Меню
Сегодня, 12:49 / Знамя труда / Право

Закон на страже

Как Казахстан обеспечивает безопасность

Закон на страже Закон на страже

Государство на протяжении последних лет последовательно формирует многоуровневую систему национальной безопасности, объединяющую законодательные механизмы, силовые ведомства и инструменты профилактики угроз. Эта система помогает государству своевременно реагировать на вызовы, возникающие как внутри страны, так и за ее пределами, обеспечивать защиту граждан, предотвращать правонарушения, противодействовать экстремизму, укреплять общественный порядок и снижать риски возникновения чрезвычайных ситуаций. В центре государственной политики - принцип построения устойчивой и антикризисной модели безопасности, отраженный в стратегических инициативах Президента и реализуемый в деятельности правительства и правоохранительных органов.

 

Законодательная база

Опорой всей системы выступают нормативные документы, определяющие полномочия госструктур, инструменты реагирования, меры защиты и порядок взаимодействия ведомств.

Одним из ключевых документов является Закон «О национальной безопасности», который задает рамки для обеспечения обороноспособности страны, сохранения стабильности и поддержания боевой готовности Вооруженных Сил. Закон регламентирует функции органов безопасности, устанавливает принципы предотвращения угроз и определяет направления государственной политики в сфере защиты суверенитета.

Закон «О гражданской защите» формирует систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Он регулирует процессы реагирования на природные и техногенные катастрофы, вопросы промышленной безопасности, а также механизмы взаимодействия между министерствами, местными исполнительными органами и спасательными службами. Благодаря этому документу построена современная система реагирования на ЧС, включающая оценку рисков, мониторинг, оперативное информирование и ликвидацию последствий.

Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» устанавливает порядок поступления на службу в правоохранительные органы, правила ее прохождения и основания прекращения, а также закрепляет правовой статус, систему материального обеспечения и социальные гарантии сотрудников правоохранительных структур страны.

Работа в правоохранительных органах ведется в соответствии с общими принципами государственной службы и специальными принципами, установленными именно для правоохранительной деятельности.

К таким специальным принципам относятся: обязательная защита прав и свобод граждан, интересов государства и общества от преступных и иных противоправных действий; взаимодействие и партнерство с институтами гражданского общества; единообразие подходов к организации службы в различных правоохранительных ведомствах; принцип единоначалия и субординации; независимость правоохранительных структур от политических партий и других общественных объединений.

Положения закона распространяются на всех сотрудников правоохранительных органов, кроме военнослужащих - они проходят службу согласно законодательству о воинской службе.

Также нормы закона применяются к политическим государственным служащим в той части, которая не противоречит общим правилам государственной службы.

Эти документы формируют единый правовой каркас, на котором держится государственная система безопасности. Благодаря законодательной точности органы власти получают четкие механизмы реагирования, полномочия и инструменты профилактики.

Государственные органы

Исполнение задач в сфере безопасности распределено между несколькими ключевыми ведомствами, каждое из которых выполняет собственный функционал, но при этом действует в координации с другими.

Правоохранительная система Казахстана представляет собой разветвленную структуру, в которую входят прокуратура, органы внутренних дел - полиция, уголовно-исполнительная система, Национальная гвардия и военно-следственные подразделения, а также антикоррупционная служба и служба экономических расследований. Деятельность всех этих ведомств регулируется национальным законодательством, главным правовым основанием которого выступает Конституция Республики Казахстан.

Ключевые элементы системы охраны правопорядка включают: прокуратуру, осуществляющую надзор за соблюдением законности; органы внутренних дел, среди которых территориальная полиция и линейные подразделения, уголовно-исполнительная система, военно-следственные органы и Национальная гвардия; Антикоррупционную службу, отвечающую за противодействие коррупционным проявлениям; Службу экономических расследований, занимающуюся выявлением и расследованием преступлений в финансово-экономической сфере.

Меры по обеспечению безопасности

Система безопасности Казахстана включает несколько направлений, каждое из которых формирует отдельный уровень защиты. Физическая безопасность направлена на защиту жизни и здоровья граждан, а также их имущества, включая охрану защищаемых лиц и предотвращение угроз. На уровне общественной безопасности задействованы патрульные службы, механизмы охраны правопорядка и инструменты контроля за массовыми мероприятиями.

Вопросы национальной безопасности охватывают оборону государства, обеспечение боеготовности Вооруженных Сил, охрану государственной границы и защиту от внешних угроз. Безопасность объектов включает охрану государственных зданий, промышленных предприятий, учреждений уголовно-исполнительной системы и других объектов, где требуется специализированная защита.

Гражданская защита обеспечивает систему мониторинга, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этот сегмент охватывает широкий спектр мероприятий - от оценки рисков и профилактики аварий до аварийно-спасательных работ и восстановления инфраструктуры.

Принцип «Закон и порядок»

Государственная политика в сфере правопорядка связана с концепцией «Закон и порядок», разработанной по поручению Президента. Она включает меры по укреплению дисциплины, модернизации работы правоохранительных органов и повышению эффективности профилактики правонарушений.

На заседании Республиканского штаба Премьер-министр Олжас Бектенов провел обсуждение мер по борьбе с наркоманией и наркопреступностью, подчеркнув важность системного межведомственного подхода. Он отметил, что наркомания остается угрозой национальной безопасности и требует не только оперативных, но и социальных решений. По его словам, «обеспечение объявленного Главой государства принципа «Закон и порядок» является важнейшим условием устойчивого развития общества, укрепления правопорядка и защиты прав граждан».

В рамках концепции ведется разработка Комплексного плана по борьбе с наркоманией и наркобизнесом на 2026–2028 годы. Предусматривается усиление профилактики среди молодежи, включая группу NEET, расширение роли массового спорта и внедрение новых методических материалов в образовательные учреждения.

Министр внутренних дел Ержан Саденов сообщил о значительном прогрессе в противодействии интернет-торговли наркотиками. По его данным, с использованием системы «Кибернадзор» количество заблокированных сайтов увеличилось в 11 раз и превысило 26,5 тысячи ресурсов. Заблокировано свыше 35 тысяч карт-счетов, а более четырех тысяч человек привлечены к уголовной ответственности. За девять месяцев текущего года выявлено 6210 правонарушений в сфере наркотиков, изъято 26,1 тонны запрещенных веществ.

Министерство здравоохранения работает над улучшением системы лечения и реабилитации наркозависимых, обновляет клинические протоколы, внедряет международные стандарты и расширяет доступ населения к экспресс-тестам на наркотики, включая бесплатные варианты для социально уязвимых групп.

Система образования вовлекает педагогов, психологов и социальных работников в профилактическую деятельность. Все учащиеся охвачены уроками безопасности, а в школах действуют центры поддержки родителей. Министерство культуры и информации усиливает антинаркотическую пропаганду, применяя современные медиаформаты, размещая социальную рекламу на онлайн-платформах, в кинотеатрах, транспорте и местах массового скопления людей.

В сфере кибербезопасности ведомства совместно с КНБ нацелены на автоматическое выявление и блокировку таргетированной рекламы наркотиков. Министерству юстиции поручено укрепить технический потенциал судебно-экспертных органов для определения новых видов синтетических веществ.

Пограничные пункты будут оборудованы современными системами досмотра и радиомониторинга. Акимам регионов поручено возглавить областные штабы по борьбе с наркоманией и разработать меры с учетом региональной специфики. Все решения будут включены в Комплексный план, а план работы штаба на 2026 год уже утвержден.

Интернет-портал El.kz

Самые читаемые статьи недели: