.
В числе участников трудового фронта были Кадырбай Айманов, Владимир Трохов, Тамара Петелько и Анастасия Воробьева. Сколько им требовалось стойкости и мужества, чтобы в любую погоду трудиться во имя Победы!
Чтобы поддержать страну в кровавой битве с врагом, жены железнодорожников и фронтовиков подписывались на займы, вносили деньги в фонд обороны, отдавали последнее, собирая посылки на фронт. Они внесли существенный вклад в строительство танковой колонны «Джамбулский колхозник». Об этом рассказывает газета «Коммунист» от 3 января 1943 года: «Рабочие и служащие станции Луговая собрали на постройку танков 45 тысяч рублей. Активное участие в сборе средств приняли домохозяйки. Домохозяйка тов. Османова внесла 600 рублей, т.т. Ерназарова, Аймамбетова, Култбекова - по 500 рублей каждая, тов. Найденова - 400 рублей».
Активно участвовали во всенародном патриотическом движении и рационализаторстве. «Из месяца в месяц вагонное депо Джамбул улучшает свою работу, - пишет «Коммунист» в июле 1943 года. - В апреле депо завоевало третье место на Турксибе. В июне вагонники добились новых производственных успехов. В первой декаде джамбулцы заняли на дороге второе, а во второй декаде июня - первое место…
…Рационализаторская мысль коллектива направлена на замену дефицитных деталей и частей и на изготовление их на месте. Большинство деталей и материалов, которые раньше завозились с заводов, сейчас вагонники изготавливают у себя в депо».
Многие машинисты и ремонтники показывали образцы труда, не уступающие по значимости воинскому подвигу. Все, что казалось трудным и невероятным в мирных условиях, стало вполне осуществимо в годы войны. Об этом рассказывается в апрельском номере газеты «Коммунист»: «На участке Турксиба Луговая - Тюлькубас отличной работой славится машинист Фатеев. Он успешно водит сверхтяжелые поезда, намного превышает техническую скорость, экономит топливо. Его паровоз никогда не заходит на межпромывочный ремонт.
Фатеев водит поезда из Луговой до Тюлькубаса. Это один из труднейших участков пути. Кочегарам и помощникам приходится работать особенно много. Как-то кочегар бригады Фатеева заболел. Но Фатеев и его помощник не ожидали замены, обошлись и без кочегара. Это не ухудшило работы. Фатеев и помощник Тулешов имели в этот рейс нагон 3 часа».
В те годы трудно было всем. Взрослые мужчины ушли на фронт. Женщины и девушки встали у станков, управляли тракторами и автомобилями. Но существовали такие участки работы, где без мужчин обойтись было нельзя. И тогда на помощь колхозам и совхозам приходили железнодорожники. Об этом мы узнали из заметки в «Коммунисте»: «Коллектив кузнечного и механического цехов депо Джамбул взялся изготовить для колхозов и совхозов нашей области 2,5 тыс. толкателей, 1000 шт. поперечных валов и много других деталей для тракторов. Значительная часть заказов уже выполнена. Кроме этого, железнодорожники послали своих товарищей во все районы области для оказания помощи в ремонте сельскохозяйственного инвентаря, улучшения политмассовой работы среди колхозников. В колхозы Чуйского и Свердловского районов из железнодорожного училища № 1 выехали 28 слесарей».
Пенсионер-железнодорожник Петр Тимофеевич Дубовенко в те годы тоже учился в Джамбулском железнодорожном училище. В ноябре 1943 года он был переведен в ФЗУ при локомотивном депо. Подростку едва исполнилось 16 лет, был он очень худым, но рослым, и потому, по мнению взрослых, мог справиться с работой кочегара.
- Я после первой своей смены так крепко уснул, что когда пришла моя очередь кидать уголь, меня долго разбудить не могли, - рассказывает пенсионер. - Но за этот труд выдавали дополнительные продукты питания, и я был рад трудиться. Хотя за один переход из Джамбула до Чокпака надо было перекидать семь-восемь тонн угля. Постепенно я втянулся, и ездить на паровозе даже понравилось. Так всю жизнь на железной дороге и проработал.
Что Петр Тимофеевич еще помнит, так это железную дисциплину на дороге. Любое нарушение каралось по законам военного времени. При отделении дороги были даже собственные тюрьма и камера предварительного заключения. Так что пьяные драки и опоздания здесь были редким явлением, а о происшествиях в 1943 году писала газета «Коммунист»: «… в среде железнодорожников ст. Джамбул еще есть немало разгильдяев и дезорганизаторов. 19 апреля машинист паровозного депо Усольцев напился пьяным и устроил драку возле конторы паровозного депо. Он не только сорвал поездку, но и опозорил весь коллектив депо.
Нельзя умолчать и о таком возмутительном случае. На днях начальник дороги приказал дежурному по отделению Деряткину срочно отправить 22 вагона срочного груза в Алма-Ата. Деряткин поручил это дело дежурному по станции Джамбул Васильченко, а последний - дежурному на путях Шубину. И на этом все успокоились. А получилось так, что Шубин приказ не выполнил, но доложил, что все сделано. В результате преступной безответственности Деряткина и Васильченко 22 вагона с грузом задержались более двух суток. Дезорганизаторы работы получили по заслугам. Начальник дороги Деряткину и Васильченко дал по 5 суток ареста, а Шубин переведен на низшую должность». Воровство каралось еще строже - тюремным заключением или штрафбатом.
Джамбулские железнодорожники в годы войны трудились не покладая рук и не смыкая глаз. Их успехи отмечались и на высшем уровне. В августе 1944 года решением ВЦСПС и Народного комиссариата путей сообщения СССР Туркестано-Сибирской дороге присуждено переходящее Красное Знамя НКПС. План погрузки Турксиб выполнил на 127 процентов, выгрузки - на 117 процентов. Перевыполнено также задание по сдаче порожняка и участковой скорости. В числе лучших названы Джамбулское отделение движения и Джамбулская дистанция пути.
После войны оставшиеся в живых и вернувшиеся все силы отдали восстановлению народного хозяйства, подняли страну из пепла, достигли невиданных успехов. Сегодня мы чтим их великий подвиг.
Людмила МЕЛЬНИК, Виктор БАРБАШ (фото)