The news is by your side.

Кадры решают всё

Профессионализм — залог эффективной работы

За короткий по историческим меркам отрезок времени государственная служба страны прошла большой путь становления. 

Сегодня государственный аппарат переживает трансформацию в высокоэффективную, мобильную, ориентированную на граждан и постоянно совершенствующуюся организацию.

Главный актив госслужбы — люди, которые в ней работают. Их высокий профессионализм и результативность являются залогом эффективного служения гражданам страны. Руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Жамбылской области Максут Налибаев в преддверии Дня госслужащего РК встретился с журналистами и ответил на ряд вопросов.

— В Плане нации «100 конкретных шагов» одной из главных институциональных реформ названа реформа государственной службы. Ей посвящено 15 шагов. Сколько из них уже пройдено?

— Можно сказать, что практически все. В соответствии с задачами, поставленными Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, профессиональный аппарат госслужбы сформирован, так же, как инструменты его формирования: тестирование, конкурсы с участием наблюдателей от СМИ и негосударственных организаций. Последний 15-й шаг — факторно-балльная оценка работы служащих — сейчас внедряется в пилотном режиме в четырех государственных органах. Как только она пройдет апробацию, думаю, начнется ее внедрение на всей территории Казахстана. Размер зарплаты — один из наиболее привлекательных факторов при выборе работы. Хотелось бы, чтобы государственная служба в этом плане была одним из престижных мест. Но и безличное повышение оплаты несправедливо. Поэтому факторно-балльная система позволит стимулировать хороших работников и даст пищу для размышления тем, кто трудится с прохладцей.

— Каков сегодня отбор на государственную службу?

— Желающих работать в гос-органах изначально очень много, но к последним отборочным этапам конкурс составляет примерно два человека на место. Отбор проходит открыто, любой желающий может подать заявку для получения статуса наблюдателя, мы ее рассмотрим.

Но хочу заметить, что сегодня и самим руководителям невыгодно набирать сотрудников лишь по родственным или дружеским отношениям, без учета их компетентности, потому что от их работы зависит и его благополучие. По итогам работы подчиненных руководителю выставляется оценка. Если не того принял, если за уши притянул, то за это придется нести ответственность. Предусмотрена законодательно ответственность руководителей, которые некачественно провели конкурсный отбор сотрудников. У нас есть около десятка таких дел в отношении руководителей.

Дальше больше будет. Когда начнется оплата труда по факторно-балльной шкале, сотрудник сам себя и коллег начнет контролировать. Балласт, который утром пришел, вечером ушел, будет потихоньку отсеиваться.

— Известно, что сейчас в государственных органах ваше ведомство активно ведет анкетирование сотрудников. С чем это связано?

— Анкетирование проводится для выявления реальной ситуации в тех или иных органах. Его цель — изменить правила организации рабочего процесса на государственной службе, те устоявшиеся нормы, которые препятствуют эффективности. Чтобы исключить влияние субъективных факторов на результаты, анкетирование проводится анонимно. Руководитель не должен воспринимать анкетирование или его результаты в штыки, доказывать, что все хорошо. Если руководитель желает навести порядок, знать свои недочеты, недостатки, он должен пользоваться этим анкетированием, чтобы эффективно строить свою работу, посмотреть, где и что не учел или допустил перегибы.

Мы эти анкеты анализируем и результаты анализа доводим до руководства коллективов. Буквально недавно на заседании Совета по этике мы рассматривали результаты анкетирования сразу в нескольких организациях. Проанализировано множество позиций: переработки, несвойственные функции, сбор денег в коллективе и прочие. Руководителей организаций, где те или иные отрицательные факторы преобладают, Совет пригласил на заседание. Провели разбор ситуации: может, в учреждении неправильная организация работы, может, неумение ставить задачи — мы помогаем скорректировать руководителю его деятельность. Поскольку мы департамент государственной службы, наша задача не только выявить проблему, но и направить работу так, чтобы аппарат эффективно работал, не загоняя при этом в угол своих служащих.

— Говоря о выявлении недочетов, нельзя не вспомнить о профилактике коррупционных нарушений. На что департамент обращает особое внимание?

— Профилактика коррупции должна проходить комплексно. Это и фильмы, и семинары, и «устрашающие» видеоролики. Но в то же время это цифровизация, которая сегодня полным ходом идет в стране. Это устранение возможности прямого контакта между услугодателем и услугополучателем. Профилактике коррупции служит и контроль качества над оказанием государственных услуг.

Профилактикой является и привитие служащим высокой культуры и этических норм. Ведь этичный, культурный человек никогда себе не позволит что-то лишнее запросить, не то что пойти на преступление. Та же прозрачность конкурсных процедур, о которой мы говорили выше, также является профилактической мерой.

Большую ставку в профилактике коррупционных преступлений мы делаем на профессиональную подготовку кадров. В том же Плане нации определено, что региональные центры обучения государственных служащих, которые работали при акимах областей, должны быть переданы в филиалы Академии госуправления РК при Президенте. Акимов областей обязали, чтобы они выделили отдельные здания с определенной квадратурой. Сюда же переместился и департамент Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции. Это важно для отладки учебного процесса, контроля над ним, для тесной работы с госслужащими, потому что мы здесь и преподаем, и даем методические указания, и проводим тематические лекции и семинары. Непрерывный учебный процесс в современных условиях — залог эффективной государственной кадровой политики.

Формирование современного, профессионального государственного аппарата и его постоянное совершенствование является одним из решающих факторов дальнейшего стабильного и поступательного развития Казахстана.

Подготовила Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.