На брифинге в региональной службе коммуникаций об итогах работы в первом квартале текущего года сообщил руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей по Жамбылской области Еркин Елшибеков.
В первом квартале 2025 года в департамент торговли и защиты прав потребителей Жамбылской области поступило 409 обращений, что на 183 больше, чем в аналогичный период прошлого года. Прирост числа обращений составил 81 процент. Из них по сфере защиты прав потребителей поступило 279 обращений, что на 65 больше, чем за аналогичный период прошлого года (214).
В целом такие изменения могут свидетельствовать о повышении осведомленности граждан о своих правах или об улучшении доступа к различным каналам подачи обращений.
Из общего числа обращений в первом квартале 261 подано в письменной форме, 44 - через прием граждан, 81 - на телефон горячей линии, 22 через Telegram-бот, один потребитель обратился непосредственно к руководителю.
Основная сфера жалоб потребителей - это розничная торговля со 104 обращениями, или 37,3 процента от общего числа. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество обращений по розничной торговле снизилось на 13,2 процента (90).
При этом основными проблемами остаются отказ от обмена или возврат товара ненадлежащего качества в течение 14 календарных дней.
За первый квартал 2025 года наблюдается значительный рост жалоб в сфере электронной торговли - на 86,2 процента (с 29 обращений в первом квартале 2024 года до 54 в 2025-м).
Также стоит отметить стремительный рост обращений в сфере образовательных услуг. За первый квартал 2025 года поступило 22 жалобы, что почти в 4,5 раза больше, чем в аналогичном периоде 2024 года (пять обращений). Все услуги оказывались в онлайн-формате, и заявители выражали недовольство качеством преподавания, а также отказами преподавателей от расторжения договоров. Этот рост может указывать на усиление интереса и обеспокоенности потребителей качеством онлайн-образования, а также на возможные проблемы с договорными отношениями в этой сфере.
В первом квартале текущего года департаментом торговли и защиты прав потребителей проведено 60 внеплановых проверок субъектов бизнеса по заявлениям потребителей. В том числе в сфере торговли - 52 проверки (превышение субъектом внутренней торговли размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары), в сфере защиты прав потребителей - восемь проверок (непредоставление ответа на претензию потребителя и необеспечение обмена-возврата товара ненадлежащего качества). В результате проверок выявлено 46 нарушений.
Наложено 44 административных взыскания в виде предупреждений, взыскано два штрафа на общую сумму 147,5 тысячи тенге.
Подготовил Юрий ЕФИМОВ