Великая Отечественная война принесла много горя и страданий нашему народу. Мы свято храним память о боевых подвигах своих отцов, дедов и прадедов, которые большой ценой завоевали великое счастье жить, работать, растить детей под чистым небом.
Максим Иванович Грицай - один из тех, кто воевал за наше мирное и светлое будущее. Его давно уже нет в живых, но память о нем продолжает жить в благодарных сердцах потомков.
В село Мерке семья Максима Грицая приехала из Новосибирской области к замужней дочке. Там Максим Иванович жил с родителями, которые переселились в Сибирь из Одесской губернии в 1926 году. В 1939 году Максим Грицай поступил в сельскохозяйственный техникум, в том же году стал коммунистом. Работал до войны на МТС главным механиком. Но потом началась война…
Максима Грицая оставили по брони на машинно-тракторной станции, но вскоре бронь сняли, и он ушел на фронт. Сначала попал в Тамбов, оттуда в школу артиллеристов в город Белый. Освоив грозное оружие, Максим Иванович Грицай был направлен в 41-й артиллерийский полк 97-й дивизии. Воевал на 3-м Белорусском фронте под командованием генерала армии Ивана Черняховского, молодого и очень талантливого полководца, погибшего в 1944 году в Восточной Пруссии.
Первое боевое крещение Максим Иванович получил в 1942 году, когда его дивизия перешла в наступление под городом Белым Калининской области. Он был командиром расчета 122-миллиметровой гаубицы. Перед наступлением начали артподготовку. Их расчет выпустил в сторону противника около ста тяжелых снарядов. Стрелять прекратили только тогда, когда перегрелся ствол пушки.
Вслед за пехотой двинулись и артиллеристы. Не успели закрепиться, как фашисты предприняли контратаку. Пехота отступала, а артиллеристы с тяжелым оружием застряли. Появилась авиация противника, началась страшная бомбежка, которая повредила тягач. Нужно было что-то предпринимать и, прежде всего, связаться с командованием полка. Максим Грицай сел в «студебеккер» и под минометным обстрелом поехал к своим.
Получив приказ вывезти пушку из окружения, вернулся к расчету. Фашисты были совсем близко, но к позициям не подходили. Наводчик Василий Чехров захватил одного из них в плен. Солдаты быстро зацепили пушку, дали десяток выстрелов и тронулись к своей обороне. Их обстреливали, снаряды рвались рядом, но все в полном составе выбрались из зоны обстрела.
За бесстрашие при прорыве обороны противника Максим Грицай и наводчик награждены орденами Красной Звезды. Хорошо помнил ветеран и своего земляка Ажарова, который пробрался к ним, когда они снова оказались в окружении. Благодаря ему солдаты, считавшиеся уже погибшими, через несколько дней вышли из окружения.
Вместе со своим полком Максим Иванович освобождал Белоруссию, Литву, Польшу, Восточную Пруссию. Победа застала его в Кенигсберге. Но для него война закончилась в Харбине осенью 1945 года с разгромом милитаристской Японии. Наконец наступил долгожданный и завоеванный миллионами жизней советских людей мир. С теплом вспоминал ветеран в рассказах своих фронтовых друзей, с которыми плечом к плечу прошел все годы войны. Это Маклаков, Иван Губин, Василий Чехров.
Артиллерист, командир орудия Максим Грицай награжден орденом Красной Звезды, орденом Славы, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За взятие Кенигсберга», «За трудовую доблесть» и другими.
После войны фронтовик много лет трудился в районном объединении «Казсельхозтехника» слесарем-мотористом. Был в числе передовиков производства. И когда вышел на заслуженный отдых, продолжал трудиться, принося пользу людям. Этому учил и своих детей, внуков, которые свято хранят память о герое.
Ольга МАЗУР