Меню
14 февраля, 2025 / Лариса ГУБАШЕВА / Культура

Символ перемен

«Вишневый сад»: образ уходящей эпохи

Символ перемен Символ перемен

В Жамбылском областном русском драматическом театре состоялась премьера трагикомедии по пьесе Антона Чехова «Вишневый сад» в постановке приглашенного в Тараз режиссера, заслуженного деятеля искусств Республики Калмыкия Баатра Колаева. Художником-постановщиком премьеры стала отличник культуры Республики Казахстан Рахат Сапаралиева.

 

Действие пьесы происходит накануне русской революции 1905 года. Имение разоренной вдовы Любови Раневской (актриса Марина Просалович) выставили на торги. Купец Ермолай Лопахин (актер Иван Иванов) посоветовал ей вырубить вишневый сад и сдать землю в аренду. Но барыня без сада не видит свою жизнь. Тогда Лопахин выкупил имение и сам реализовал свой план. Раневская, обворованная еще и заграничным кавалером, приезжает в Россию из Парижа с дочерью Аней (актриса Ирина Энеева). А дома барыню встречают воспитанница и экономка Варя (Аяжан Несипбаева), к которой хочет свататься Лопахин, но в итоге все-таки не женится. Среди встречающих также брат Раневской - Леонид Гаев (актер Анатолий Просалович), бывший гувернер когда-то утонувшего сына Раневской и «вечный студент» Петя Трофимов (актер Тимур Романюк) и старый преданный слуга Фирс (его роль мастерски исполнил Бекназар Избасаров). Есть и несколько второстепенных, но важных в общей канве пьесы персонажей: горничная Дуняша (актриса Анна Коломейцева), за которой ухаживает конторский служащий Семен Епиходов (актер Виктор Майнашев).

В пьесе Антон Чехов показал конфликты и поколений, и социальных классов того времени - интеллигенции, рабочих, купцов, разночинцев, дворян. Видно, что режиссер Баатр Колаев мастерски управляет динамикой спектакля, избегая переизбытка эмоций и всякой фальши. Каждый элемент постановки служит для понимания внутреннего конфликта героев.

Даже эпизодические маленькие роли в пьесе обнажают глубокие назревшие проблемы общества. Зрители видят всего в долгах, но неунывающего соседа Раневской - Симеонова-Пищика (актер Самат Махамбетов), гувернантку Ани и старую деву, эксцентричную немку, но по сути человека без родины Шарлотту Ивановну (ее роли в разных актерских составах играют Ксения Майнашева и Мария Володарец). Старому лакею Фирсу противостоит молодой слуга Яша (актер Санжар Ботбайбек), который все стремится в Париж с Раневской. И прохожий (актер Евгений Орлов), и начальник станции (Данияр Кенжебеков), и аукционист (Адилет Кулмурзаев), и пастух (Павел Иванов) добавляют спектаклю спонтанности, динамики и особой атмосферы.

Зритель наблюдает за проникновенной драмой прощания с ушедшей эпохой, где перед героями встает болезненный выбор: продолжать жить в мире иллюзий, цепляясь за привычное, или принять перемены и рискнуть найти свое место в быстро меняющемся мире, остаться на Родине или уехать за границу. Тонкий психологизм и ироничный взгляд Антона Чехова на человеческие слабости делают «Вишневый сад» универсальной историей, трогательной и понятной для зрителей разных возрастов.

Заканчивается пьеса вырубкой сада и отъездом Раневской и Вари во Францию, других героев - в город. Аня остается с Трофимовым, который очень символично никак не может найти свои старые галоши, а ему дают чьи-то чужие. В имении остается только старый, верный, но больной и забытый всеми Фирс. При свечах он тихо сидит среди груды мебели, ворчит да вспоминает былые времена.

- Трагикомедия «Вишневый сад» - культурное событие, способное затронуть глубокие струны души. Думаю, каждый уйдет из зрительного зала с множеством вопросов, размышлений и, возможно, новыми взглядами на свою жизнь. «Вишневый сад» в драме - символ и страдающей от жестоких перемен Родины, и образ уходящего старого времени, многие герои которого не могут подстроиться под новые реалии, - поделился впечатлениями студент Жамбылского индустриально-технологического колледжа Рашид Мустафин.

Лариса ГУБАШЕВА,
фото Юрия КИМА

Самые читаемые статьи недели: