The news is by your side.

Испытание… автобусом

Почему в Таразе перевозчики не уважают пассажиров

Тараз хорошеет год от года. Появляются новые социальные объекты, жилые массивы, благоустраиваются улицы. И это закономерно: город должен отвечать своему статусу, быть комфортным и удобным для проживания. Но, к сожалению, отдельные услуги городских служб вызывают лишь раздражение и негодование. Не изменилось ничего и с наступлением нового года. Речь снова идет о сфере пассажирских перевозок.

 

Суровые реалии

Недавно руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Тараза Бакытжан Жаксылыков хвалился в интервью газете «Жамбыл-Тараз»: дескать, парк пассажирских автобусов постоянно обновляется, посредством внедрения навигационно-контрольной системы GPS осуществляется постоянный контроль за движением общественного транспорта на маршрутах, и никаких серьезных проблем в подведомственной ему сфере нет.

Видимо, г-н Жаксылыков давно не практиковал поездки в таразских автобусах и потому не знает реального положения дел. Если бы он покатался хотя бы недельку, посмотрел на работу водителей и кондукторов, испытал то, что испытывают каждый день пассажиры, он бы воздержался говорить о каких-то достижениях в этой сфере.

Сегодня каждый третий житель Тараза, пользующийся услугами автоперевозчиков, скажет, каково это — ездить в наших городских автобусах. Даже если не получишь каких-либо травм, то нервное потрясение непременно испытаешь. Приведем лишь несколько откровений на эту тему.

Айдай Маратова: «Летом 2015 года по вине водителя автобусного маршрута № 17 случилась авария. В результате я и еще двое пассажиров попали в больницу. Я получила сотрясение головного мозга и пролежала в палате 10 дней. С тех пор всегда с опаской сажусь в автобус».

Тамара Абдиева: «Не могу понять, почему никто не контролирует работу автобусников. Ездят, как угорелые. Однажды чуть не оказалась под колесами автобуса. Не успела на остановке выйти из автобуса маршрута № 12, как машина тронулась. Я упала, но водитель не обратил на это никакого внимания. Хорошо, что отделалась лишь ушибом. А ведь могло быть и по-иному. Попробуй потом докажи, что сама не виновата. О культуре обслуживания и речи нет: кондукторы и водители с пассажирами общаются по-хамски, словно находятся в своей частной лавке. Возможно, автобус и является чьей-то частной собственностью, но ведь выполняет он государственный заказ. Почему это никто не втолкует перевозчикам?»

Сакен Еркенов: «По роду своей службы часто бываю в Астане и каждый раз завидую жителям столицы. Ездят они в комфортабельных автобусах. Водители четко выполняют свои обязанности, кондукторы стараются быть вежливыми, учтивыми. На остановках автобус стоит положенное время, пока не закончится высадка и посадка пассажиров. А у нас как: «Давай, давай! Быстро, быстро!» Словно кто-то гонится за ними. На замечание отвечают грубостью. И за такие услуги мы платим налоги. Почему акимат не реагирует на эти безобразия».

Конечно, в вопросах технического оснащения автопарка с Астаной нам не сравниться — столица все-таки. Но ведь и при имеющемся подвижном составе можно и нужно соблюдать график движения, быть вежливыми с пассажирами. Пока же мы имеем то, что имеем.

Вот какое сообщение на сайт акима области направила 8 декабря 2016 года гражданка Тараза под псевдонимом Гость (орфография и стилистика письма сохранены): «…Примите уже строгие меры на маршрутные автобусы. Они мало того, что гонки устраивают, так на ходу пассажиров сажают. Беспредел полнейший. На замечания шоферы агрессивно отвечают, грубят. Сегодня я сама чуть не попала под автобус, шофер, не видя, едет с открытой дверью. На мое возмущение они просто послали».

Поскольку «горячей» телефонной линии с автопарками нет, жители выражают свое недовольство работой общественного транспорта на сходах и встречах с чиновниками из акимата. Больше всего нареканий по поводу графика движения автобусов. Если в дневное время он еще как-то соблюдается, то уже после 18 часов на маршрутах начинается беспредел. Игнорируя все существующие требования перевозок и безопасности, водители стараются поскорее избавиться от пассажиров и сойти с маршрута. В половине восьмого вечера уже бесполезно ждать нужный автобус. Хваленая система GPS в это время, наверное, отключается. Людям приходится добираться до дома или на такси, или же на своих двоих. Сложнее всего в этой ситуации приходится жителям городских окраин: пешком, например, на Дальнюю Карасу или в Кумшагал не добраться, а на такси очень уж накладно.

Как известно, у военнослужащих есть устав, от которого они не могут отступить ни на шаг. У госслужащих есть Этический кодекс, который тоже нельзя нарушать, в противном случае можно лишиться работы. Но ведь работники общественного транспорта тоже выполняют государственную услугу, которая к тому же дотируется из бюджета. Почему же они нарушают трудовую дисциплину, пренебрегают элементарными нормами этики, хамят и унижают пассажиров?

Отдельного разговора заслуживает состояние общественного транспорта. Салоны автобусов, как правило, не моются неделями. Весной и летом людям приходится дышать пылью, бензиновым угаром. К тому же отдельные перевозчики взяли за привычку завешивать окна черными шторами, видимо, для того, чтобы их засаленность не так бросалась в глаза. Под грязными сиденьями находятся какие-то железяки, ветошь. Ко всему прочему водители на всю громкость ставят музыку. С ума можно сойти от поездки в таких «комфортных» условиях.

Говоря о сфере пассажирских перевозок, нельзя обойти стороной и вопрос, связанный с остановками. Акимат Тараза немало сделал для того, чтобы пункты ожидания общественного транспорта были удобными и выглядели эстетично. Со многих автобусных площадок в центральной части города исчезли торговые киоски. Однако начатое дело так и не было доведено до логического завершения. И сегодня, к примеру, по проспекту Жамбыла напротив медицинского училища на автобусной остановке красуется странное сооружение, портящее эстетический облик города. Подобная же картина на остановке «Налоговая» по улице Койгельды и на других участках.

Не доведена до конца и работа по установке автобусных павильонов. Уже который год обращаются в акимат жители домов, примыкающих к остановкам «Выставка», «Автошкола», но все безрезультатно. А ведь улица Койгельды, на которой они расположены, является одной из центральных улиц города, и по ней курсируют три автобусных маршрута.

В чём причина?

Как говорится, у каждой проблемы есть свои причины. Автор статьи не ставит целью всю вину за сложившееся положение дел в сфере пассажирских перевозок валить только на автопарки.

Как известно, идя навстречу пожеланиям перевозчиков, акимат города отменил льготы для социально уязвимых слоев населения на проезд в городских автобусах. Поскольку какие-то сомнительные действия стали происходить с реализацией проездных билетов, пришлось отказаться и от этой затеи.

Тем не менее зарплата у водителей по-прежнему скромная, а потому желающих 12 часов в сутки крутить баранку за гроши сейчас немного. Не отсюда ли озлобленность, агрессия? Квалифицированные, уважающие себя специалисты подались в большие города. На их место пришла не обученная должным образом молодежь. Если недавно, чтобы стать водителем автобуса, требовался пятилетний стаж работы за рулем, то теперь на это требование как бы закрыли глаза. В Таразе автобусами управляют в основном молодые люди, наскоро прошедшие курсы вождения. Какой с них спрос?

Это лишь часть проблемы. Люди, так или иначе соприкасавшиеся с работой автобусных парков, с проведением тендеров, утверждением маршрутов движения, набором кадров, считают, что во всех этих звеньях имеются подводные течения. Речь идет о так называемых коррупционных схемах с присущими для них «откатами». Не потому ли руководители автобусных парков не идут на контакт с прессой, всячески избегают встречи с журналистами? Автору этих строк при подготовке данного материала так и не удалось встретиться ни с одним директором автобусного парка. Почему они боятся откровенного разговора? Может быть, не желают выносить сор из избы, нарушать сложившиеся схемы, которые, видимо, устраивают и заказчиков, и исполнителей? Но, как бы там ни было, проблему надо решать. И решать кардинально.

По мнению председателя ассоциации перевозчиков Жамбылской области Толеугазы Нурмуханбетова, все беды в сфере пассажирских перевозок начались еще в 90-е годы, когда вместо мощного автоуправления было создано несколько товариществ с ограниченной ответственностью, как говорится, без кола и двора. Около 70 процентов маршрутов были переданы по тендерам вновь созданным ТОО, не имеющим производственной базы. В результате за 20 лет город потерял троллейбусный парк, междугородный автобусный парк № 2.

Ругаешь — предлагай!

— Прежде всего, Агентству РК по регулированию естественных монополий необходимо внести изменения в «Типовое положение по организации открытых тендеров на оказание услуг пассажирским транспортом на маршрутах», — считает
Т. Нурмаханбетов. — Организацию тендера следует разделить на два этапа. Вначале необходимо провести тендер на организацию пассажирских перевозок среди предприятий, затем — среди водительского состава, имеющего автобусы. Далее выигравшие тендер водители набирают себе бригадиров и входят в состав предприятия, имеющего право на организацию пассажирских перевозок. Тем самым они будут обеспечены необходимыми техническими условиями для работы на маршрутах.

Председатель ассоциации перевозчиков также считает, что ныне удерживаемая акиматом Тараза стоимость проезда в городском автобусе в 55 тенге вынуждает перевозчиков идти на всевозможные уловки и ухищрения, которые не лучшим образом отражаются на качестве их работы. Ведь, как известно, в Алматы стоимость проезда составляет 80 тенге, в Шымкенте — 70 тенге. И первокласснику понятно, что пассажиропоток в этих городах в 3-4 раза больше, чем в Таразе. Поэтому хоть на 21-м году работы в рыночных условиях необходим возврат в правовое экономическое поле.

От себя добавлю, что раз уж у акимата и руководства автобусных парков нет времени и желания конт-ролировать работу общественного транспорта, пусть отдадут функции контроля тем, кто ежедневно ездит на автобусах. При этом не надо наделять их какими-то полномочиями. Да и затрат особых для этого не потребуется.

Перво-наперво надо сделать так, чтобы в салоне каждого автобуса имелись информация о водителе и кондукторе с указанием их фамилий, а также правила по обслуживанию пассажиров. А внизу непременно должна быть приписка, что свои замечания и пожелания по работе водителя или кондуктора пассажиры могут высказать по телефону такому-то. При этом желательно, чтобы телефон этот находился в диспетчерской или у человека, имеющего реальные рычаги воздействия на нерадивых работников. То есть каждый сигнал пассажира должен непременно регистрироваться, и на него должна быть соответствующая реакция. Только так можно повысить ответственность водителей и кондукторов за свое дело. Возможно, тогда поубавится количество жалоб, поступающих на блог акима города и области.

На мой взгляд, недостаточно внимания на проблемы в сфере пассажирских перевозок обращают депутаты городского маслихата. А ведь их активное и решительное вмешательство было бы кстати.

Немало интересного может найти в этой сфере и инспекция по труду. Стоит лишь поинтересоваться тем, как принимаются на работу кондукторы, сразу станет ясно, что с требованиями трудового законодательства в автопарках Тараза никто не считается.

Думается, не лишним было бы вмешательство в данную проблематику активистов партии «Нур Отан», других общественных организаций, ведь речь идет не о каких-то единичных случаях, а о системном нарушении прав потребителей, наших граждан.

Существующий мораторий на проверки субъектов бизнеса, к которым относятся и автопарки, не дает последним права игнорировать действующее законодательство, нарушать условия договора с заказчиком, проявлять хамство по отношению к пассажирам.

Как известно, в начале года Таразский горакимат объявляет тендер на проведение госзакупа услуг, в том числе и в сфере пассажирских перевозок. Как будет организован тендер в новом году? Или снова в процедуру его проведения вмешаются какие-то таинственные силы, для которых на первом плане будут не интересы наших граждан, а личные, корыстные интересы? При таком раскладе наивно полагать, что в данной сфере произойдут какие-либо положительные сдвиги. И нам придется снова под грубое понукание кондуктора «Давай, давай! Быстро, быстро!» втискиваться в переполненный автобус, не ведая того, какие новые унижения нас ждут до прибытия к месту назначения.

Кукен ОРШАБЕКОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.