Меню
Сегодня, 12:36 / Знамя труда / Комментарии

Баланс интересов

Итоги работы с естественными монополиями

Баланс интересов Баланс интересов

В центре внимания на брифинге в региональной службе коммуникаций были тарифное регулирование, контроль соблюдения законодательства о естественных монополиях, обеспечение баланса интересов между потребителями и субъектами естественных монополий, а также прозрачность и публичность регулирующих процедур.

 

Руководитель департамента Коми­тета по регулированию естественных монополий Министерства нацио­нальной экономики РК по Жамбылской области Алмат Абдрай­хан рассказал о ключевых направлениях деятельности ведомства.

- Мы нацелены на справедливую тарифную политику, доступность услуг для населения и открытый диалог с обществом. Все решения принимаются с учетом интересов как потребителей, так и самих субъектов естественных монополий, - заявил Алмат Абдрайхан.

По его словам, на территории Жамбылской области в местный регистрационный раздел включены 39 субъектов естественных монополий, предоставляющих 59 видов услуг: водоснабжение, водоотведение, транспортировку природного газа, подачу воды по каналам, производство и распределение тепловой энергии, эксплуатацию подъездных железных дорог и передачу электроэнергии.

- С начала 2025 года поступило 50 заявок на утверждение тарифов от 19 субъектов естественных монополий и два уведомления о повышении предельной цены от субъектов общественно значимых рынков. В результате рассмотрения было утверждено 17 тарифов, согласовано повышение предельной цены по двум заявкам, по девяти заявкам отказано, 20 заявок отозваны самими заявителями, а семь остаются на рассмотрении. В ходе анализа исполнения инвестиционных программ и тарифных смет за 2024 год был выявлен необоснованный доход у двух субъектов естественных монополий в общей сумме 346 тысяч тенге с учетом ставки рефинансирования: ТОО «Казфосфат» - 185 тысяч тенге и коммунальное государственное предприятие «Жамбыл су» - 160 тысяч тенге. В рамках реализации механизма «Тариф взамен на инвестиции» с участием местных исполнительных органов были внесены изменения в инвестиционные программы двух субъектов, - сообщил спикер.

Он добавил, что контрольная деятельность также оставалась в фокусе: за шесть месяцев этого года по четырем административным делам вынесены штрафы на общую сумму девять миллионов тенге. Проведена одна проверка из числа включенных в реестр субъектов, по ее результатам выявлено одно нарушение, по которому выдано предписание, находящееся в стадии исполнения.

Департамент оказывает четыре вида государственных услуг в соответствии с утвержденным Реестром государственных услуг: выдачу лицензии на деятельность по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения; согласие на совершение сделок с имуществом при определенных условиях; согласие на реорганизацию и ликвидацию; включение и исключение из государственного реестра субъектов естественных монополий. За отчетный период оказано 11 услуг, в том числе одно согласие на реорганизацию и 10 решений по включению/исключению из реестра; отказов не было.

- Особое внимание уделяется информированию населения и взаимодействию с общественностью. За первые шесть месяцев 2025 года организовано и проведено 52 мероприятия с участием депутатов, представителей местных исполнительных органов, партии «Amanat», Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», общественных объединений, субъектов естественных монополий и СМИ: общественные приемы, приемы граждан в центре обслуживания населения, публичные слушания, семинары, круглые столы, брифинги в службе центральных коммуникаций и заседания региональной комиссии по тарифообразованию, - сказал
А. Абдрайхан.

Для доведения принимаемых решений до потребителей и широкой общественности департаментом размещено 245 публикаций в средствах массовой информации, на сайте Комитета, вышли в эфир интервью на телеканале «Jambyl» и областном радио, размещено 118 материалов в социальных сетях (Facebook и Instagram).

За отчетный период поступило 110 обращений: 79 от физических лиц и 31 от юридических, из которых 85 - заявления, одна жалоба и 24 прочих. Рассмотрено 61 обращение, прекращено 26, перенаправлено в другие органы 21, на стадии исполнения - два. Все обращения были обработаны в установленные сроки, повторных обращений не зафиксировано.

- Департамент продолжит проводить прозрачную и справедливую тарифную политику, усиливать контроль, развивать взаимодействие с обществом и обеспечивать доступность регулируемых услуг, - подытожил спикер.

Подготовил Артём КИМ

Самые читаемые статьи недели: