Меню

Я убит подо Ржевом…

Операция «Марс» повлияла на исход Второй мировой войны

Я убит подо Ржевом… Я убит подо Ржевом…

Проходят годы, складываются в десятилетия, все дальше в глубине времен остаются события Великой Отечественной войны, уже почти не осталось живых ее участников. Тем не менее наш интерес к ней не только не ослабевает, но и с каждым годом становится все сильнее. Одна из причин - память о тех, кто на фронте пропал без вести, которых до сих пор ищут родные и близкие.

 

В частности, до сих пор изучается и пополняется новыми данными история самой длительной, 15-месячной битвы за Ржевский выступ. В операции «Марс» принимали участие тысячи наших земляков в составе 373-й стрелковой дивизии, имевшей трагическую историю. Дивизия сражалась в составе 39-й армии первого формирования и в июле 1942 года практически полностью погибла в окружении. Второе формирование дивизии состоялось в тылах Калининского фронта, в качестве пополнения прибыли бойцы из Среднеазиатского военного округа, призванные в Красную армию, в том числе из Казахской ССР.

Поисковиками установлены данные более ста жамбылцев, погибших во время третьей битвы за Ржев (конец 1942-го - март 1943 года), завершившейся освобождением города и ликвидацией Ржевского выступа. Если кто-то желает ознакомиться с этими списками, можете обратиться в нашу редакцию.

Истории этой битвы поэт Александр Твардовский посвятил стихотворение «Я убит подо Ржевом». На мой взгляд, самое пронизывающее душу произведение о той войне.

Впрочем, чтобы напомнить историю этой грандиозной битвы, нужно вернуться в сентябрь 1941 года.

 

«Фестунги» фюрера

По плану операции «Барбаросса» вермахт должен был завершить войну на линии Архангельск - Астрахань осенью 1941 года. Но Смоленская (10 июля - 10 сентября) и Киевская (август-сентябрь) операции, хоть и привели к огромным потерям в Красной армии, но заняли у вермахта силы и время, а дело шло к зиме. Перегруппировав силы, группа армий противника «Центр» под командованием генерал-фельдмаршала Теодора фом Бока 30 сентября начала главную операцию «Тайфун» - наступление на Москву. Более двух миллионов человек, 1700 танков, 14 тысяч орудий и 1450 самолетов двинулись на восток.

Из-за ошибок советского командования, ожидавшего удара вдоль шоссе Минск - Вязьма - Москва, в то время как немцы рискнули и нанесли удары по флангам с использованием проселочных дорог, первый удар «Тайфуна» вышел нокаутирующим. В Вязьме и вокруг нее в окружение попали четыре советских армии, большая часть техники и огромные запасы фронта. Путь к Москве группе «Центр» оказался открыт.

В результате советскому командованию пришлось импровизировать: Жуков организовал оборону вдоль дорог с твердым покрытием, их было очень мало, а все остальное оказалось размыто дождями и превратилось в потоки грязи. Фото немецких танков, зарывшихся в нее по самые башни, говорит о том, что остальная техника врага просто тонула. Следующий рывок немцы совершили с приходом морозов, когда грязь наконец замерзла. 4 декабря части моторизованной дивизии СС «Дас Райх» вышли к Химкинскому речному вокзалу - северо-западной окраине Москвы. С высокого берега Москвы-реки в обычные полевые бинокли немцы видели красные звезды на башнях Кремля. В это время, взяв Тулу в почти полное окружение, 2-я танковая армия Гейнца Гудериана, «покорителя столиц», подошла к Москве с юга на 60 километров.

Казалось, Германия стоит на пороге величайшей победы.

Но тут в планы Гитлера и его генералов вмешался козырный туз Сталина: пока Красная армия, истекая кровью, держала оборону, со всей страны - из Средней Азии, Урала, Дальнего Востока - были собраны резервы, 26 дивизий и 42 бригады.

Уже после войны битые гитлеровские вояки с удивлением узнали, что в контрнаступлении под Москвой Красная армия сильно уступала вермахту численно - в артиллерии так почти в два раза! - но это немцам не помогло. Неожиданные удары советских войск по группе «Центр», не успевшей перейти к обороне, вынудили части вермахта начать массовый отход на запад вопреки приказам командования.

Гитлер нашел выход: он приказал войскам забыть про отходы и цепляться за узлы крупных авто- и железных дорог, удерживать города и села, на них стоящие. К началу января 1942 года противнику удалось остановить наступление Красной армии ценой огромных жертв и брошенной техники, бесполезной на 40-градусном морозе, тем более без горючего.

В результате центральная часть советско-германского фронта приобрела весьма причудливые очертания, словно нанесенные на карту вдребезги пьяным штабистом-топографом. В череде этих зигзагов и полуколец выделялся образовавшийся сам собой выступ фронта в районе Ржева. Хотя вермахт и отступил, но от линии фронта к январю здесь оставалось до Москвы 180 километров. Всяко лучше, чем от Химок до Кремля, но все же недалеко.

Такие укрепленные города и районы гитлеровцы называли фестунгами и использовали тактику их удержания до самого конца войны. В помощь вермахту здесь была и малопригодная для большого наступления местность - густые, непроходимые для техники леса, малое количество дорог, обилие балок и оврагов, озер и болот. Вот в таких условиях Красная армия и начала Ржевскую 15-месячную эпопею.

 

Я убит и не знаю, наш ли Ржев, наконец

Ржевско-Вяземская операция началась 8 января и длилась до 20 апреля 1942 года. Это была наступательная операция войск Калининского (командующий - генерал-полковник И. С. Конев) и Западного (командующий - генерал армии Г. К. Жуков) фронтов, проведенная при содействии Северо-Западного и Брянского фронтов. Советские войска имели двукратное преимущество по силам.

Операция являлась составной частью стратегического наступления советских войск зимой 1941-1942 годов и имела целью завершить разгром немецкой группы армий «Центр» (командующий - генерал-фельдмаршал Г. фон Клюге). Несмотря на незавершенность, операция имела особое значение в ходе общего наступления Красной армии. Советские войска отбросили противника на западном направлении на 100-250 километров, завершили освобождение Московской и Тульской областей, освободили многие районы Калининской и Смоленской областей. С 8 января по 20 апреля 1942 года группа армий «Центр» потеряла почти 200 тысяч человек, включая раненых.

Потери советских войск в операции, согласно официальным данным, составили 776889 человек, из них безвозвратные - 272320 человек, или 35 процентов, санитарные - 504569 человек. Основными причинами незавершенности наступления советских войск являлись ошибочная стратегия распыления наступления на ряд направлений, тактика атаки укрепленных пунктов немецкой обороны вместо их обхода, отсутствие скоординированных действий родов войск, тактическая безграмотность командиров.

В последующих операциях по захвату Ржева советские войска под командованием Г. К. Жукова потеряли еще 710000 человек убитыми и ранеными, также не добившись серьезного продвижения на этом направлении.

 

Но нет, никто не гибнет зря…

Часть историков позднее высказалась на этот счет: Ржевская битва не принесла Красной армии никакой пользы, кроме бессмысленных потерь. Мол, продолжались тяжелые бои почти полтора года, никаких видимых результатов не имелось, а потом немцы «сами» взяли, да и отступили от «ненужного» уже города. От которого, кстати, к тому моменту почти ничего не осталось. После войны его пришлось отстраивать с нуля.

Но при внимательном анализе этого самого долгого сражения Великой Отечественной войны вырисовывается другая картина. Главной целью ликвидации Ржевского выступа было желание советского командования обезопасить Москву, до которой было всего 180-220 километров, от нового наступления немцев. На таком расстоянии столица СССР находилась в зоне досягаемости тактических подразделений люфтваффе, а ведь в 1942 году у немцев появились, пусть пока немногочисленные, но дальние тяжелые бомбардировщики Не-177 «Грифон» (боевая нагрузка до 5600 кг). Разведка союзников докладывала о разработке Германией крылатых (Фау-1) и баллистических (Фау-2) ракет с дальностью полета от 260 до 500 километров.

Такая угроза Москве, не только столице, но и промышленному и логистическому узлу всего центра Восточного фронта, не могла пройти мимо внимания советского командования. В свою очередь это прекрасно понимал и противник, сосредоточивший здесь мощную группировку из 16 полнокровных дивизий с частями усиления тяжелой и противотанковой артиллерией, инженерными частями и авиакорпусом из более чем 400 самолетов. Вот тут-то и крылась неочевидная слабость немецкой позиции, которую было необходимо защищать во что бы то ни стало.

Итак, 19 ноября 1942 года в районе Сталинграда советские войска начинаю операцию «Уран», когда по сходящимся направлениям два фронта, Юго-Западный и Сталинградский, наносят удары по флангам вражеской группировки, ведущей бои в городе, носящем имя Сталина. Фланги немецкой группировки - 4-й танковой и 6-й полевой армий - защищали итальянские и румынские войска, фронт которых рассыпался под нашим ударом уже в первый день наступления.

В итоге всего за пять дней советские ударные группы прошли по тылам немецкой группировки в Сталинграде более 200 километров и в районе города Калач на Дону замкнули кольцо окружения. В Сталинградском котле оказались свыше 300 тысяч гитлеровцев, штаб 6-й армии во главе с генерал-полковником Фридрихом Паулюсом (автором плана «Барбаросса») и много других частей, техники и вооружения. У немцев оставались два выхода - либо идти на немедленный прорыв из котла, бросив город, за который были пролиты реки крови вермахта, либо снаружи собрать ударную группу и наступлением извне деблокировать окруженных в Сталинграде.

Гитлер и слушать не хотел о том, чтобы оставить Сталинград, а глава люфтваффе Геринг заверил его к тому же, что сможет снабжать окруженных по воздуху. Успокоенный фюрер начал сыпать распоряжениями. Генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн получил приказ сформировать как можно быстрее деблокирующую группу «Дон» и, прорвав кольцо советских войск, восстановить сухопутную связь с армией Паулюса. Но где взять для этого войска?

Самые близкие войска, что можно было использовать для формирования группы «Дон», находились в полосе группы армий «Центр» под командованием фельдмаршала Гюнтера Клюге. К нему-то и обратился фюрер с приказом перебросить на юг к Сталинграду пару танковых, моторизованную и четыре пехотные дивизии. Однако Клюге в ответ сообщил, что свободными силами не располагает, поскольку все его самые боеспособные части сгорают, как дрова в печи, в боях на Ржевском выступе. Он привел в качестве аргумента отчет командующего Ржевской группировкой Вальтера Моделя: «В частях наблюдается сильный недокомплект личного состава - в ротах осталось по 20-30 человек, в батальонах - по 80-100. В танковых дивизиях и батальонах штурмовых орудий имеется не более 10 процентов исправной техники от штатной численности». Так что потери несла подо Ржевом не только Красная армия.

Но главное в том, что из-за Ржевской битвы немцам пришлось искать части для группы «Дон» вплоть до Франции. Собирали части с бору по сосенке. По первоначальному плану удар, деблокирующий группировки немцев к Сталинграду (операция «Зимняя гроза»), был назначен на 2 декабря, потом перенесен на 8-е, а реально начался только 12-го! Да и сил в итоге собрали куда меньше, чем требовал Манштейн. В результате немцы дошли до реки Мышкова, что в 45 километрах от Сталинграда - разведдозоры ударной группы уже видели сигнальные ракеты окруженных. Но на шесть часов раньше, к реке Мышкова вышли части 2-й гвардейской армии генерала Родиона Малиновского. И за этот рубеж группа Манштейна пройти не смогла (об этом рассказал фильм «Горячий снег» по повести Юрия Бондарева).

В итоге застрявшие в Сталинградском котле лучшие армии вермахта либо погибли, либо сдались в плен. Представьте себе: не было бы боев на Ржевском выступе, Манштейн нанес бы удар 2 декабря и почти наверняка деблокировал бы Паулюса. Насмарку пошли бы результаты операции «Уран», и кто знает, что было бы дальше. Так что не зря шли бои за Ржев, не зря! Вот так результаты «неудачной» операции Красной армии решили исход огромной войны.

 

Итоги череды побед

Гибель в Сталинградском котле 6-й полевой и 4-й танковой армий группы войск противника «Юг» привела к цепной реакции: Красная армия начала череду наступательных операций на южном фасе советско-германского фронта. Сначала прошла операция «Малый Сатурн» на среднем Дону (декабрь 1942-го - январь 1943 года, потери немцев и их союзников 130 тысяч человек, в том числе 60 тысяч пленными), затем - Острогожско-Россошанская операция (январь-февраль 1943 года, 84 тысячи пленных), Воронежско-Касторонецкая (февраль-март 1943-го, полное уничтожение 2-й венгерской армии, 73 тысячи пленных).

В результате Красная армия обрушила фронт врага на протяжении более 500 километров, продвинувшись вперед почти до Днепра… Оказавшись под угрозой полного окружения на Ржевском выступе, в начале марта 1943 года части группы «Центр» оставили свои позиции, отойдя уже на выступ Орловский. «Немецкий солдат ушел из Ржева непобежденным!» - хвастливо заявил по радио министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс. До его кончины и самоубийства Гитлера оставалось еще два года и три месяца. Но весной 1943 года всем уже стало ясно, как и где закончится Великая Отечественная война.

Юрий ЕФИМОВ

Самые читаемые статьи недели: