Говорящая долина

В Шуском районе кроме конопли есть и другие достопримечательности

Свинцовые тучи, предвещающие серьезную непогоду, значительно сократили и без того короткий день. Летом часов в шесть вечера спокойно можно было бы продолжать фотографировать еще при естественном освещении, но когда мы приехали в Шуский район, сумерки уже насильно укладывали горожан в теплые постели. 

Туроператорам после трудового дня в Мерке дремать не давала настырная Меруерт Сергеева, руководитель отдела туризма управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития. «Не спать! Собираем материал для разработки маршрутов!» — скомандовала она. Вся группа «вытряхнулась» из автобуса убедиться в том, что этот край интересен не только печально известной коноплей. Пора региону придумать новый бренд. А рассказать здесь есть о чем.

 

 

 

Итак, мы отправляемся в село Толе би (оно находится в 240 километрах северо-восточнее города Тараза). Здесь стоит памятник уникальному человеку — Балуану Шолаку, который жил в 1864 — 1919 годах. Вырос он в Кокшетау, но его предки из Шуской долины. Настоящее имя этого человека — Нурмагамбет Баймырзаулы. Как рассказал нам один из местных жителей, в детстве джигит повредил руку и изуродовал пальцы. С тех пор его и стали называть Шолаком, что в переводе означает беспалый.

Личность, надо сказать, замечательная. Нурмагамбет Баймырзаулы обладал необыкновенной силой. Говорят, что он мог удерживать на плечах бревно с двадцатью джигитами. На ярмарках богатырь поднимал камень весом в 51 пуд – 816 килограммов! А еще он гнул подковы, владел сложной джигитовкой, побеждал именитых борцов. При этом был страстным поклонником музыки. После себя оставил десятки авторских песен. Одна из самых известных — «Галия» — посвящена любимой женщине. Увы, несмотря на то что в свое время он был одним из самых завидных женихов в степи, балуану так и не удалось обрести семейного счастья с той, кому принадлежало его сердце.

 

 

 

Недалеко от памятника Шолаку находится местный музей. Его здание нам показалось очень похожим на православную церковь XIX века, которая находится в Мерке. Оказалось, так и есть: когда-то здесь проходили службы, а теперь… стоят чучела животных. Как-то это все выглядит нелепо в храме. Коробит. Остальная экспозиция временно свернута — здание будут ремонтировать. И только памятник Ленину стоит в темноте возле крыльца бывшей церкви, как будто главного атеиста страны Советов грехи не пускают внутрь. Делаю несколько кадров, и руки опускаются. Не могу. В душе появляются какие-то скомканные чувства.

 

 

 

 

Рано утром мы снова на ногах. Ночью закрутилась пурга. Дорогу замело. Пробиваемся к средневековым тюркским святилищам Жайсана в долине реки Шу. На карте они обозначены между небольшими речками Теректы и Шатырколь. Нам удалось увидеть только одно святилище у самой дороги — по полю невозможно идти, сплошная слякоть, а жаль, здесь очень много интересных исторических памятников.

 

 

 

 

От себя рекомендую туристам взглянуть на культовый комплекс Жайсан-14. (Приходилось бывать в июле 2005 года, когда раскопки вела археолог Айман Досымбаева.) Там находились два мужских и одно женское изваяния. Это четкие рельефные работы средневековых мастеров. Для таких древних памятников они на удивление хорошо сохранились.

— Некоторые захоронения символические, — говорит краевед Искандер Торбеков. — Их делали, если воины гибли в походах, далеко от родины. В Жамбылском районе тоже встречаются ритуальные захоронения без тел. В одном из них при мне был найден сопроводительный материал — керамическая посуда, остатки наконечников стрел, копий, боевых ножей и останки коня — верного спутника воина. На Жайсане насчитывается примерно 35 каменных изваяний. Они датируются V — VIII веками нашей эры.

Рядом со святилищами — сакские курганы. Искандер считает это признаком родственных связей тюрков с саками, которые выразились во взаимопродолжении традиций и ритуалов.

Еще здесь есть очень интересные наскальные рисунки со сценами охоты, с изображением диких животных и солярных знаков. До них мы, увы, тоже не добрались.

 

 

 

Из-за непогоды пришлось отменить поездку в село Аксу на городище Баласагуни. Но на Тасоткельское водохранилище съездить все-таки рискнули. В радиусе нескольких километров от водохранилища совершенно другой микроклимат, как будто объект находится под невидимым защитным колпаком. Земля влажная, но снега нет.

— В водохранилище водятся сазан, белый амур, карась, лещ, судак, — говорит местный житель Базарбек Жиентаев. — Здесь часто бывают рыбаки. Приезжают отдохнуть на несколько дней.

Особых условий для туристов на водохранилище никто не создает. На берегу стоит дом без отопления и электричества. Укрыться от непогоды в нем можно за 1000 тенге с человека. И спать придется на своей постели.

А летом здесь, наверное, очень хорошо. Это так, информация к размышлению. Для полноты впечатлений все-таки не хватило прогулки на лодке по озеру.

 

 

 

О том, что в городе Шу встречаются натуры утонченные, свидетельствует памятник, поставленный игривому и любимому народом кюю «Ерке сылкым» в районе автовокзала на улице Толе би. Произошло это культурное событие в 2011 году. К необычному памятнику мы подъехали в кромешной темноте, хотя было еще не сильно поздно. На мгновенье на постаменте из мрака в свете вспышки вдруг появилась стройная, как тростинка, девушка в нарядном национальном костюме с воздушными оборочками, а вокруг нее птицы, как ноты, разлетаются в стороны.

Автор увековеченного кюя — уроженец аула Жамбыл Шуского района Абдимомын Желдибаев. Музыкальное произведение было написано еще лет сорок назад и посвящено молодой красавице. За это время кюй вошел в золотой фонд казахской музыкальной культуры. Как было бы здорово, если бы произведение звучало как гимн любви и красоте от одного прикосновения к памятнику. Нам же пришлось вызывать музыкальный дух шедевра уже дома через Интернет. Получилось: из динамика полились звуки легкие, как степной ветерок, и игривые, как резвый жеребенок.

Елена ЕФИМОВА, фото автора