Ввозим больше, чем вывозим. Как укрепить цепочку поставок продуктов питания

Как укрепить цепочку поставок продуктов питания

Сегодня можно услышать различные мнения по поводу того, как обеспечить Казахстан продовольственными товарами в условиях многолетнего экономического кризиса. Кто-то считает, что необходимо увеличить государственную поддержку сельхозтоваропроизводителей, некоторые, напротив, предлагают пустить фермеров в свободное плавание.

Группа исследователей — профессор Казахского научно-исследовательского института экономики АПК и развития сельских территорий Алтынбек Молдашев, ведущий научный сотрудник отдела региональных исследований федерального исследовательского центра «Якутский научный центр Российской Академии наук» Екатерина Федорова и старший научный сотрудник КазНИИЭАПКиРСТ Гульзада Джамбаева — придерживается мнения, что вопрос обеспечения продовольственной безопасности страны нужно решать комплексно.

«По мнению ведущих экспертов, мировая экономика в течение последних трех лет дестабилизировалась. Особенно на нее повлияла пандемия 2020-2022 годов, унесшая большое количество жизней и продолжающаяся, правда, в меньшей степени в последующие (2023-й и начало 2024-го) годы. Была прервана цепочка «сельское хозяйство — промышленность», что не могло не отразиться на объемах производства продовольствия. Сокращение объемов производства сопровождалось ростом цен, в первую очередь на социально значимые продукты. К примеру, в 2022 году в Казахстане цены в среднем на продовольственные товары, по данным органов статистики, повысились на 22-26 процентов, в том числе на молоко питьевое — на 24 процента, консервированное — на 40 процентов, кисломолочные продукты — на 24 процента. Также подорожало мясо и мясопродукты (на 16,6 процента), мясо птицы (на 15,4 процента), колбасные изделия (на 22,2 процента)», — говорится в исследовании.

По мнению ученых, на инфляцию цен на продовольствие в Республике Казахстан повлияли и климатические перекосы. Особенно были засушливыми 2021 и 2023 годы, что серьезно отразилось на урожайности сельскохозяйственных культур.

Наряду с вышесказанным на дестабилизацию экономики и продовольственное обеспечение влияют также военные действия на Украине и санкции западных стран против России. Казахстан экономически связан с Россией, значительная доля импорта продовольствия — российская. Из России на казахстанский рынок поступают материально-технические ресурсы для сельского хозяйства. Эти обстоятельства влияют на экономическое положение сельских товаропроизводителей Казахстана.

Вообще, считают авторы исследования, начало развития этого процесса общепринято связывают с глобальным финансовым и экономическим кризисом, который начался в 2008 году и охватил все развитые и развивающиеся страны. Последствия этого процесса продолжаются и на нынешнем этапе экономической трансформации. Дестабилизация как экономический процесс проявляется через определенные признаки. Каковы же они?

Всё ниже и ниже

До 2020 года мировая экономика росла высокими темпами (пять-шесть процентов), несмотря на то, что в 2020 году произошло кризисное падение (до -3,1 процента). А в 2021 году процентный рост достиг 6,2, затем идет снижение в 2022 году до трех, а в 2023 году наблюдается падение до 2,6 процента. В 2024 году эксперты Всемирного банка прогнозируют снижение мировой экономики до 2,4 процента, а в 2025 году — до 2,7 процента.

По мнению экспертов, рост мировой экономики будет незначительным в ближайшие годы на фоне высокой инфляции, ужесточения денежно-кредитной политики и условий кредитования во многих странах мира. В условиях инфляции важным вопросом является изучение состояния, тенденции обеспечения населения продовольственными продуктами.

Вопросы продовольственного обеспечения

В Казахстане среднегодовые темпы производства во многих отраслях экономики, как и во всем мире, имели аналогичную тенденцию. Особенно это наглядно видно на примере аграрного сектора. До 2020 года он устойчиво развивался, несмотря на наличие множества сдерживающих факторов.

Среднегодовые темпы за эти годы колебались по отраслям от 5,2 до 12,4 процента, а с 2020 по 2023 год (последняя оценочная) среднегодовые темпы резко снизились. Особенно значительное падение проявляется по картофелю (до 0,6 процента), сахарной свекле (до -21,8 процента), фруктам (до одного процента), овощам и бахчевым (до 1,7 процента) и яйцу (до -0,3 процента).

Основной причиной снижения темпов сельскохозяйственного производства в Казахстане надо признать засуху в 2021 и 2023 годах, из-за которой урожай только зерновых в первом случае снизился с 20,4 миллиона тонн (собранного в 2020 году) до 16,2 миллиона тонн, во втором — с 22,5 миллиона тонн (в 2022 году) до 14 миллионов тонн (оценка Минсельхоза РК на 2023 год). Важнейшим признаком дестабилизации в период 2020-2022 годов следует признать и пандемию.

Спасут ли ресурсы

По данным 2022 года, по сравнению с 2000 годом по всем основным видам продукции сельского хозяйства производство увеличилось до 3,7 раза (кроме сахарной свеклы — 20 процентов), увеличилось поголовье скота — от двух до трех раз (кроме свиней — уменьшилось на 34,4 процента). Все это привело к значительному росту производства продуктов сельского хозяйства на душу населения.

Однако достигнутый уровень производства по ряду продуктов не обеспечивает уровень потребления продовольствия по физиологическим нормам на душу населения.

Ниже нормы потребления находятся: овощи (52,1 процента), фрукты (55,3 процента), молоко (75,2 процента), яйца (73,6 процента) и мясо птицы. Сохраняется высокая доля импорта в емкости продуктовых рынков и в потреблении продовольствия.

Так, в 2022 году по 12 социально значимым продуктам доля импорта в емкости национального рынка Казахстана была более 20 процентов, то есть превышала пороговое значение продовольственной независимости (равной 80 процентам) от 24 процентов и выше.

Таким образом, достигнутый уровень производства сельскохозяйственной продукции на душу населения, уровень потребления и степень их соответствия установленным нормам, а также доля импорта в емкости продуктового рынка свидетельствуют об определенной импортозависимости государства по многим продовольственным продуктам (овощи, фрукты, сахар, мясо птицы и ряд продуктов переработки). Стоит задача наращивать производство этих продуктов как в ближайшей, так и в средней перспективе. В этих целях Правительством принята Концепция развития агропромышленного комплекса до 2030 года, в которой определены основные приоритеты и параметры развития отраслей АПК и меры для их достижения.

В частности, концепцией предполагается формирование в каждом регионе крупных продовольственных экосистем по производству и переработке мяса, фруктов, овощей, сахара, зерновых, масличных культур, молока.

Так, производство и глубокую переработку зерновых культур мощностью 300 тысяч тонн планируется создать в Северо-Казахстанской области; производство и переработку баранины мощностью 15 тысяч тонн — в Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях; производство и переработку молока общей мощностью 204 тысячи тонн — в Алматинской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях; производство и переработку плодов овощей мощностью пять тысяч тонн — в Жамбылской области; производство и переработку фруктов общей мощностью пять тысяч тонн — в Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях; производство сахара общей мощностью 150 тысяч тонн — в Алматинской и Жамбылской областях. В целом работа по созданию экосистем ориентирована на развитие производства востребованных экологически чистых продуктов на внутреннем и внешнем рынках и на импортозамещение.

Экспортный потенциал

Важным приоритетом в развитии аграрного сектора Казахстана и обеспечении продовольственной безопасности являются экспортно-импортные отношения на общем продовольственном рынке ЕАЭС и других стран Центрально-Азиатского региона.

В Казахстане в основном на экспорт отправляют зерно и зернопродукты. В последние годы их экспорт колеблется на уровне семи-восьми миллионов тонн, в 2022 году — 10,6 миллиона тонн, хотя показатель мог быть и выше. В ближайшие годы предполагается довести его до 10-12 миллионов тонн, а в более отдаленной перспективе — до 15-16 миллионов тонн. Однако в 2023 году из-за неблагоприятных погодных условий экспорт продуктов снизился.

Для достижения указанных параметров необходимо решение ряда организационных мер, связанных с совершенствованием инфраструктуры логистики, диверсификации посевных площадей и так далее. Основными регионами сбыта зерна (пшеницы) являются страны Центральной Азии и Афганистан.

В последние десятилетие значительное развитие получил экспорт мукомольной продукции, которая поставляется во все страны ЕАЭС (кроме Беларуси) и страны Центрально-Азиатского региона. Таджикистан и Узбекистан, сократив закуп пшеницы, значительно увеличили спрос на пшеничную муку.

В целом Казахстан реализует в страны ЕАЭС и страны Центрально-Азиатского региона в последние годы (2019-2022-й) четыре миллиона тонн пшеницы, за шесть месяцев 2023 года — 3,5 миллиона тонн, в том числе в Узбекистан — 1,7 миллиона тонн, Таджикистан — 325 тысяч тонн, Туркменистан — 150 тысяч тонн.

Кроме зерна и зернопродуктов, еще одной статьей казахстанского экспорта является плодоовощная продукция. Структура продаваемой продукции в большей мере представлена свежими овощами и фруктами. В 2022 году было вывезено порядка 232 тысяч тонн свежих овощей, 54 тысячи тонн бахчевых и около восьми тысяч тонн фруктов.

В 2,5 раза увеличился в 2022-2023 годах по сравнению с 2021-2022 годами экспорт бобовых (на 52,9 тысячи тонн). Большую его часть составляют чечевица (91,4 тысячи тонн), горох (35,8 тысячи тонн), нут (6,5 тысячи тонн). Импортируют чечевицу из Казахстана в основном Турция и Афганистан. Горох экспортируется в Узбекистан, Иран, Россию, Латвию, Литву и Словению. Покупателями нута являются Турция, Узбекистан, Литва.

Животноводческой экспортоориентированной продукцией Казахстана является мясо. Сегодня республика производит мяса и мясопродуктов в целом почти на уровне 100 процентов потребностей (потребляем 78,2 килограмма при норме 78,4 килограмма). По отдельным видам мяса (говядина, баранина, конина) уровень потребления значительно выше нормы, а по мясу птицы и свинине — ниже нормы. Часть производимой баранины и говядины реализуется на экспорт. В 2022 году за пределы государства было продано более 20 тысячи тонн мяса. В то же время закуплено для внутреннего потребления 153,1 тысячи тонн мяса птицы и 7,8 тысячи тонн свинины (в основном для колбасного производства).

В Казахстане имеется возможность увеличить поголовье скота в два-два с половиной раза в перспективе и повысить экспортный потенциал мяса и мясопродуктов, обеспечить сполна внутренние потребности и занять достойное место на мировом мясном рынке.

Экспорт отдельных продовольственных товаров, когда-то являющихся стратегическими для Казахстана, в настоящее время сократился как следствие снижения производства и разрушения единого рынка.

Что привозим для себя

По импорту обычно судят об уровне продовольственной безопасности государства. Наибольшая зависимость Казахстана от внешнего рынка наблюдается по фруктам, которые в структуре емкости рынка составляют 35,4 процента, мясу птицы — 85,5 процента, растительному маслу — 24,5 процента, сахару — 49,2 процента (с учетом собственного производства и импортного сырья).

Кроме того, большую долю импорта емкости рынка занимают консервированные продукты (до 95 процентов). Большинство из вышеуказанных продуктов поступают из России. Их доля в потреблении остается на уровне более 20 процентов, что определяет импротозависимость нашего государства по отдельным продуктам. Поставки овощей, фруктов, консервированных фруктов, соков, хлопкового масла и другой продукции, наряду с Россией, идут из Узбекистана, Таджикистана, а продукция животноводства — из Кыргызстана.

В 2021-2023 годах обострилась проблема с импортом сахара. Из-за сокращения импорта из России белого сахара ввоз сырца экономически целесообразен, так как республика исторически была и остается зависимой от поставок тростникового и свекловичного сахара-сырца.

На рынке мяса сохраняется и даже увеличивается импортозависимость. В структуре импорта мяса преобладает мясо птицы (127 тысяч тонн). Главным его экспортером является Россия. В 2022 году она поставила в Казахстан более 100 тысяч тонн.

Для укрепления позиций Казахстана на экспортных рынках мяса и повышения его конкурентоспособности реализуется государственная программа развития крупных откормочных хозяйств, продукция которых будет иметь более высокие кондиционные качества и экспортную направленность. Как показывают расчеты, к средней и более отдаленной перспективе республика сможет поставлять на внешние рынки порядка 100-150 тысяч тонн говядины, баранины, мяса птицы. Возможно в перспективе и расширение экспорта плодоовощной продукции.

С другой стороны, Казахстан останется постоянным покупателем сахара-сырца, белого сахара, растительных масел, консервированной продукции, потребность в которых будет увеличиваться, а также в ближайшей перспективе и сыра, колбасных изделий и других продуктов перерабатывающей промышленности из России, а также ранних овощей и фруктов из Узбекистана и Таджикистана.

Что делать?

Недостаточный уровень поддержки казахстанского агропромышленного комплекса является серьезным препятствием для повышения его эффективности и конкурентоспособности.

С вхождением Казахстана в ВТО сельское хозяйство имеет возможность получения прямой поддержки в размере 8,5 процента стоимости валовой продукции, а в настоящее время — 4,5 процента. Поэтому есть потенциал наращивания объемов государственной поддержки аграрному сектору. Научным организациям необходимо с учетом мирового опыта разработать меры по совершенствованию государственной поддержки сельского хозяйства, особенно в области субсидирования, кредитования, налогообложения, страхования.

При этом рост объемов субсидирования может происходить как за счет повышения объемов действующих направлений поддержки, так и использования ряда новых мер.

При этом авторы исследования предлагают осуществлять прямые выплаты сельхозтоваропроизводителям (сельхозформированиям) в виде субсидии на единицу реализованной продукции перерабатывающим (заготовительным и другим) предприятиям, имеющим на это соответствующий юридический статус. Также необходимо постановлением Правительства РК устанавливать надбавки к закупочным ценам на продукцию сельского хозяйства, закупаемую у населения, прежде всего на молоко сырое базисной жирности, поставляемое молзаводам для последующей переработки, а также молодняк крупного рогатого скота живым весом (до 100 килограммов) для последующего доращивания и откорма.

Кроме того, мерой государственной поддержки может быть возмещение сельскому хозяйству потерь от диспаритета цен между сферами АПК (сельского хозяйства и предприятиями третьей сферы АПК). Необходимо разработать положение о порядке возмещения потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей при установлении диспаритета цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые сельхозтоваропроизводителями.

Наконец, важнейшим направлением госрегулирования (поддержки) аграрного сектора является льготное кредитование. Льготное кредитование сельского хозяйства осуществляется в форме компенсации потерь банков за счет бюджетных средств при выдаче льготных кредитов.

Средняя базовая ставка, установленная Национальным банком Казахстана за последние годы (без учета сложившейся кризисной ситуации в последнее время в мировой экономике), составляет порядка 10 процентов с допустимой предельной ставкой вознаграждения банков второго уровня в размере семи процентов. То есть для конечных заемщиков, в том числе и для сельскохозяйственных товаропроизводителей, ставка вознаграждения составляет 17 процентов. Использование кредитных ресурсов по таким ставкам для сельского хозяйства неприемлемо по следующим причинам. В сельском хозяйстве из-за зависимости производства от природных факторов оборот капитала идет медленнее по сравнению с другими отраслями экономики. Соответственно, за счет ускорения оборота капитала товаропроизводитель не сможет снизить процентную нагрузку на основной долг, и вся процентная нагрузка ложится на себестоимость продукции с последующим ее удорожанием, что приведет к росту социально-политической напряженности в обществе. Во всех развитых странах для фермеров доступны кредитные ресурсы в среднем по два-три процента годовых.

В условиях нашей действительности оптимальным вариантом является кредитование фермеров со ставкой вознаграждения в пределах шести-семи процентов годовых, что соответствует среднему уровню инфляции по стране (в годы стабильной ситуации в экономике). Поэтому при определении нормативов субсидирования ставки вознаграждения по кредитам и лизингу необходимо исходить из этих параметров. При этом нормативы субсидирования будут меняться в зависимости от процентной ставки, установленной Национальным банком.

Остается только надеяться, что итоги исследования послужат неплохим пособием для разработчиков законов и госпрограмм по развитию АПК. Ведь на кону стоит ни много ни мало — жизнеспособность самой важной отрасли экономики — сельского хозяйства.

Людмила МЕЛЬНИК, фото автора