В этом загадочном пестром мире человеку встречаются как добро, так и зло. Когда встречаешь добро, душа радуется, а горизонты сознания расширяются. А когда встречаешь зло, наоборот, теряешь покой, грудь сжимается, дыхание затрудняется, а сердце обременяется и ноет. Это незыблемый закон жизни.
Даже то, что твои соседи - хорошие люди, само по себе большая радость, особое счастье, утешение для души. Возможно, поэтому в народе так много прекрасных изречений о соседях. Например, «Лучше тай (годовалый жеребенок) соседней деревни, чем скакун дальнего родственника» или «Хороший сосед лучше плохого родственника». И так далее.
…После шести лет учебы в высшем медицинском учебном заведении Алматы и получения диплома врача, по направлению министерства я устроился врачом-хирургом в областную больницу города Жамбыл. Моя жена Жаныл Оралбаева, выпускница торгового института Караганды, тоже была молодым специалистом. Мы снимали квартиру около года-двух. За это время у нас родился ребенок. Честно говоря, мы пережили немало трудностей. Ведь нет большей трудности, чем быть зависимым от кого-то. По милости Божьей, в один из таких дней, неожиданно, аким города Алдияр Тусупов, вручил мне, как молодому специалисту, вне очереди ключи от двухкомнатной квартиры городского исполнительного комитета. Следует особо отметить, что в то время забота о молодых специалистах, трудоустройство, предоставление жилья были на высоком уровне. Так, внезапно мы обрели государственную квартиру, которая казалась нам дворцом, и были очень счастливы, душа наша возрадовалась, сердце согрелось. Через несколько дней, оглядевшись по сторонам, мы начали присматриваться, кто же наши «божественные соседи». Ведь не зря говорили наши предки: «Если сосед в городе плохой, проси у Бога защиты. Если сосед в степи плохой, быстро переезжай».
Слава Богу, в нашем доме, расположенном рядом с Технологическим институтом, - в подъезде было 12 квартир и три из них занимали казахи. На втором этаже жила семья Екпина Махмутова, старшего преподавателя кафедры математики Института технологии легкой и пищевой промышленности, одного из ведущих вузов города, человека, прошедшего немало жизненных испытаний. На пятом этаже жил Нурмахан, мужчина лет 35-40, сотрудник научно-проектного института «Южгипроводхоз». Все остальные были представители других национальностей. Вскоре мы нашли общий язык с этими двумя соседями, хорошо познакомились и подружились семьями. Иногда мы приглашали друг друга на чай, а если приезжали гости, то приглашали их вместе с нами, и дошли до того, что стали вести приятные, дружеские беседы.
Позже Екпин-ага уговорил меня купить небольшой дачный домик, который продавался рядом с его дачей в Кумшагале. «Ваши дети растут, и им полезно заниматься трудом, учиться простой работе. К тому же, вместо того, чтобы сидеть в многоэтажном доме круглый год, вы будете иногда выезжать за город, дышать свежим воздухом, отдыхать на даче. Еще одно преимущество – мы будем вместе ездить на дачу», – сказал он. Признаюсь честно, поначалу я думал: «Зачем мне еще молодому специалисту дача, когда я и так занят ежедневной работой, успею ли я ее содержать и не остаться в долгу перед землей?» Со временем мы привыкли и стали проводить выходные всей семьей там. Как говорится, «всему свое удовольствие», и после рабочей недели мы скучали по ручному труду, а свежий воздух на даче притягивал нас. Приехав, мы брались за кетмень и лопату, прочищали арыки и каналы, рыхлили землю у деревьев, пропалывали сорняки, и, обливаясь потом, получали истинное наслаждение. Затем ставили на середину самовар, подогретый на саксауле, и с удовольствием пили густой красный, ароматный чай. Иногда жарили вкусный шашлык. Дети с удовольствием ездили на дачу. Когда появлялось свободное время, мы ходили к соседям, осматривали их сады и огороды, получали ответы на множество вопросов и обменивались опытом.
Екпин Хамитович Махмудов, выпускник математического факультета Казахского государственного университета имени С. Кирова (ныне КазНУ имени аль-Фараби), человек опытный, мудрый, повидавший многое в жизни, со временем стал моим настоящим наставником. Его спокойная речь, глубокие, вдумчивые беседы, да и вся его сущность и облик несли в себе признаки благородства. Позже я узнал, что он был племянником классика казахской литературы Габита Мусрепова. Отец Габита - Махмут был младшим братом отца Екпина-ага, то есть Екпин-ага и Габит были двоюродными братьями, так как их отцы рождены от одного отца и одной матери.
После того, как мы заканчивали основную работу на даче, мы с Екпином-ага иногда собирались с другими дачными соседями и начинали беседовать на открытом воздухе. Нередко наши разговоры и воспоминания продолжались до полуночи. Он прекрасно, глубоко знал казахскую историю и литературу. Его логические рассуждения вызывали у меня восхищение и удивление. В жизни он был всегда справедливым и принципиальным. Не любил подхалимов и лжецов. Любил всегда говорить правду в лицо. Никогда не лицемерил.
Есть казахская пословица: «Плохой сосед скрывает твое добро и преувеличивает твое зло». Мы с Екпином-ага, как хорошие соседи, 17 лет жили в уважении друг к другу, как братья. Наши дети тоже привязались к Екпину-ага и Бикен-тате, и подружились с их детьми - Кайратом, Розой, Баян, Саяном, Айшой. Когда мы ходили в гости, на свадьбы, на вечерние концерты, мы оставляли наших детей у Екпина-ага и спокойно приходили поздно ночью, чтобы забрать спящих у соседа детей к себе домой. При этом Екпин-ага и Бикен-тате ни разу не выказали недовольства. Наоборот, они заботились о нас, давали советы, были опекунами наших детей, проявляли свою зрелость и воспитанность.
После выхода на пенсию Екпин-ага еще несколько лет проработал в Таразе, а в 2001 году переехал в свой родной город - Петропавловск, центр Северо-Казахстанской области, куда заблаговременно отправил своих детей Кайрата и Саяна - они уже несколько лет работали там врачами. Трудно передать, как мы были опечалены и как нас душило чувство расставания. Екпин-ага тоже с неохотой прощался с Таразом, где они с семьей провели свои самые светлые, солнечные, интересные 37 лет жизни. Ведь в этом городе остались его коллеги-современники, близкие друзья, самая младшая дочь Айша и внуки.
Екпин Хамитович, вернувшись на родину, принял участие в праздновании 100-летия Габита Мусрепова, добился присвоения одной из улиц Кызылжара (Петропавловска) имени Габита Мусрепова, организовал в центре города специальный сквер и установил в нем величественный памятник Габиту, приложив к этому немало усилий. В местных газетах опубликовал несколько статей и художественных очерков о своем знаменитом родственнике. Он также внес вклад в приведение в порядок музея Габита Мусрепова, построенного в родном селе писателя и его самого – Жанажол.
Когда у нас появлялось свободное от суеты время, мы периодически связывались с Екпином-ага по телефону, справлялись о здоровье. Мы пару раз гостили у них в Петропавловске. Они тоже навещали нас, приезжая к своей младшей дочери Айше, которая вышла замуж за парня из Тараза Ильяса Кырыкбаева. Так наши соседские отношения переросли в пожизненную братскую связь.
Увы, человеческая жизнь коротка. В 2010 году Екпин-ага скончался от острого сердечного приступа. Так он упокоился на родной земле, где покоятся его отец, мать и другие родственники. А Бикен-тате еще долгие годы приезжала в Тараз - к дочке Айше и обязательно бывала у нас дома. По ее просьбе мы собрали богатый материал о Екпине-ага и издали книгу воспоминаний. Сама Бикен-тате скончалась несколько лет назад в возрасте 83 лет.
Мы до сих пор с тоской вспоминаем своих любимых соседей, с которым мы много лет жили бок о бок, уважали друг друга как родные люди.
Сагындык ОРДАБЕКОВ,
врач-хирург, доктор медицинских наук, профессор, почетный гражданин Жамбылской области